Главная Выпуски №4 (46)

Социальный эгоцентризм и чувствительность к людям с позициями взаимодействия у студентов

Психология , УДК: 159.923 DOI: 10.25688/2076-9121.2018.46.4.05

Авторы

  • Маралов Владимир Георгиевич доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии Череповецкого государственного университета. E-mail: vgmaralov@yandex.ru
  • Романюк Лариса Валериевна доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Московского гуманитарного университета. E-mail: lora1408@mail.ru
  • Агеева Любовь Сергеевна заведующая отделом организации научных мероприятий Московского гуманитарного университета, аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. E-mail: Lburdyakova@mosgu.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2018 году с це­лью выявления взаимосвязи социального эгоцентризма и чувствительности к людям с позициями взаимодействия. Актуальность проблемы была обусловлена значимостью выявления факторов, определяющих принятие студентами позиций взаимодействия, разработкой на этой основе специальных программ по формированию у них способ­ности к ненасильственному взаимодействию.

Как ссылаться

Маралов, В. Г., Романюк, Л. В. & Агеева, Л. С. (2018). Социальный эгоцентризм и чувствительность к людям с позициями взаимодействия у студентов Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №4 (46), 51-63. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2018.46.4.05
Список литературы
1. Андреев А.С. Феномены личностного эгоцентризма в младшем подростко­вом возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 2. С.26-34.
2. Асмолов А.Г., Пастернак Н.А. Познавательный эгоцентризм как механизм социального поведения личности // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 98-102.
3. Бояркина А.В. Эгоцентризм и тип поведения человека в конфликте// Collegium Linguisticum - 2017: тезисы докладов ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ. 2017. С. 183.
4. Буртовая Н.Б. Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 11 (89).
5. С. 96-102.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 10-361.
7. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 107-114.
8. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.
9. М.: Речь, 2003. 304 с.
10. Жилина У.В. Смирение и его формы // Вестник Челябинского государствен­ного университета. 2016. № 5 (387). Философские науки. Вып. 40. С. 48-54.
11. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер,
12. 2013. 304 с.
13. 10. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии, 1987. № 3. С. 41-49.
14. 11. Кузнецова Е.Н. Интерес к человеку как ценностное основание педагогического взаимодействия // Известия Российского государственного педагогического универ­ситета им. А.И. Герцена. 2010. № 121. С. 124-127.
15. 12. Лаверычева И.Г. Влияние эмпатии на проявления альтруизма и эгоизма // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герце­на. 2013. № 160. С. 65-74.
16. 13. Маралов В.Г., Маралова Т.П. Мировоззренческие установки и сензитивность к человеку у студентов — будущих психологов // Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. СПб.: 67 гимназия, Verba Magistri, 2009. С. 183-190.
17. 14. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Разработка диагностического опросника по выяв­лению позиций взаимодействия у студентов — будущих специалистов сферы пси­холого-педагогического сопровождения // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1.
18. С. 167-177.
19. 15. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Характеристика позиций взаимодействия как форма выражения ценностей принуждения и ненасилия // Знание. Понимание. Умение. 2017. №1. С. 131-146.
20. 16. Маралов В.Г., Ситаров В.А. Педагогика и психология ненасилия в образова­нии. М.: Юрайт, 2015. 424 с.
21. 17. Новгородцева А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста // Культур­но-историческая психология. 2006. № 3. С. 38-50.
22. 18. Орлов Ю.М. Психология принуждения. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997. 32 с.
23. 19. Пащукова Т.И. Эгоцентризм в подросковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. М.: Институт практической психологии, 1998. 160 с.
24. 20. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Психологические исследования: практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 177 с.
25. 21. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. М.: Просвещение, 1969. С. 51-231.
26. 22. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошколь­ников: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 1987. 218 с.
27. 23. Рубцова О.В. Внутренний ролевой конфликт подросткового возраста и воз­можности его преодоления // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011.
28. Т. 4. № 2. С. 62-70.
29. 24. Фокина А.В. Социальный эгоцентризм как компонент подростковой девиант-ности // Психологическая наука и образование. 2004. №2. С. 20-29.
30. 25. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996. 192 с.
31. 26. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
32. 27. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998. 512 с.
33. 28. Шостром Э. Человек-манипулятор: Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М.: Апрель-Пресс: Изд-во Ин-та Психотерапии. 190 с.
34. 29. Черникова Н.В. Эгоцентризм как детерминант девиантного поведения личнос­ти студента // Акмеология. 2014. № 3-4. С. 187-188.
35. 30. Юрина А.А. Взаимосвязь эгоцентризма и социально-психологических характе­ристик личности подростка // Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 3. С. 79-89.
36. 31. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): дис. ... д-ра психол. наук / Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 1995. 252 с.
37. 32. Buss A. The psychology of aggression. N. Y. - London: Wiley and Sons, 1961. 307 p.
38. 33. BlosP. On adolescence. New York, N. Y.: Macmillan Publishing. 1962. 314 p.
39. 34. Elkind D. Egocentrism in adolescence // Child Development. 1967. V. 38. № 4.
40. P. 1024-1034.
41. 35. Goossens L., Beyers W., Emmen M., Aken van M.A.G. The Imaginary Audience and Personal Fable: Factor Analyses and Concurrent Validity of the «New Look» Measures // Journal of research on adolescence. 2002. Vol. 12. № 2. Р. 193-215.
42. 36. Hill P.L., Duggan P.M, Lapsley D.K. Subjective Invulnerability, Risk Behavior and Adjustment in Early Adolescence // Journal of Early Adolescence — JEARLY ADOLESCENCE. 2012. Vol. 32. P. 489-501.
43. 37. Lapsley D.K., Aalsma M.C., Halpern-Felsher B.L. Invulnerability and Risk Behavior in Early Adolescence // Paper presented in the symposium «The Development of Decision-Making» (T. Boyer & J. Byrnes, Chairs) at the biannual meeting of the Society for Research in Child Development. 2005. April 8. Atlanta.
44. 38. LevpuscekM. P., GrilA. Patterns of individuation in Slovenian adolescents and their relationship with adolescents' perceptions of parents, friends and teacher // Behavioral Psychology // Psicologia Conductual. Vol. 18. № 1. 2010. P. 119-138.
45. 39. Maralov V.G., Sitarov V.A. Person-oriented irritability, social and educational stereotypes as factor of adopting controlling or non-aggressive position by students // International Journal of Pharmaceutical Research and Allied Sciences. 2018. Vol. 7. № 2.
46. P. 74-85.
47. 40. Rest J.R. Moral development: Advances in research and theory. N. Y.: Praeger, 1986.
48. 241 p.
49. 41. Vartanian L.R. Revisiting the imaginary audience and personal fable constructs of adolescent egocentrism // A conceptual review. Adolescence. 2000. Vol. 35 (140).
50. P. 639-661.
Скачать файл .pdf 356.79 кб