Авторы
- Шустрова Елизавета Владимировна доктор филологических наук, профессор
Аннотация
В статье анализируются и формулируются основания и возможный материал для проблемных заданий и задач, ориентированных на ознакомление с лингвокультурными стереотипными представлениями и формирование навыков интерпретации подобных феноменов в англоязычных лингвокультурах. Такие виды дидактических работ в современных условиях требуют особых решений для формирования и развития профессиональных компетенций студентов-филологов в целом и в процессе освоения программ высшего профессионального иноязычного образования в частности. В рамках статьи предложены этапы работы с таким сложным материалом, как политический поликодовый текст статичного типа. Цель статьи –– описать этапы и возможные виды проблемно-ориентированных заданий и задач при введении в образовательный процесс поликодовых текстов, в частности построенных на стереотипных образах и представлениях. Методология исследования опирается на общенаучные индуктивные и дедуктивные методы, теоретический анализ и описание опыта научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных специалистов по проблемам профессионального образования последних лет. Отдельную часть составляют экспериментальные методики. Основными частными лингводидактическими подходами стали проблемный и системный подходы. В статье предложены примеры проблемно-поисковых и проблемно-исследовательских задач на основе полимодальных текстов в виде политической карикатуры и мемов на английском языке, содержащих отсылки к стереотипам. Подобный вид поликодовых систем требует особого отношения и ознакомления обучающихся с реалиями изучаемых лингвокультур.
Одновременно такой материал позволяет сформировать сложные междисциплинарные связи, поскольку предполагает обращение к переносным значениям лексических единиц, тропеической организации текста, соотношению вербальной и визуальной частей текста. В статье показана технология использования стереотипов на основе: прецедентных образов; концептуальных метафорических моделей; контейнерной концептуальной модели; гендерной оппозиции; образа ребенка; стереотипов, создающих эффект дегуманизации; графических метафор; метонимий на стыке с символом; аллюзий и аллегорий. Также представлены результаты экспериментальной работы на профилирующих отделениях иноязычной подготовки. Авторская концепция способствует комбинированному внедрению разработок современной лингводидактики и лингвистики в образовательный процесс современной иноязычной профессиональной подготовки.
Список литературы
1.
1. Титова, С. В. (2023). Иерархия современных теорий, методов и подходов к обучению иностранным языкам. Вестник Московского университета, Сер. 19.
Лингвистика и межкультурная коммуникация, 27(4), 85–102. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-26-4-6
2.
2. Реморенко, И. М., Савенков, А. И., и Романова, М. А. (2024). Кандидатные подходы и методика использования специализированных систем генеративного искусственного интеллекта при изучении педагогики студентами университета. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 18(3), 76–90. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.3.05
3.
3. Титова, С. В. (2024). Технологические решения на базе искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам: аналитический обзор. Вестник Московского
университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 27(2), 18–37. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-2
4.
4. Сафонова, В. В. (2024). Лингводидактические основы моделирования проблемно-ориентированной образовательной среды в университетском языковом образовании.
Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 27(1), 9–25. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-1-1
5.
5. Сафонова, В. В., и Шустрова, Е. В. (2024). Проблемные задания для работы с поликодовым текстом при реализации программ иноязычного профессионального образования. Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 27(2), 78–93. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-6
6.
6. Новоспасская, Н. В., и Дугалич, Н. М. (2022). Терминосистема теории поликодовых текстов. Русистика, 20(3), 298–311. https://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-3-298-311
7.
7. Загрязкина, Т. Ю. (2022). Факторы «гибридность» и «граница» в контексте языкового образования и функционального полилингвизма. Вестник Московского
университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 27(3), 61–76.
8.
8. Куницына, О. М. (2023). Анализ комплексного воздействия коммуникативных сигналов поликодового медиатекста. Вестник Московского государственного
лингвистического университета, 10(878), 51–57. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2023_10_878_51
9.
9. Нестерова, Т. В. (2022). Гибридные жанры в игровой интернет-коммуникации (поздравительный дискурс). Жанры речи, 17, 1(33), 43–57. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-1-33-43-57
10.
