Главная Выпуски № 2 (56)

Условия создания субъектно-ориентированной образовательной среды в процессе подготовки педагога

Психология , УДК: 378.147 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.56.2.05

Авторы

  • Голованова Инна Игоревна кандидат педагогических наук, доцент
  • Донецкая Ольга Игоревна кандидат педагогических наук, доцент
  • Телегина Надежда Викторовна кандидат педагогических наук

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена несоответствием качества подготовки будущих учителей современному общественному запросу на нового учителя, способного к постоянному саморазвитию и осознающего социальную значимость результатов своей деятельности. Субъектность является одним из важнейших условий профессиональной самореализации, а создание инновационной субъектно-ориентированной среды выступает в качестве детерминанты инновационного развития образовательных систем. Однако многие аспекты этой комплексной проблематики недостаточно разработаны. В связи с этим данная статья направлена на выявление условий создания субъектно-ориентированной образовательной среды в процессе подготовки учителя естественно-математического направления в Казанском федеральном университете. В качестве ведущего метода исследования выступил опрос студентов, на основании которого были произведены анализ и оценка ценностно-мотивационной сферы студентов и образовательной среды их обучения. Важнейшие компоненты образовательной среды — аксиологический и социально-психологический. Образовательная среда транслирует ценности участникам образовательного процесса и вовне, а также, наоборот, трансформируется и развивается под влиянием ценностных установок, вовлеченных в ее орбиту людей и самых разных общественных акторов. Развивающая субъектную позицию среда есть совокупность условий для становления субъектного опыта и субъектной позиции ее участников. Выборка исследования включала 282 студента, обучающихся на педагогическом направлении естественно-математических профилей подготовки Казанского федерального университета (КФУ). Были выявлены факторы и барьеры создания субъектно-ориентированной образовательной среды в подготовке педагогов. Проведенное исследование позволило разработать рекомендации для совершенствования профориентационной и учебно-воспитательной работы как с абитуриентами, так и со студентами, обучающимися по специальностям естественно-математического цикла.

