Авторы
- Пряжников Николай Сергеевич доктор педагогических наук, про- фессор, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: nsp-22@mail.ru
- Румянцева Лариса Сергеевна психолог-профконсультант Центра тести- рования и диагностики «Гуманитарные технологии». E-mail: lora-ru@list.ru
Аннотация
В статье представлены результаты опроса студентов (будущих педагогов), а также психологов и преподавателей, дается сравнительная оценка их представлений о различных факторах, способствующих усилению напряженности в труде и понижающих эффективность образования и психолого-педагогической науки.
Список литературы
1.
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: пер. с англ. 10-е изд. СПб.: Питер, 2009. 848 с.
2.
2. Балацкий Е.В. Истощение академической ренты // Мир России. 2014. № 3. С. 150–174.
3.
3. Бодров В.А. Современные представления о чувстве усталости в профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2012. Т. 33. С. 23–34.
4.
4. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПб Г У, 2000. С. 443–463.
5.
5. Журавлев П.В., Одегов Ю.П., Волгин Н.А. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие. М.: Экзамен, 2002. 448 с.
6.
6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 240 с.
7.
7. Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1987. 182 с.
8.
8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
9.
9. Коклубовская Т.Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 75–81.
10.
10. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Школьный психолог. 2001. Т. 22. № 1. С. 90–101.
11.
11. Полякова О.Б. Психология и психопрофилактика профессиональных деформаций личности. М.: МПСИ, 2008. 304 с.
12.
12. Попков В.А., Жирнов В.Д. «Российское образование – 2010»: «дорожная карта» в никуда. М.: Изд-во МГУ, 2010. 32 с.
13.
13. Пряжников Н.С. Образование и бизнес // Психология в вузе. 2007. № 1. С. 92–108.
14.
14. Пряжников Н.С. Страх, осторожность и ответственность в деятельности психолога // Журнал практического психолога. 2009. № 6. С. 143–266.
15.
15. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности // Вестник МГУ. Серия 14 — психология. 2014. № 4. С. 33–43.
16.
16. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 85–95.
17.
17. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, КМОС, 1999. 352 с.
18.
18. Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения, науковедческие понятия и категории: учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. Алмааты: Триумф «Т», 2008. 504 с.
19.
19. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига: Внеда, 1992. 109 с.
20.
20. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.
21.
21. Burisch M. Das Burnout-Syndrom — Theorie der inneren Erschöpfung. Berlin, Heidelberg: Springer, 1989.
22.
22. Freundenberger H.J. Staff burnout // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30 (1). P. 159–166.
23.
23. Maslach C., Goldberg J. Prevention of burnout: New perspectives // Applied and Preventive Psychology. 1998. V. 7. P. 63–74.