10. Молчанова, Г. Г. (2021). Генерационная поликодовость коммуникативных модусов. Какой он, человек нового поколения? Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 27(2), 9–16.
11.
11. Миньяр-Белоручева, А. П. (2023). Особенности поликодового исторического дискурса. Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная
коммуникация, 27(4), 38–49. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-26-4-3
12.
12. Sauerbier, S. D. (1978). Wörter bildlich, Bilder wörtlich. Schrift und Bild als Text. In: Probleme der Wort-Bild-Korrelation. Die Einheit der semiotischen Dimensionen
(ss. 27–93). Tübingen.
13.
13. Молчанова, Г. Г. (2014). Когнитивная невербалика как поликодовое средство межкультурной коммуникации: кинесика. Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 27(2), 13–30.
14.
14. Костоусова, Э. Т. (2024). Поликодовый характер художественного текста (на материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир» и его переводов на немецкий язык).
Дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург: Уральский федеральный университет.
15.
15. Ахренова, Н. А., и Зарипов, Р. И. (2023). Лингвопрагматические характеристики современного поликодового мультимодального медиатекста в контекстеинформационно-психологического воздействия. Медиалингвистика, 10(4), 428–449. https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.401
16.
16. Миньяр-Белоручева, А. П., и Сергиенко, П. И. (2022). Мультимодальный подход к рассмотрению лингвистических средств выражения PR-кампаний, направленных
на борьбу с пандемией. Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика, 57(2), 107–114. https://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-11-2-107-114
17.
17. Кудрявцева, Л. А. (2011). Массмедийный политический дискурс Украины: особенности «послемайданного» периода. В кн.: Язык и дискурс средств массовой информации в ХХI веке (с. 30–43). Москва: Академический Проект.
18.
18. Шустрова, Е. В. (2014). Барак Обама и современная американская карикатура. Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та.
19.
19. Котлярова, И. О. (2022). Технологии искусственного интеллекта в образовании. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование.
Педагогические науки, 14(3), 69–82. https://doi.org/10.14529/ped220307
20.
20. Kipper, L. M., Iepsen, S., Dal Forno, A. J., Frozza, R., Furstenau, L., Agnes, J., & Cossul, D. (2021). Scientific mapping to identify competencies required by industry 4.0. Technology in Society, 64, 1–9. https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2020.101454
21.
21. Mageira, K., Pittou, D., Papasalouros, A., Kotis, K., Zangogianni, P., & Daradoumis, A. (2022). Educational AI chatbots for content and language integrated learning. Applied Sciences, 12(7), 3239. https://doi.org/10.3390/app12073239
22.
22. Sumter, D., de Koning, J., Bakker, C., & Balkenende, R. (2021). Key competencies for design in a circular economy: Exploring gaps in design knowledge and skills for a circular economy. Sustainability, 13(2), 776. https://doi.org/10.3390/su13020776
23.
23. Twillert, A. van, Kreijns, K., Vermeulen, M., & Evers, А. (2020). Teachers’ beliefs to integrate Web 2.0 technology in their pedagogy and their influence on attitude, perceived norms, and perceived behavior control. International Journal of Educational Research Open Available online November 19, 2020. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2020.100014
24.
24. Zainuddin, N. (2023). Technology enhanced language learning research trends and practices: A systematic review (2020–2022). The Electronic Journal of e-Learning, 21(2), 69–79. Retrieved November 10, 2023. http://www.ejel.org
25.
25. Калинина, М. Г., и Кудряшова, С. В. (2022). Мультимодальное представление видеоконтента на занятиях по иностранному языку. Ярославский педагогический вестник, 1(124), 94–102. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-94-102
26.
26. Абдуллаева, А. М., Аверченко, Е. В., Александрова, Т. С. и др. (2023). Возможности сочетания естественного и искусственного интеллектов в образовательных системах. Коллективная монография. Москва: РИОР.
27.
27. Геворкян, Е. Н., и Савенков, А. И. (2023). Инновационные практики подготовки будущих педагогов в педагогическом университете. В кн.: Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании, и профессиональном самоопределении. Коллективная монография (с. 346–358). Москва: ЭконИнформ.
28.
