Главная Выпуски 19 (1)

СОВРЕМЕННОСТЬ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО: КАКИМИ ИХ ПРЕДСТАВЛЯЮТ МОЛОДЫЕ

Педагогика и образование , УДК: 37.032.2 DOI: 10.24412/2076-9121-2025-1-10-23

Авторы

  • Асонова Екатерина Андреевна кандидат педагогических наук
  • Борусяк Любовь Фридриховна кандидат экономических наук

Аннотация

Статья посвящена описанию результатов исследования, затрагивающего тему современного мира и современных ценностей в представлениях молодых людей (студентов Московского городского педагогического университета), которым было предложено создать современную сказку на основе существующей известной сказки. Создание новой сказки предполагало использование известного сюжета, образа, мотива для рассказа о современном обществе, его ценностях и проблемах. Студентам предлагалось использовать собственное творчество как исследовательскую стратегию, а сказку рассматривать как способ художественного исследования мира, использующего метафору в качестве обобщения и анализ явлений действительности. Всего было представлено 50 сказок, написанных студентами первого – третьего курсов университета, обучающихся как на гуманитарных, так и на всех прочих факультетах, что было важно с точки зрения сходств и различий между творческими подходами. Эти тексты были проанализированы с позиций педагогики и социологии. Актуальность данного исследования обусловлена следующими факторами: 1) современное искусство редко рассматривается как один из факторов социализации и интеграции в культуру, поэтому важно выяснить, какие черты современности обнаруживают и транслируют молодые люди в ходе преобразования традиционных текстов в современные; 2) работа с этим материалом позволила увидеть те ценностные основания, которые характерны для представителей юного поколения, какие из них типичны для их самоопределения. Это крайне важно для выбора приемов педагогической работы. Анализ собранного материала позволил определить, что основными маркерами современного мира для будущих педагогов являются не только новейшие технические средства и технологии, хотя их использовали в своих современных сказках практически все их создатели, но и такие ценности как главенство закона, вера в справедливость как важное основание для самоопределения. Ценностями современного общества наряду с традиционными нестяжательством и глубоким внутренним миром признаются независимость и самостоятельность женщин, сложность и многообразие подростково-родительских отношений и отношений между полами.

Как ссылаться

Асонова, Е. А. & Борусяк, Л. Ф. (2025). СОВРЕМЕННОСТЬ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО: КАКИМИ ИХ ПРЕДСТАВЛЯЮТ МОЛОДЫЕ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (1), 10. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-1-10-23
Список литературы
1. 1. Галактионова, Т. Г., и Мокшина, Ю. Л. (2018). Размышления старшеклассников о современной литературе. В: Современный литературный поток в школьном образовательном процессе. В: Сборник научных статей по итогам IХ Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 17 ноября 2017 года. Под редакцией Т. Г. Галактионовой и Е. И. Казаковой (с. 20–21). Санкт-Петербург: ЛЕМА.
2. 2. Асонова, Е. А. (2020). Почему современная литература должна стать фактором индивидуализации школьного образования. В: Читатель в школе. Сборник статей. Под редакцией Е. А. Асоновой и Е. С. Романичевой (с. 10–16). Москва: Библиомир.
3. 3. Борусяк, Л. Ф. (2020). Нужна ли современная литература в школе: мнения участников образовательной деятельности. Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология, 3(53), 19–32. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.53.3.02
4. 4. Кучина, Т. Г. (2020). Современная проза на уроках литературы и в самостоятельном чтении старшеклассников. Филологический класс, 25(1), 195–202. https://doi.org/10.26170/FK20-01-19
5. 5. Асонова, Е. А., Борусяк, Л. Ф, и Романичева, Е. С. (2020). Литературное образование: мнения участников образовательных отношений. Вопросы образования, 1, 159–181. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-159-181
6. 6. Асонова, Е. А. (2018). «Без комментариев», или Открытки о комментариях, которые только предстоит написать. Детские чтения, 14(2), 288–296. https://doi.org/10.31860/2304-5817-2018-2-14-288-297
7. 7. Пропп, В. Я. (1999). Исторические корни волшебной сказки. Сост., науч. ред., текст. коммент. И. В. Пешкова. Москва: Лабиринт. 512 с. + табл. (Собрание трудов). Указ. имен: 502–506. 8. Асонова, Е. А., и Борусяк, Л. Ф. (2023). Нужна ли молодежи современность?
8. 8: UniverCity: Города и Университеты. Сборник статей. Под редакцией С. Н. Вачковой и Н. И. Кондратьевой (т. 7, с. 81–94). Москва: А-Приор.
Скачать файл .pdf 402.29 кб