Главная Выпуски № 2 (56)

Подготовка людей пожилого возраста к устной межкультурной коммуникации на иностранном языке

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 37.04-053 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.56.2.06

Авторы

  • Макеева Светлана Николаевна кандидат педагогических наук, доцент
  • Спичко Наталья Александровна кандидат педагогических наук, доцент
  • Фетисова Анастасия Александровна кандидат педагогических наук
  • Фроликова Елена Юрьевна кандидат педагогических наук
  • Вишневецкая Наталья Владимировна

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью разработки теоретических основ и технологий обучения людей пожилого возраста, что вызвано увеличением продолжительности жизни и активным участием старшего поколения в образовательных программах, в том числе направленных на овладение иностранным языком. Для достижения цели исследования, которая состояла в разработке технологии подготовки людей старшего возраста к ведению устного межкультурного диалога на иностранном языке, были решены следующие задачи: проанализированы особенности людей пожилого возраста как участников диалога культур, их образовательные потребности; обосновано использование поликультурного подхода в качестве основы для разработки технологии подготовки людей пожилого возраста к межкультурному диалогу; сформулированы принципы обучения людей пожилого возраста межкультурному общению; определены цель, содержание обучения и этапы технологии подготовки людей пожилого возраста к межкультурному диалогу. Результаты комплексного критического анализа научной литературы и анкетирования участников проекта «Московское долголетие» (63 респондента) позволили разработать технологию подготовки людей пожилого возраста к ведению устного межкультурного диалога на иностранном языке, основанную на идеях поликультурного подхода, что составляет научную новизну исследования. Исследование имеет теоретическую и практическую значимость, которая определяется возможностью использования разработанной технологии как при проведении занятий по иностранному языку с людьми пожилого возраста, так и при создании пособий, предназначенных для обучения данной категории обучающихся. В целом полученные данные применимы в курсе профессиональной подготовки и переподготовки учителей иностранного языка.

