Главная страница Архив Бюрократизация образовательного процесса как фактор «эмоционального выгорания» педагогов и психологов

Бюрократизация образовательного процесса как фактор «эмоционального выгорания» педагогов и психологов

Психология

Авторы

  • Пряжников Николай Сергеевич доктор педагогических наук, про- фессор, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: nsp-22@mail.ru
  • Румянцева Лариса Сергеевна психолог-профконсультант Центра тести- рования и диагностики «Гуманитарные технологии». E-mail: lora-ru@list.ru

Аннотация

В статье представлены результаты опроса студентов (будущих педагогов), а также психологов и преподавателей, дается сравнительная оценка их представлений о раз­личных факторах, способствующих усилению напряженности в труде и понижающих эффективность образования и психолого-педагогической науки.
Список литературы
1. 1.   Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: пер. с англ. 10-е изд. СПб.: Питер, 2009. 848 с.
2. 2.   Балацкий Е.В. Истощение академической ренты // Мир России. 2014. № 3. С. 150–174.
3. 3.   Бодров В.А. Современные представления о чувстве усталости в профессио­нальной деятельности // Психологический журнал. 2012. Т. 33. С. 23–34.
4. 4.   Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных про­фессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПб Г У, 2000. С. 443–463.
5. 5.   Журавлев П.В., Одегов Ю.П., Волгин Н.А. Управление человеческими ресур­сами: учебное пособие. М.: Экзамен, 2002. 448 с.
6. 6.   Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 240 с.
7. 7.   Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1987. 182 с.
8. 8.   Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
9. 9.   Коклубовская Т.Б. Особенности проявления признаков эмоционального вы­горания у врачей // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 75–81.
10. 10.   Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Школьный психолог. 2001. Т. 22. № 1. С. 90–101.
11. 11.   Полякова О.Б. Психология и психопрофилактика профессиональных дефор­маций личности. М.: МПСИ, 2008. 304 с.
12. 12.   Попков В.А., Жирнов В.Д. «Российское образование – 2010»: «дорожная кар­та» в никуда. М.: Изд-во МГУ, 2010. 32 с.
13. 13.   Пряжников Н.С. Образование и бизнес // Психология в вузе. 2007. № 1. С. 92–108.
14. 14.   Пряжников Н.С. Страх, осторожность и ответственность в деятельности пси­холога // Журнал практического психолога. 2009. № 6. С. 143–266.
15. 15.   Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Эмоциональное выгорание и личностные де­формации в психолого-педагогической деятельности // Вестник МГУ. Серия 14 — психология. 2014. № 4. С. 33–43.
16. 16.   Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологи­ческий журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 85–95.
17. 17.   Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 1999. 352 с.
18. 18.   Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. Алмааты: Триумф «Т», 2008. 504 с.
19. 19.   Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 1992. 109 с.
20. 20.   Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.
21. 21.   Burisch M. Das Burnout-Syndrom — Theorie der inneren Erschöpfung. Berlin, Heidelberg: Springer, 1989.
22. 22.   Freundenberger H.J. Staff burnout // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30 (1). P. 159–166.
23. 23.   Maslach C., Goldberg J. Prevention of burnout: New perspectives // Applied and Preventive Psychology. 1998. V. 7. P. 63–74.
Скачать файл .pdf 480.01 кб