28. Савенков, А. И. (2023). Цифровизация образования как катализатор изменений профессии педагога. Известия Института педагогики и психологии образования, 2,
4–11. https://elibrary.ru/item.asp?id=54045770
29.
29. Титова, С. В., и Староверова, М. В. (2023). Этапы цифровизации языкового образования в ХХ–ХХI вв. Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 27(3), 25–45. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-26-3-2
30.
30. Lawrence, G., Ahmed, F., Cole, C., & Johnston, K. P. (2020). Not more technology but more effective technology: Examining the state of technology integration in EAP programmes. Regional Language Centre Journal, 51(1), 101–116. https://doi.org/10.1177/0033688220907199
31.
31. Liaw, M.-L., & Chen, H.-I. (2023). Guest Editorial: Contextualized Multimodal Language Learning. Educational Technology & Society, 26(3), 1–4. https://doi.org/10.30191/ETS.202307_26(3).0001
32.
32. Lugrin, B., Pelachaud, C., & Traum, D. (2022). The Handbook on Socially Interactive Agents: 20 years of Research on Embodied Conversational Agents, Intelligent
Virtual Agents, and Social Robotics, 2. Interactivity, Platforms, Application. https://doi.org/10.1145/3563659; https://www.researchgate.net/publication/368848992
33.
33. Su, H., Xiaofeng, Y., & Guosheng, L. (2022). Learning language to symbol and language to vision mapping for visual grounding. Image and Vision Computing, 122(2), 104451. https://doi.org/10.1016/j.imavis.2022.104451
34.
34. Belda-Medina, J., & Calvo-Ferrer, J. (2022). Using Chatbots as AI Conversational Partners in Language Learning. Applied Sciences, 12, 8427. https://doi.org/10.3390/
app12178427
35.
35. Nie, Yanhua (2023). Application of Multimodal Multimedia Information and Big Data Technology in Teaching Chinese as a Foreign Language Course. Hindawi International
Journal of Digital Multimedia Broadcasting, Article ID 2257863. https://doi.org/10.1155/2023/2257863
36.
36. Сысоев, П. В., Филатов, Е. М., и Сорокин, Д. О. (2023). Чат-боты в обучении иностранному языку: проблематика современных работ и перспективы предстоящих
исследований. Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 27(3), 46–59. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-26-3-3
37.
37. Faramarzi, S., Tabrizi, H.H., & Chalak, A. (2021). Vodcasting tasks in online L2 classes: investigating the potentials and challenges in distance language learning. International Journal of Technology Enhanced Learning, 13(1), 24–43. https://doi.org/10.1504/ijtel.2021.111589
38.
38. Jung, C. D. (2021). Perceptions of collaborative video projects in the language classroom: A qualitative case study. International Journal of Instruction, 14(4), 301–320.
https://doi.org/10.29333/iji.2021.14418a
39.
39. Bennett, P., McDougall, J., & Potter, J. (2020). The Uses of Media Literacy. Routledge.
40.
40. Frau-Meigs, D., Kotilainen, S., Pathak-Shelat, M., Hoechamann, M., & Poyntz, S. (2020). The Handbook of Media Education Research. John Wiley & Sons.
41.
41. Marden, M. P., & Herrington, J. (2022). Asynchronous text-based communication in online communities of foreign language learners: Design principles for practice. Australasian Journal of Educational Technology, 38(2), 83–97. https://doi.org/10.14742/ajet.7370
42.
42. Poonpon, K. (2021). Integrating self-generated online projects in an ELT class at a Thai university during the COVID-19 pandemic. Asia Pacific Journal of Educators and Education, 36(2), 183–203. https://doi.org/10.21315/apjee2021.36.2.10
43.
43. Shin, D., Cimasko, Т., & Yi, Y. (2020). Development of metalanguage for multimodal composing: A case study of an L2 writer’s design of multimedia texts. Journal of Second Language Writing, 47(1), 1–14. https://doi.org/10.1016/j.jslw.2020.100714
44.
44. Кочетова, М. Г. (2024). Саморазвитие преподавателя иностранного языка как фактор повышения его профессиональной компетентности в современном мире. Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 27(1), 26–34. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-1-2
45.
45. Карасик, В. И. (2007). Языковые ключи. Монография. Волгоград: Парадигма.