Главная Выпуски 2016, №3 (37)

Оценка рефлексивных способностей педагогов и их развитие с помощью шкал для комплексной оценки качества образования ECERS-R

Психология

Авторы

  • Ле-ван Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института си- стемных проектов МГПУ. E-mail: t.levan.pedagog@gmail.com
  • Зададаев Сергей Алексеевич кандидат физико-матемаических наук, доцент кафедры ТВиМС Финансового университета при Правительстве РФ, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: zadadaev@mail.ru
  • Шиян Игорь Богданович кандидат психологических наук, заместитель директора Института системных проектов, заведующий лабораторией разви- тия ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: igor.bogdanovich@gmail.com
  • Шиян Ольга Александровна кандидат педагогических наук, веду- щий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: olgablues@gmail.com

Аннотация

В статье актуализируется использование для комплексной оценки качества дошкольного образования шкал ECERS-R как инструмента саморазвития системы дошкольного образования. Результаты проведенного в 2016 году исследования мне­ний работников дошкольных образовательных организаций об отдельных критериях качества, выраженных в индикаторах шкал, и их наличии в собственной практике сравниваются с экспертной оценкой качества дошкольного образования, полученной в ходе апробации шкал в 2015 году. На основании этого представлены рекомендации по использованию шкал для совершенствования рефлексивных способностей педа­гогов в процессе их профессионального развития.

Как ссылаться

Ле-ван, Т. Н., Зададаев, С. А., Шиян, И. Б. & Шиян, О. А. (2016). Оценка рефлексивных способностей педагогов и их развитие с помощью шкал для комплексной оценки качества образования ECERS-R Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2016, №3 (37),
Список литературы
1. 1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7-60.
2. 2. Борисенков В.П. Качество образования и проблемы подготовки педагогиче­ских кадров // Образование и наука. 2015. № 3 (122). С. 4-18.
3. 3. Бренифье О. Искусство обучать через дискуссию. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 128 с.
4. 4. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М.: Мариос, 2011. 472 с.
5. 5. Колесникова Е.М. Педагоги дошкольного образования в изменяющемся ин­ституциональном контексте: реформы социальной политики и перспективы профес­сиональной группы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2013. № 3 (31). С. 31-37.
6. 6. Недосека О.Н. О психологических особенностях профессионального поведе­ния воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Дошкольное воспита­ние. 2011. № 5. С. 84-87.
7. 7. Основы андрагогики / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Academe, 2007. 240 с.
8. 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Миноб-рнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерально­го государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Рос­сийская газета - Федеральный выпуск № 6241 (265). 25 ноября 2013 года. URL: http:// rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 06.06.2016).
9. 9. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С. 41-44.
10. 10. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки каче­ства образования в дошкольных образовательных организациях: переработанное из­дание. М.: Национальное образование, 2016. 130 с.
11. 11. Шеридан С. Нужно оценивать не детей, а качество дошкольного образова­ния // Современное дошкольное образование. 2013. № 5 (37). C. 26-29.
12. 12. Шиян И.Б., Зададаев С.А., Ле-ван Т.Н., Шиян О.А. Апробация шкал оцен­ки качества дошкольного образования ECERS-R в детских садах города Москвы //
13. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика
14. и психология». 2016. №2 (36). С. 77-92.
15. 13. Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и ме­ханизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное об­разование. 2013. № 5. С. 68-78.
16. 14. Developmentally Appropriate Practice in Early Childhood Programs Serving Children from Birth through Age 8: A position statement of the National Association for the Education of Young Children (NAEYC). USA, 2009. 32 p.
17. 15. Early Child Development Agency: Official web-site. URL: https://www.ecda.gov. sg/pages/default.aspx (application date: 06.06.2016)
18. 16. Sheridan S., Giota J., Han Y.-M., Kwon J.-Y. A cross-cultural study of preschool quality in South Korea and Sweden: ECERS evaluations // Early Child Research Quarterly, Volume 24, Issue 2, 2009. Pp. 142-156.
19. 17. Sylva K., Siraj-Blatchford I., Taggart B., Sammons P., Melhuish E., Elliot K., et al. Capturing quality in early childhood through environmental rating scales // Early Child Research
20. Quarterly, Volume 21, 2006. Pp.76-92.
21. 18. Tietze W., Cryer D., Bairrao J., Palacios J., Wetzel G. Comparisons of observed process quality in early child care and education programs in five countries // Early Childhood Research Quarterly, Volume 11, Issue 4, 1996. Pp. 447-475.
Скачать файл .pdf 360.41 кб