Главная Выпуски № 2 (56)

Самоопределение подростков с интеллектуальными нарушениями в контексте конструкта “возможные Я”

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 376.1-056.313 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.56.2.09

Авторы

  • доктор биологических наук, профессор

Аннотация

В статье представлены концепции изучения возможного Я (далее — ВЯ) в психологии личности и определена его взаимосвязь с процессом самоопределения; исследованы компоненты самоопределения личности подростков с интеллектуальными нарушениями; даны понятия «самосознание», «образ будущего» и «внутренняя картина дефекта». Актуальность исследования самоопределения подростков с интеллектуаль­ ными нарушениями в контексте конструкта «возможные Я» обусловлена особенностями их развития и современными условиями социально­культурных трансформаций общества. Психика детей с умственной отсталостью особенно уязвима в подростковом возрасте, именно в этот период встает вопрос формирования самоопределения, актив­ной жизненной позиции, правильно выбранных ориентиров и построения образа свое­ го будущего. Цель исследования: изучить компоненты самоопределения подростков с интеллектуальными нарушениями в контексте конструкта ВЯ. Задачи исследования: 1. Проанализировать и систематизировать научно­методическую литературу по проблеме исследования. 2. Определить взаимосвязь компонентов самоопределения у подростков с интеллектуальными нарушениями с конструктом ВЯ. 3. Разработать и апробировать методический инструментарий для выявления компонентов самоопределения подростков с интеллектуальными нарушениями. 4. Осуществить количественный и качественный анализ эмпирических данных. Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методы исследования: библиографический, тестирование, опрос, эссе. Приведенные результаты показывают, что решающим фактором в процессе самоопределения является мотивация, временные компетенции и самосознание личности. Развитие данных особенностей личности у подростков с умственной отсталостью нарушено: мотивация снижена, восприятие времени затруднено, самосознание сформировано недостаточно. Представленные материалы в статье отображаются в практической и теоретической значимости. Использованный нами методический инструментарий поможет педагогам­-психологам проводить профилактическую работу с обучающимися, направленную на раннюю диагностику и коррекцию выявленных дефицитов личностного развития. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем теоретическом описании данной проблемы.

Как ссылаться

, . . & , . . (2021). Самоопределение подростков с интеллектуальными нарушениями в контексте конструкта “возможные Я” Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 2 (56), 149-162. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.56.2.09
Список литературы
1. Абульханова­Славская К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Баранова А. В., Яковлева Н. В. Анализ понятия «образ будущего» в контексте психологии здоровья // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6. No 4 (23). URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=357 (дата обращения: 20.02.2021).
3. Баранова А. В., Яковлева Н. В. Возможные Я и особенности саморегуляции в контексте субъективного восприятия времени // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8. No 3 (30). С. 327–337. URL: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=446 (дата обращения: 20.02.2021).
4. Василевская Е. Ю., Молчанова О. Н. Возможные я: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. No 4. С. 801–815.
5. Гайдукевич Е. А. Проблема внутренней картины дефекта в специальной психологии // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Серия: Общественные и гуманитарные науки: научный журнал. No 132. СПб., 2011. С. 331–335.
6. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности: монография. Киев: Наукова думка. 1984. 272 с.
7. Журавлев А. Л., Харламенкова Н. Е. Динамический подход к исследованию психологии личности // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. No 1. С. 5–23.
8. Орлова А. О. Роль самосознания личности в формировании образа будущего // Социальные явления — журнал международных исследований. 2013. No 1 (2). С. 107–110.
9. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология. М.: Академия, 2006. 320 с.
10. Кузнецова О. В. Психологические условия личностного и профессионального самоопределения подростков на этапе выбора профиля обучения: дис. ... канд. психол. наук / Моск. гор. психолого­пед. ун­т. М., 2010. 181 с.
11. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов и др.; под ред. Б. П. Пузанова. М.: Акмеология, 2001. 271 с.
12. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: ПЭБ, 2007. 56 с.
13. Чеснокова И. И., Шорохова Е. В. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
14. Bak W. Possible selves: Implications for psychotherapy // International Journal of Mental Health and Addiction. 2015. Vol. 13 (5). P. 650–658.
15. Bak W. Self­standards and self­discrepancies. A structural model of self­knowledge. Current Psychology. 2014. Vol. 33. Р. 155–173.
16. Erikson М. The Meaning of the Future: Toward a More Specific Definition of Possible Selves // Review of General Psychology. 2007. Vol. 11. P. 348–358. DOI: 10.1037/1089­2680.11.4.348
17. Hamilton J., Cole S. N. Imagining possible selves across time: Characteristics of self­images and episodic thoughts // Conscious Cong. 2017. Vol. 52. P. 9–20.
18. Hoyle R. H., Sherrill M. R. Future orientation in the self­system: possible selves, self­regulation, and behavior // Journal of Personality. 2006. Vol. 74. P. 1673–1696. DOI: 10.1111/j.1467­6494.2006.00424.x
19. Markus H., Nurius P. Possible Selves // American Psychologist. 1986. Vol. 41 (9). P. 954–969.
20. Oyserman D., Markus H. Possible Selves and Delinquency // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59 (1). P. 112–125.
Скачать файл .pdf 427.38 кб