Авторы
- Вачков Игорь Викторович доктор психологических наук, профессор, профессор Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. E-mail: igorvachkov@mail.ru
- Галиева Марина Геннадьевна аспирант кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии МГППУ. E-mail: lorika_net@mail.ru
Аннотация
В статье представлены результаты историко-психологического анализа динамики представлений о детях с психическими нарушениями и психологической помощи им, имевших место в разных научных направлениях и школах. В тридцатые гг. ХХ в. в психологии и психотерапии наметилась тенденция, которая все ярче проявляла себя на протяжении прошлого столетия и стала практически общепризнанной позицией в нулевые годы ХХ1 в. Речь идет о рассмотрении ребенка с психопатологией как субъекта терапевтических отношений, как равноправного участника терапевтического процесса.
Как ссылаться
Вачков, И. В. & Галиева, М. Г. (2018). Становление представлений о детях с психическими нарушениями и путях психологической помощи им с тридцатых годов ХХ в. до нулевых годов XXI в. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2018, №2 (44),
Список литературы
1.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Прогресс, 1995. 96 с.
2.
Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней: пер. с англ. М.: Прогресс - Культура; Яхтсмен, 1995. 608 с.
3.
Бехтерев В.М. Внушение и воспитание. Петроград, 1923. 40 с.
4.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
5.
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.
6.
Детская патопсихология: хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. 3-е изд. М.: Когито-Центр, 2004. 351 с.
7.
Детская практическая психология: учебник / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2007. 253 с.
8.
Дольто Ф. На стороне ребенка. 2-е изд. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. 717 с.
9.
Ждан А.Н. Истории психологии: От Античности до наших дней: учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2007. 576 с.
10.
10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. 129 с.
11.
11. Зверева Н.В., Горячева Т.Г. Детская клиническая психология: история и современное состояние // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015. № 2 (31). C. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru (дата обращения: 10.02.2017).
12.
12. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Московского университета, 1986.
13.
13. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. Нарушения саморегуляции познавательной деятельности у больных шизофренией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1985. Т. 85. № 12. С. 1813-1819.
14.
14. Зеньковский В.В. Психология детства. Лейпциг: Сотрудник, 1924. 348 с.
15.
15. Иванова А.Я., Мандрусова Э.С. Сборник трудов по патопсихологии детского возраста / под ред. Э.С. Мандрусовой. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 278 с.
16.
16. Идеи Виктора Васильевича Лебединского в психологии аномального развития: сб. науч. ст. / под ред. М.К. Бардышевской, Л.С. Печниковой, А.Л. Рыжова. М.: Акрополь, 2012. 432 с.
17.
17. Иовчук Н.М., Северный А.А., Морозова Н.Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. СПб.: Питер, 2008. 416 с.
18.
18. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб.:
19.
Речь, 2004. 384 с.
20.
19. История зарубежной психологии: тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н Ждан. М.: Изд. Московского университета, 1986. 344 с.
21.
20. Клиническая психология: в 4 т.: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, М.С. Радионова, Н.В. Тарабрина; под ред. А.Б. Холмогоровой. Т. 2. Частная патопсихология М.: Академия, 2013. 432 с.
22.
21. Кляйн М. Детский психоанализ / пер. О. Бессоновой. Институт общегуманитарных исследований, 2010. 160 с.
23.
22. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 144 с.
24.
23. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: учебник для студ. пед. вузов. М.: Владос, 1988. 272 с.
25.
24. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 429 с.
26.
25. Мясищев В.Н. О генетическом понимании психоневрозов // Советская невроп-сихиатрия. Л.: Медгиз, 1939. 420 с.
27.
26. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2008. 480 с.
28.
27. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / сост. и общ. редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. 384 с.
29.
28. Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / под. ред. Е.С. Слюсаревой. Ставрополь: Бюро новостей, 2014. 202 с.
30.
29. Психология аномального развития ребенка: хрестоматия: в 2 т. / под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. Т. II. М.: ЧеРо: МПСИ.: Изд-во МГУ, 2006. 818 с.
31.
30. Психотерапия / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000. 544 с.
32.
31. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
33.
32. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста: избран. главы. М.: Медицина, 1974.
34.
33. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов / пер. с нем. Г.В. Барышниковой. М.: АСТ: АСТ Москва, 2009. 280 с.
35.
34. Эволюция психотерапии: пер. с англ. Т. 2. «Осень патриархов»: Психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия. М.: Класс, 1998. 416 с.
36.
35. Эволюция психотерапии: пер. с англ. Т. 3. «Let it be...»: Экзистенциально-гуманистическая психотерапия. М.: Класс, 1998. 304 с.
37.
36. Эволюция психотерапии: пер. с англ. Т. 4. «Иные голоса» М.: Класс, 1998. 320 с.
38.
37. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003. 336 с.
39.
38. Achenbach T.M. Multicultural Understanding of Child and Adolescent Psycho-pathology. New York: Guilford Press, 2007.
40.
39. Bettelheim B. A home for the heart. New York: Alfred A. Knopf, 1974. 461 p.
41.
40. Bowlby J. Maternal Care and Mental Health, Geneva World Health Organization, 1951.179 p.
42.
41. Cattell R.B. Crooked personalities in childhood and after. New York: Appleton-century, 1938.
43.
42. Duncan P.M., Millard W. A manual for the classification, training, and education of the feeble-minded, imbecile, and idiotic. London: Longmans, Green, 1866. 255 p.
44.
43. Erikson E. Childhood and Society. New York: W.W. Norton & co., Inc., 1950. 445 p.
45.
44. Freud A. The Ego and the Mechanisms of Defence. The Hogarth Press and the Institute of Psycho-Analysis, London, 1937. 196 p.
46.
45. Gesell and Amartruda's Developmental Diagnosis / Editors: H. Knobloch, B. Pasamanick. Hagerstown, 1975. 538 p.
47.
46. KannerL.Autistic disturbances of affective contact // The Nervous Child, 2. 1943. P. 217-250.
48.
47. Kanner L. Child Psychiatry. Springfield, Illinois: Charles C. Thomas, 1945.
49.
48. Lazarus A.A. Multimodal behavior therapy. New York: Springer, 1976. 241 p.
50.
49. Lowen A. Depression and the body. U.S.A.: Coward, McCann & Geoghegan, 1972. 318 p.
51.
50. Mash E.J. & Wolfe D.A. Abnormal child psychology (4th ed.). Wadsworth: Thomson Learning, 2010.
52.
51. Rogers C.R. A note on the nature of man // Journal of Counseling Psychology. 1957, 4. P. 199-203.