Авторы
- Веракса Николай Евгеньевич доктор психологических наук, профессор, научный руководитель научного направления Института изучения детства семьи и воспитания РАО, главный научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Е-mail: neveraksa@gmail.com
- Зададаев Сергей Алексеевич кандидат физико-матемаических наук, доцент кафедры ТВиМС Финансового университета при Правительстве РФ, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: zadadaev@mail.ru
- Сенюкова Злата Валерьевна соискатель ФГБОУ ВО РГГУ, педагог- психолог 1-й квалификационной категории школы № 1852, Москва. E-mail: zlata.a.v@yandex.ru
Аннотация
В статье исследуется возможность экспериментального определения структуры диалектического мышления ребенка с помощью циклических представлений и аппарата W-меры. В работе обсуждаются психометрические средства, позволяющие обнаружить циклические представления у детей, которые, в совокупности с разработанным ранее математическим аппаратом, образуют завершенную методику измерения степени развития диалектической структуры мышления у детей дошкольного возраста.
Как ссылаться
Веракса, Н. Е., Зададаев, С. А. & Сенюкова, З. В. (2017). Циклические представления и развитие диалектической структуры мышления дошкольников Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2017, №1 (39),
Список литературы
1.
Андреев И.Д. Диалектическая логика. М.: Высшая школа, 1985. 367 с.
2.
Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. 109 с.
3.
Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 с.
4.
Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Диалектическое мышление и W-мера развития двумерной диалектической структуры // Вестник РГГУ. М., 2012. № 15. С. 57-86.
5.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
6.
Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. 424 с.
7.
Диалектическое обучение. Серия: «Библиотека культурно-образовательных инициатив» / сост. И.Б. Шиян. М.: Эврика, 2005. 175 с.
8.
Запорожец А.В., Луков Г.Д. Про розвиток м1ркування у дитини молодгого в1ку // Наук. зап. Харьк. пед. ш-ту. 1941. № 6.
9.
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1974. 271 с.
10.
10. Кедров Б.М. Предмет марксистской диалектической логики и его отличие от предмета формальной логики // Диалектика и логика. Законы мышления. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 63-77.
11.
11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1983. 392 с.
12.
12. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. 659 с.
13.
13. Равен Дж., Равен Дж. К., Корт Дж. Руководство для Прогрессивных Матриц Равенна. М., 2007. 157 с.
14.
14. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 131 с.
15.
15. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957.
16.
328 с.
17.
16. Столяров В.И. Диалектика как логика и методология науки. М.: Политиздат,
18.
1975. 247 с.
19.
17. Шиян О.А., Бочкина Е.В., Крашенинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория
20.
и практика. 2015. № 2. С. 22-33.
21.
18. Belolutskaya A.K. Multidimensionality of thinking in the context of creativity studies // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. № 8 (1). P. 43-60.
22.
19. Peng K., Nisbett, R.E. Culture, dialectics, and reasoning about contradiction // American Psychologist. 1999. № 54, Р. 741-754.