Авторы
- Шилова Наталья Петровна кандидат психологических наук, анали- тик Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: npshilova@outlook.com
Аннотация
В статье представлены результаты исследования понимания собственного взросления юношами и девушками, полученные проективным методом. Значимые возрастные различия в понимании собственного взросления выявлены у трех возрастных групп: 14 лет, 19-21 год и 22-23 года. Выделена типология взросления в юношеском возрасте. Первый тип фиксируется вокруг самого понимания различия детскости и взрослости, второй тип связан с осознанием успешности и неуспешности в жизни, третий — с поиском смысла жизни.
Как ссылаться
Шилова, Н. П. (2020). Взросление в юношеском возрасте Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №4 (54), 37-49. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.54.4.03
Список литературы
1.
Васильева Н. П. Динамика разрешения конфликтов развития в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2006. 198 с.
2.
Васильева Н. П. Динамика юношеского возраста. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, Ин-т естественных и гуманитарных наук, 2007. 102 с.
3.
Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 1008 с.
4.
Выготский Л. С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. СПб.:
5.
Союз, 1997. 224 с.
6.
Выготский Л. С. Педология подростка. Половое созревание. М.: Издание бюро заоч. обуч. при 2 МГУ, 1930. 172 с.
7.
Поливанова К. Н., Сазонова Е. В., Шакарова М. А. Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 283-299.
8.
Поливанова К. Н., Шакарова М. А. Общественно-культурный образ детства (на материале анализа советских и российских художественных фильмов о детях) // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12 № 3. С. 255-268. DOI: 10.17759/ chp.2016120315
9.
Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. С. 7-24. doi: 10.17759/cpp.2015230402
10.
Фоломеева Т. В. Исследование читательских предпочтений методом фокус-групп // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1995. № 2. С. 47-52.
11.
10. Франк Л. К. Проективные методы изучения личности // Проективная психология. М.: Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. С. 69-85.
12.
11. Чернышева Н. С. Практикум по психологии интервью. Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. 127 с.
13.
12. Шилова Н. П. Исследование взросления в юношеском возрасте // Педагогика. 2019. № 7. С. 65-71.
14.
13. Arnett J. J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 5. P. 469-480. DOI: 10.1037//0003-066X.55.5.469
15.
14. Arnett J. J., Fishel E. Grown-up kid grow up? Loving and Understanding Your Emerging Adult. New York: Workman Publishing, 2013. 293 p.
16.
15. Arnett J. J. Life Stage Concepts across History and Cultures: Proposal for a New Field on Indigenous Life Stages // Human Development. 2016. № 59. P. 290-316. DOI: 10.1159/000453627
17.
16. Clark W. Delayed transitions of young adults // Canadian Social Trends. 2007. № 84. P. 13-21.
18.
17. Roberts S. E., Cote J. E. The identity issues inventory: identity stage resolution in the prolonged transition to adulthood // Journal of Adult development. 2014. № 21. P. 225-238. doi: 10.1007/s10804-014-9194-x