Главная Выпуски №3 (49)

Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными видами копинг-стратегий

Психология , УДК: 37.015.323 DOI: 10.25688/2076-9121.2019.49.3.07

Авторы

  • Вачков Игорь Викторович доктор психологических наук, профессор, профессор Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. E-mail: igorvachkov@mail.ru
  • Савенкова Мария Аврамовна бакалавр факультета педагогики и пси- хологии МПГУ. Е-mail: sovyata1101@gmail.com

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, в котором приняли участие 40 учителей-предметников в возрасте от 25 до 45 лет. Целью исследования было определение особенностей эмоционального выгорания педагогов с разными видами копинг-стратегий. Обнаружено, что у учителей с преобладающими конструктивными когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями совладания симпто­мы эмоционального выгорания выражены в меньшей степени.

Как ссылаться

Вачков, И. В. & Савенкова, М. А. (2019). Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными видами копинг-стратегий Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №3 (49), 84-95. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2019.49.3.07
Список литературы
1. Абабков В.А., Перре М.А. Адаптация к стрессу. Основные теории, диагности­ки, терапии. СПб.: Речь, 2004. 311 с.
2. Ашихмина О.А., Вачков И.В. Эмоциональная устойчивость психологов систе­мы образования. М.: Экон-Информ, 2013. 186 с.
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном обще­нии. СПб.: Питер, 1999. 105 с.
4. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 96-103.
5. Вачков И.В. Синдром профессионального выгорания у психологов и педаго­гов // Современные технологии высшего профессионального образования: сборник статей. М., 2006. С. 69-71.
6. Иванова Т.Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель воз­никновения стресса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3.С. 119-135.
7. Коновальчук А.Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008. 34 с.
8. Кривчун А.В., Белинская Т.В. Особенности копинг-стратегий у воспитателей с разным уровнем эмоционального выгорания // Студенческий электрон. научн. жур­нал. 2018. № 21 (41). URL: https://sibac.info/journal/student/41/120095 (дата обращения: 23.06.2019).
9. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуа­ции. М.: Эксмо, 2008. 400 с.
10. 10. Мерзлякова Д.Р. Синдром профессионального «выгорания» и метаиндивидуальность педагога // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 55-61.
11. 11. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.: СПб.: Нестор-История, 2014. 375 с.
12. 12. Ожогова Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенно­стей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2008. 32 с.
13. 13. Перре М., Лайрейтер А-Р., Бауман У. Стресс и копинг как факторы влияния. Клиническая психология. СПб.: Питер, 2007. 312 с.
14. 14. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологи­ческий журнал. 2002. № 3. С. 85-95.
15. 15. Amirkhan J.H. A Factor analytically drived measure of coping: The coping strategy indicator // Journal Personality and Soc. Psychol. 1990. Vol. 59. № 5. P. 1066-1074.
16. 16. Farber B.A. The process and dimensions of burnout in psychotherapists // Professional Psychology: Research and Practice. 1982. Vol. 13. № 2. P. 293-301.
17. 17. Felton J.S. Burnout as a clinical entity — its importance in health care workers // Occup. Med. 1998. Vol. 48. № 4. P. 237-250.
18. 18. Frydenberg E., Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal. Fall 2000. Vol. 37. № 3. P. 727-745.
19. 19. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and mental health // Journal of Personality Assessment. 1994. Vol. 63. № 2. P. 265-274.
20. 20. Maslach C., Jackson S.E., Leiter M.P. Burnout inventory manual (3rd ed.). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996. 52 р.
21. 21. Maslach C., Leiter M.P. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about it. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. 186 p.
22. 22. Schaufeli W.B. Burnout and reciprocity: Towards a dual-level social exchange model // Work & Stress: An International Journal of Work, Health & Organisations. 1996. Vol. 10. № 3. P. 225-237.
Скачать файл .pdf 495.69 кб