Авторы
- ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Данное исследование посвящено анализу проблематики выбора рабочими профессиями школьников в контексте современных социальных, экономических и культурных изменений. В условиях трансформации роли профессий в обществе, а также негативных тенденций, влияющих на ценности трудовой деятельности, изучение понятия «рабочие профессии» приобретает особую значимость. Автор подчеркивает неопределенность и многообразие подходов к определению данного термина, отмечая, что его исследования находятся на периферии интересов ученых, несмотря на усилия по повышению престижа рабочих профессий в обществе. Целью работы является выявление ключевых характеристик понятия «профессия» через анализ литературы, включая справочно-энциклопедические источники, что позволяет рассмотреть профессии как сложное явление, охватывающее экономические, социальные и культурные аспекты. В результате рассматриваются атрибутивные признаки профессии, такие как род занятости, требования к подготовке и механизмы специализации трудовой деятельности. Работа также обращается к классическим социологическим концепциям, что позволяет глубже понять эволюцию понятия и его современное значение как социального института. Исследование акцентирует внимание на сложной взаимосвязи между профессиями и ценностными ориентациями общества, что в свою очередь подчеркивает необходимость дальнейшего изучения данной темы в педагогической практике. rnВ современных условиях растущего спроса на рабочие профессии с высокой квалификацией, обусловленного необходимостью улучшения качества продукции и перехода на «умное» производство, актуализируется необходимость изменений в системе образования для рабочих специальностей. Данная работа рассматривает новые подходы к образованию, в частности, практико-ориентированное и модульное обучение, которые способствуют формированию профессиональных компетенций у студентов. Подчеркивается важность интеграции теоретических знаний и практических навыков в образовательный процесс, а также повышается внимание к индивидуализации обучения, что позволяет адаптировать программы под потребности учащихся. rnВ работе также акцентируется внимание на роли активного взаимодействия между образовательными учреждениями, работодателями и государством для повышения престижа рабочих профессий в обществе. Опираясь на современные технологии и методики, такие как проектное и модульное обучение, исследование предлагает создание образовательной среды, способствующей развитию как теоретических, так и практических навыков. Заключение подчеркивает необходимость системного подхода к образованию, который должен учитывать изменения в экономике и технологии, обеспечивая подготовку квалифицированных специалистов, готовых к требованиям современного рынка труда.rn
Список литературы
1.
Махиянова А.В., Сагетдинов А.Ф., Теория и практика общественного развития. 2021. № 5 (159). С. 15-19. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45765809
2.
Карпова А.А., Озорнина Е.А., Невежин Д.В., Кравцова Ю.Е., Особенности организации обучения рабочим профессиям в условиях цифровой трансформации аграрной экономики 2023, 256-264, https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60784057
3.
Сагетдинов А.Ф., Молодые рабочие как социально-профессиональная группа: оценка рисков ухода из профессии 2021, 110, https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54420233
4.
Яковлева С.В., Повышение престижа рабочих профессий среди молодежи 2020, 28-30, https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43983526
5.
Чанышева О.А., Перспективы обучения рабочим профессиям студентов старших курсов 2015, 19-23, https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26347053
6.
Корнеева С.Д., Модульное обучение смежным профессиям при подготовке квалифицированных рабочих кадров из числа безработных граждан, 2005, 23, https://elibrary.ru/item.asp?id=15833237
7.
Дэниел Альвунгер, Разработка учебных планов по направлениям деятельности в старших классах средней школы Профессиональное образование и тренинг: обзор исследований в Швеции, 2024, 5. DOI: https://doi.org/10.13152/IJRVET.11.3.1
8.
Себастьян Турда, Взаимосвязь между личностными факторами, профессиональной идентичностью и самоэффективностью принятия карьерных решений, 2024, 5 DOI: https://doi.org/10.13152/IJRVET.11.1.3
9.
Ахмид, С. С., Тью, К.С., и Абдулла, М. Н. Л.Я. Влияние инновационных характеристик, готовности к работе и профессиональной я-концепции на возможность трудоустройства студентов профессиональных колледжей. 10(3),2023 288-317. https://doi.org/10.13152/IJRVET.10.3.1
10.
Михаэлис, К., и Буссе, Р. (2021). Региональные различия на рынке обучения: возможности для подростков получить место на базе компании в зависимости от условий регионального рынка обучения. Международный исследовательский журнал в области профессионального образования, 8(1), 87-114. https://doi.org/10.13152/IJRVET.8.1.5
11.
Сьёберг Д., Карп С., Рантатало О. (2019). Чему студенты, выполняющие “второстепенные роли”, могут научиться на сценарном тренинге в профессиональном образовании. Международный журнал исследований в области профессионального образования и профессиональной подготовки, 6(1), 46-67. https://doi.org/10.13152/IJRVET.6.1.3
12.
Кайзер Ф., Кругманн С. (2018). Социальные аспекты и участие в профессиональном образовании и профессиональной подготовке - введение в специальный выпуск. Международный журнал исследований в области профессионального образования и профессиональной подготовки, 5(3), 172-177. https://doi.org/10.13152/IJRVET.5.3.1
13.
Биллетт, С., & Ле, А. Х. (2024). Вовлечение молодежи в профессии, обслуживаемые профессиональным образованием: тематическое исследование из здравоохранения. Международный журнал исследований в области профессионального образования и профессиональной подготовки, 11(2), 200-222. https://doi.org/10.13152/IJRVET.11.2.3
14.
Киикери П., Уусиаутти С., Пуртило-Ниеминен С. (2024). Процветание и благополучие студентов в онлайн-средах обучения в сфере профессионального образования и профессиональной подготовки. Международный журнал исследований в области профессионального образования и профессиональной подготовки, 11(1), 119-145. https://doi.org/10.13152/IJRVET.11.1.6