Авторы
- Маралов Владимир Георгиевич доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии Череповецкого государственного университета. E-mail: vgmaralov@yandex.ru
- Романюк Лариса Валериевна доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Московского гуманитарного университета. E-mail: lora1408@mail.ru
- Агеева Любовь Сергеевна заведующая отделом организации научных мероприятий Московского гуманитарного университета, аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. E-mail: Lburdyakova@mosgu.ru
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2018 году с целью выявления взаимосвязи социального эгоцентризма и чувствительности к людям с позициями взаимодействия. Актуальность проблемы была обусловлена значимостью выявления факторов, определяющих принятие студентами позиций взаимодействия, разработкой на этой основе специальных программ по формированию у них способности к ненасильственному взаимодействию.
Как ссылаться
Маралов, В. Г., Романюк, Л. В. & Агеева, Л. С. (2018). Социальный эгоцентризм и чувствительность к людям с позициями взаимодействия у студентов Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №4 (46), 51-63. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2018.46.4.05
Список литературы
1.
Андреев А.С. Феномены личностного эгоцентризма в младшем подростковом возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 2. С.26-34.
2.
Асмолов А.Г., Пастернак Н.А. Познавательный эгоцентризм как механизм социального поведения личности // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 98-102.
3.
Бояркина А.В. Эгоцентризм и тип поведения человека в конфликте// Collegium Linguisticum - 2017: тезисы докладов ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ. 2017. С. 183.
4.
Буртовая Н.Б. Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 11 (89).
5.
С. 96-102.
6.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 10-361.
7.
Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 107-114.
8.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.
9.
М.: Речь, 2003. 304 с.
10.
Жилина У.В. Смирение и его формы // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 5 (387). Философские науки. Вып. 40. С. 48-54.
11.
Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер,
12.
2013. 304 с.
13.
10. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии, 1987. № 3. С. 41-49.
14.
11. Кузнецова Е.Н. Интерес к человеку как ценностное основание педагогического взаимодействия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 121. С. 124-127.
15.
12. Лаверычева И.Г. Влияние эмпатии на проявления альтруизма и эгоизма // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 160. С. 65-74.
16.
13. Маралов В.Г., Маралова Т.П. Мировоззренческие установки и сензитивность к человеку у студентов — будущих психологов // Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. СПб.: 67 гимназия, Verba Magistri, 2009. С. 183-190.
17.
14. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Разработка диагностического опросника по выявлению позиций взаимодействия у студентов — будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1.
18.
С. 167-177.
19.
15. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Характеристика позиций взаимодействия как форма выражения ценностей принуждения и ненасилия // Знание. Понимание. Умение. 2017. №1. С. 131-146.
20.
16. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовании. М.: Юрайт, 2015. 424 с.
21.
17. Новгородцева А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. С. 38-50.
22.
18. Орлов Ю.М. Психология принуждения. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997. 32 с.
23.
19. Пащукова Т.И. Эгоцентризм в подросковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. М.: Институт практической психологии, 1998. 160 с.
24.
20. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования: практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 177 с.
25.
21. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. М.: Просвещение, 1969. С. 51-231.
26.
22. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1987. 218 с.
27.
23. Рубцова О.В. Внутренний ролевой конфликт подросткового возраста и возможности его преодоления // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011.
28.
Т. 4. № 2. С. 62-70.
29.
24. Фокина А.В. Социальный эгоцентризм как компонент подростковой девиант-ности // Психологическая наука и образование. 2004. №2. С. 20-29.
30.
25. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996. 192 с.
31.
26. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
32.
27. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998. 512 с.
33.
28. Шостром Э. Человек-манипулятор: Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М.: Апрель-Пресс: Изд-во Ин-та Психотерапии. 190 с.
34.
29. Черникова Н.В. Эгоцентризм как детерминант девиантного поведения личности студента // Акмеология. 2014. № 3-4. С. 187-188.
35.
30. Юрина А.А. Взаимосвязь эгоцентризма и социально-психологических характеристик личности подростка // Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 3. С. 79-89.
36.
31. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): дис. ... д-ра психол. наук / Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 1995. 252 с.
37.
32. Buss A. The psychology of aggression. N. Y. - London: Wiley and Sons, 1961. 307 p.
38.
33. BlosP. On adolescence. New York, N. Y.: Macmillan Publishing. 1962. 314 p.
39.
34. Elkind D. Egocentrism in adolescence // Child Development. 1967. V. 38. № 4.
40.
P. 1024-1034.
41.
35. Goossens L., Beyers W., Emmen M., Aken van M.A.G. The Imaginary Audience and Personal Fable: Factor Analyses and Concurrent Validity of the «New Look» Measures // Journal of research on adolescence. 2002. Vol. 12. № 2. Р. 193-215.
42.
36. Hill P.L., Duggan P.M, Lapsley D.K. Subjective Invulnerability, Risk Behavior and Adjustment in Early Adolescence // Journal of Early Adolescence — JEARLY ADOLESCENCE. 2012. Vol. 32. P. 489-501.
43.
37. Lapsley D.K., Aalsma M.C., Halpern-Felsher B.L. Invulnerability and Risk Behavior in Early Adolescence // Paper presented in the symposium «The Development of Decision-Making» (T. Boyer & J. Byrnes, Chairs) at the biannual meeting of the Society for Research in Child Development. 2005. April 8. Atlanta.
44.
38. LevpuscekM. P., GrilA. Patterns of individuation in Slovenian adolescents and their relationship with adolescents' perceptions of parents, friends and teacher // Behavioral Psychology // Psicologia Conductual. Vol. 18. № 1. 2010. P. 119-138.
45.
39. Maralov V.G., Sitarov V.A. Person-oriented irritability, social and educational stereotypes as factor of adopting controlling or non-aggressive position by students // International Journal of Pharmaceutical Research and Allied Sciences. 2018. Vol. 7. № 2.
46.
P. 74-85.
47.
40. Rest J.R. Moral development: Advances in research and theory. N. Y.: Praeger, 1986.
48.
241 p.
49.
41. Vartanian L.R. Revisiting the imaginary audience and personal fable constructs of adolescent egocentrism // A conceptual review. Adolescence. 2000. Vol. 35 (140).
50.
P. 639-661.