Главная Выпуски 18 (4)

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 159.9 DOI: 10.24412/2076-9121-2024-4-138-154

Авторы

  • Мелихова Виктория Игоревна

Аннотация

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью комплексного подхода к выделению психологических детерминант речевого развития, оказывая влияние на которые можно корректировать коммуникативное и речевое развитие ребенка через его ближайшее окружение. В связи с этим данная статья направлена на выделение и структурирование основных положений отечественных и зарубежных исследователей в области психологии и педагогики, которые изучали речевое развитие детей раннего возраста и сопутствующие ему процессы. Ведущими методами в данном исследовании являются сравнение и обобщение, позволяющие сделать сравнительный анализ имеющихся теоретических положений. Исследование проводилось в форме систематизации теорий, принадлежащих представителям антропологического, системного и психоаналитического подхода, из которых ведущим является психоаналитический. Цель исследования — выделение психологических детерминант речевого развития, которые могут быть положены в основу программы работы с семьями, имеющими детей раннего возраста с нарушениями речевого развития. В результате исследования в статье были выделены психологические детерминанты речевого развития, которые проявляются во взаимодействии ребенка с ближайшим окружением. Практическая значимость данных результатов состоит в том, что, понимая, какие факторы негативно сказываются на речевом развитии ребенка, причины их возникновения, можно составить программу, ориентированную на устранение этих причин, улучшение детско-родительских отношений, гармонизации сепарационного процесса и, как следствие, развитие речевых и коммуникативных навыков у ребенка.

Как ссылаться

Мелихова, В. И. (2024). КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (4), 138. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2024-4-138-154
Список литературы
1. 1. Малер, М., Пайн, Ф., и Бергман, А. (2018). Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация. Москва: Когито-Центр.
2. 2. Лисина, М. И. (2009). Проблемы онтогенеза общения. В: Формирование личности ребенка в общении (с. 17–165). Санкт-Петербург: Питер.
3. 3. Разенкова, Ю. А. (2017). Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Дис. ... д-ра пед. наук. Институт коррекционной педагогики РАО. Москва.
4. 4. Winnicott, D. W. (1998). Маленькие дети и их матери (Н. M. Падалко, пер.). Москва: Класс.
5. 5. Bion, W. R. (2021). Научение через опыт переживания (А. Шуткова, пер.). Москва: Когито-Центр.
6. 6. Klein, M. (1998). Эмоциональная жизнь ребенка. В: Психоанализ в развитии. Сборник переводов (А. П. Порошенко, И. Ю. Романов, сост.). Екатеринбург: Деловая книга.
7. 7. Грин, А. (2005). Мертвая мать. В: Жибо, В. А., и Россохин, А. В. (Ред.). Французская психоаналитическая школа (с. 333–361). Санкт-Петербург: Питер. https://psychic.ru/articles/modern/modern89.htm
8. 8. Выготский, Л. С. (1991). Педагогическая психология (В. В. Давыдов, ред.). Москва: Педагогика.
9. 9. Эльконин, Б. Д. (1994). Введение в психологию развития. Москва: Тривола.
10. 10. Леонтьев, А. Н. (1971). Потребности, мотивы и эмоции. Москва.
11. 11. Рубинштейн, С. Л. (1958). О мышлении и путях его исследования. Москва: Изд-во АН СССР.
12. 12. Опарина, Е. О. (2002). Эдвард Сепир. В: Березин, Ф. М. (Ред.). Американские лингвисты ХХ века (с. 81–82). Москва: ИНИОН РАН.
13. 13. Пиаже, Ж. (1999). Речь и мышление ребенка (с. 322–330, 337–340). Москва: Педагогика-Пресс.
14. 14. Анохин, П. К. (1975). Очерки по физиологии функциональных систем. Москва.
15. 15. Павлов, И. П. (1940–1949). Полное собрание трудов И. П. Павлова: в 5 т. (т. 4). Москва, Ленинград: Изд-во АН СССР.
16. 16. Фрейд, З. (2006). Основные психологические теории в психоанализе (М. В. Вульф и А. А. Спектор, пер.). Москва: АСТ.
17. 17. Руссийон, Р. (2015). Введение в работу о первичной символизации. В: Международный психоаналитический ежегодник. Вып. 6. Избранные статьи из «Международного журнала психоанализа». Москва. https://psychic.ru/articles/modern/modern11.htm
18. 18. Фонда, П. (2015). Синдром цепляния. Ставрополь. https://www.srpa.ru/biblioteka/doklady-i-publikacii/261-paolo-fonda-qsindrom-czeplyaniyaq.html
19. 19. Финашина, Т. А. (2000). Развитие речи у детей раннего возраста, воспитывающихся в разных условиях. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Калуга: Калужский государственный университет. http://www.dslib.net/psixologia-razvitja/razvitie-rechi-u-detejrannego-vozrasta-vospityvajuwihsja-v-raznyh-uslovijah.html
20. 20. Шутценбергер, А. А. (2020). Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. Москва: Психотерапия.
21. 21. Орлянская, Р. Р. (2019). Факторы речевого развития детей раннего и дошкольного возраста. В: Фундаментальные и прикладные науки сегодня. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции (с. 43–47). North Charleston, USA: Lulu Press, Inc.
22. 22. Дрейкурс, Р., & Золц, В. (2015). Манифест счастливого детства: Основные идеи разумного воспитания (Л. Ткач, пер.). Екатеринбург: Рама Паблишинг.
23. 23. Мелихова, В. И. (2022). Психологические триггеры нарушений речевого развития ребенка раннего возраста. В: Мир без границ. Материалы XIII Всероссийской научно- практической конференции студентов и молодых ученых (с. 545–553). Ставрополь: СГПИ.
24. 24. Кучер, В. А., Синявская, И. А., и Михайлова, И. А. (2020). Общая характеристика раннего возраста как этапа развития. В: Современная интеллектуальная трансформация социально-экономических систем. Материалы III Международной научно-практической конференции, Саратов, 17 марта 2020 г. (с. 63–66). Саратов: Институт исследований и развития профессиональных компетенций». EDN UUEZAR.
25. 25. Разварина, И. Н., Шматова, Ю. Е., и Гордиевская, А. Н. (2023). Копинг-стратегии матерей с детьми раннего возраста: результаты когортного мониторинга в Вологодской области. Научный результат. Педагогика и психология образования, 9(3), 129–146. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2023-9-3-0-11. EDN RPOFEZ.
26. 26. Шереметьева, Е. В., и Щелокова, Е. Г. (2021). Сопровождение семьи неговорящего ребенка раннего возраста в процессе формирования средств общения. Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. ISBN 978-5-907409-63-7. EDN WMVLYQ.
Скачать файл .pdf 387.19 кб