Как ссылаться

Макеева, С. Н., Спичко, Н. А., Фетисова, А. А., Фроликова, Е. Ю. & Вишневецкая, Н. В. (2021). Подготовка людей пожилого возраста к устной межкультурной коммуникации на иностранном языке Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 2 (56), 98-120. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.56.2.06
Список литературы
1. Бударина А. О., Ильина Д. А. Влияние процесса изучения иностранного языка на когнитивные способности людей пожилого возраста [Электронный ресурс] // Со­ циально­экономическое развитие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы. Западный филиал РАНХиГС. 2016. С. 185–187. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=26346993 (дата обращения: 17.06.2021).
2. Введенская О. В. Диалог поколений как диалог культур // Общество: филосо­ фия, история, культура. 2017. No 11. С. 116–120. DOI: 10.24158/fik.2017.11.24
3. Дробышева Т. В., Войтенко М. Ю., Дробышева М. М. Образ своего поколения в представлениях разных групп россиян (на примере поколения «беби­бумеров», «Х» и «миллениум» [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. No 3 (51). URL: https://api­mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3336/ (дата обращения: 17.06.2021).
4. Емельянова Т. П., Дробышева Т. В. Характеристика коллективной памяти в контексте социально­психологических особенностей двух поколений // Горизонты гуманитарного знания. 2017. No 5. С. 71–85. DOI: 10.17805/ggz.2017.5.6
5. Манапова В. Э. Проблема субъекта в межкультурной коммуникации [Элект­ ронный ресурс] // Известия Алтайского государственного университета. 2013. No 2–2 (78). С. 245–248. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21029584 (дата обращения: 17.06.2021).
6. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути фор­ мирования [Электронный ресурс] // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. No 1. С. 125–139. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13218771 (дата обращения: 17.06.2021).
7. Стюарт­Гамильтон Я. Психология старения. СПб.: Питер, 2002. 256 с.
8. Тарева Е. Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку // Язык и культура. 2017. No 40. С. 302–320. DOI: 10.17223/19996195/40/22
9. Тарева Е. Г., Казанцева Е. М. Деятельностно­компетентностный подход к созданию учебных пособий для подготовки бакалавров [Электронный ресурс] // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2011. No 2 (8). С. 65–77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17673411 (дата обращения: 17.06.2021).
10. Шамис Е. М., Никонов Е. Теория поколений: стратегия беби­бумеров. М.: Синергия, 2018. 256 с.
11. Шилов В. В. Патриотизм в сознании молодежи и старшего поколения / В. В. Шилов и др. // Вестник ПНИПУ. Социально­экономические науки. 2019. No 1. С. 18–26. DOI: 10.15593/2224­9354/2019.1.2
12. Шиндряева И. В. Динамика патриотических экспектаций в иерархии ценностей трёх поколений россиян (опыт социологического исследования) [Электронный ресурс] // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия, социология и социальные технологии. 2015. No 2 (28). С. 62–66. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=24212934 (дата обращения: 17.06.2021).
13. Antoniou M. G., M. Gunasekera M., Wong P. Foreign language training as cognitive therapy for age­related cognitive decline: A hypothesis for future research // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2013. Vol. 37. P. 2689–2698. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2013.09.004
14. Davenport M., Lawton P. H., Manifold M. Art Education for Older Adults: Rationale, Issues, and Strategies // International Journal of Lifelong Learning in Art Education. Vol. 3. 2020. P. 54–68. DOI: 10.25889/6je7­jd90
15. Downs H. Bridging the Gap: How the Generations Communicate [Электронный ресурс] // Concordia Journal of Communication Research. 2019. Vol. 6. URL: https://dig-italcommons.csp.edu/comjournal/vol6/iss1/6/ (дата обращения: 17.06.2021).
16. Fantini A. E. Reconceptualizing intercultural communicative competence: A multinational perspective // Research in Comparative and International Education. 2020. Vol. 15 (1). P. 52–61. DOI: 10.1177/1745499920901948
17. Fernandez­Bellesteros R. Cultural aging stereotypes in European Countries: Are they a risk to active aging? / R. Fernandez­Bellesteros et al. // PLoSOne. 2020. Vol. 15 (5). DOI: 10.1371/journal.pone.0232340
18. Findsen B., Mark R. Older adult education in two universities: A comparison in the New Zealand and Scottish contexts // Journal of Adult and Continuing Education. 2016. Vol. 22 (1). P. 6–28. DOI: 10.1177/1477971416630130
19. Hjelm T. Learning language, learning culture: Constructing Finnishness in adult learner textbooks / T. Hjelm // European Journal of Cultural Studies. 2017. Vol. 22 (2). P. 309–326. DOI: 10.1177/1367549417719062
20. Jecker N. S. Ageism // eLS. Chichester: John Wiley & Sons, 2020. DOI: 10.1002/9780470015902.a0028976
21. Kim H. H., Jung J. H. Ageism, Religiosity, and Wellbeing Among Older Adults: Evidence From the European Social Survey (ESS4) // Research on Aging. 2020. DOI: 10.1177/0164027520953632
22. Klimczak­Pawlak A., Kossakowska­Pisarek S. Complexity of Age Effects and its Implications for Instruction: the Case of 50+ Learners // Kwartalnik Neofilologiczny. 2019. Vol. 1. P. 115–132. DOI: 10.24425/kn.2019.126508
23. Krishen A. S., Berezan O., Agarwal S., Kachroo P. The generation of virtual needs: Recipes for satisfaction in social media networking // Journal of Business Research. 2016. Vol. 69 (11). P. 5248–5254. DOI: 10.1016/j.jbusres.2016.04.120
24. Levy B. Stereotype embodiment: A psychosocial approach to aging // Current Directions in Psychological Science. 2009. Vol. 18 (6). P. 332–336. DOI: 10.1016/j.jbus-res.2016.04.120
25. LoBuono D. L., Leedahl S. N., Maiocco E. Teaching Technology to Older Adults: Modalities Used by Student Mentors and Reasons for Continued Program Participation // Journal of Gerontological Nursing. 2020. Vol. 46 (1). P. 14–20. DOI: 10.3928/00989134­-20191118­-02
26. Makeeva S. N. Older Adult Learner as the Subject of Cross­Cultural Communication / S. N. Makeeva et al. // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (Dialogue of Cultures – Culture of Dialogue: from Conflict to Understanding, Moscow, 23–25 April, 2020). London: European Publisher. P. 562–573. DOI: 10.15405/epsbs.2020.11.03.60
27. Patterson M. B. The Forgotten 90 %: Adult Nonparticipation in Education // Adult Education Quarterly. 2018. Vol. 68 (1). P. 41–62. DOI: 10.1177/0741713617731810
28. Schneider S. A critical analysis of the role of intercultural communication in the Common European Framework of Reference for Languages (CEFR) Companion Volume (2020) // Journal of Spanish Language Teaching. 2020. Vol. 7 (2). P. 193–199. DOI: 10.1080/23247797.2020.1864112
29. Towner T., Muñoz C. L. Boomers versus Millennials: Online Media Influence on Media Performance and Candidate Evaluations // Social Sciences. 2016. Vol. 5 (4). DOI: 10.3390/socsci5040056
30. Venter E. Bridging the communication gap between Generation Y and the Baby Boomer generation // International Journal of Adolescence and Youth. 2017. Vol. 22 (4). P. 497–507. DOI: 10.1080/02673843.2016.1267022
31. Weiss D., Zhang X. Multiple Sources of Aging Attitudes: Perceptions of Age Groups and Generations From Adolescence to Old Age Across China, Germany, and the Uni­ ted States // Journal of Cross­Cultural Psychology. 2020. Vol. 51 (6). P. 407–423. DOI: 10.1177/0022022120925904
Скачать файл .pdf 475.26 кб