Как ссылаться

Голованова, И. И., Донецкая, О. И. & Телегина, Н. В. (2021). Условия создания субъектно-ориентированной образовательной среды в процессе подготовки педагога Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 2 (56), 83-98. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.56.2.05
Список литературы
1. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Психология. Журнал ВШЭ. 2005. Т. 2. No 4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/printsip-subekta-v-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 23.04.2021).
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с. [Электронный ресурс] // Психологическое тестирование и публикации: сайт. URL: http://www.psyworld.info/images/chel_kak_predm_pozn.pdf (дата обращения: 23.04.2021).
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 272 с. [Электронный ресурс] // Антистресс: сайт о стрессе и популярной психологии. URL: https://antistres.pp.ua/wordpress/wp-content/uploads/2012/02/267799_07948_ananev_b_g_o_problemah_sovremennogo_chelovekoznaniya1.pdf (дата обращения: 23.04.2021).
4. Асмолов А. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Litres, 2017. 448 с.
5. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий [Электронный ресурс] // Ценности и смыслы. 2015. No 6 (40). С. 23–28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-i-obrazovatelnaya-sreda-v-poiskah-otlichiy (дата обращения: 23.04.2021).
6. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1, 392 с.: ил. Т. 2, 320 с.: ил.
7. Марголис А. А., Сафронова М. А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014–2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. No 1. С. 5–24. DOI: 10.17759/pse.2018230101
8. Мезенцева О. И., Кузнецова Е. В. Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: монография. Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т., 2013. 158 с. URL: http://i.mcoko-ber.ru/u/44/90a842751211e499f6a55ba90a9d55.pdf (дата обращения: 23.04.2021).
9. ОНФ обнаружил нехватку учителей в российских школах. Дата публикации: 30.07.2018. [Электронный ресурс] // Новости дня в России и мире — РБК. URL: https:// www.rbc.ru/society/30/07/2018/5b5ae5709a7947020db02fd3 (дата обращения: 23.04.2021).
10. Пак Л. Г. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента: дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2011. 436 с.: ил.
11. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. No 4. С. 101–108.
12. Собкин В. С., Ткаченко О. В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы: монография. М.: Центр социологии образования РАО, 2007. 200 с. [Электронный ресурс] // Институт социологии образования РАО: официальный сайт. URL: http://www.socioedu.ru/userfiles/file/FINE11_10.pdf (дата обращения: 23.04.2021).
13. Соколова И. И., Илюшин Л. С., Шилова О. Н. Влияние социокультурных условий на изменение подготовки современного учителя [Электронный ресурс] // Человек и образование. 2015. No 3 (44). С. 45–52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsiokulturnyh-usloviy-na-izmenenie-podgotovki-sovremennogo-uchitelya (дата обращения: 23.04.2021).
14. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 450 с.
15. Хайрутдинов Р. Р. Субъектно-ориентированный подход в магистерском образовании [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2019. No 1. С. 97. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2019/1/28512.pdf (дата обращения: 23.04.2021).
16. Epurescu E. O. Didactic profession-option or vocation? // eLearning and Software for Education Conference 2020. Т. 1. Р. 485–490. DOI: 10.12753/2066-026X-20-063
17. Campbell C. M., Dortch D. Reconsidering academic rigor: Posing and supporting rigorous course practices at two research institutions [Электронный ресурс] // Teachers College Record. 2018. Т. 120. No 5. Р. 1–42. URL: http://www.tcrecord.org/books/pdf.asp?ContentID=22121 (дата обращения: 23.04.2021).
18. Campbell C. M. Mentors and college student leadership outcomes: The importance of position and process / C. M. Campbell et al. [Электронный ресурс] // The Review of Higher Education. 2012. Т. 35. No 4. Р. 595–625. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ976445 (дата обращения: 23.04.2021).
19. Gansle K. A., Noell G. H., Burns J. M. Do student achievement outcomes differ across teacher preparation programs? An analysis of teacher education in Louisiana [Электронный ресурс] // Journal of Teacher Education. 2012. Т. 63. No 5. Р. 304–317. DOI: 10.1177/0022487112439894. URL: http://jte.sagepub.com (дата обращения: 23.04.2021).
20. Golovanova I. I, Telegina N. V, Donetskaya O. I. Preparation for future teacher professional activity using a system for assessing the formation of competences // Education and Self Development. 2019. Vol. 14. Is. 1. P. 57–67. DOI: 10.26907/esd14.1.07
21. Golovanova I. I., Asafova E. V. Training of a modern teacher in the settings of interactive technologies implementation [Электронный ресурс] // Modern Journal of language teaching methods. 2017. Vol. 7. Is. 3. P. 570–575. URL: https://shelly.kpfu.ru/e-ksu/docs/F2110467018/MJLTM_2017_v7n3p570_575.pdf (дата обращения: 23.04.2021).
22. Kabadayi A. Analysing prospective preschool teachers’ reasons and motives for entering a teaching career [Электронный ресурс] // Didactica Slovenica-Pedagoska Obzorja. 2015. Т. 30. No 2. Р. 103–122. URL: https://www.dlib.si/details/URN:NBN:SI:doc-WX-T6OUIV?ty=2015 (дата обращения: 23.04.2021).
23. Kiziltepe Z. Career choice: Motivations and perceptions of the students of education // The Anthropologist. 2015. Т. 21. No 1–2. Р. 143–155. DOI: 10.1080/09720073.2015.11891804
24. Swinkels M. F. J., Koopman M., Beijaard D. Student teachers’ development of learning-focused conceptions // Teaching and teacher education. 2013. Т. 34. С. 26–37. DOI: 10.1016/j.tate.2013.03.003
Скачать файл .pdf 368.23 кб