Авторы
- Белолуцкая Анастасия Кирилловна кандидат психологических наук, доцент
- Криштофик Ирина Сергеевна кандидат педагогических наук, доцент
- Мкртчян Вардигул Аргамовна
Аннотация
В статье представлено исследование проблемы использования студенческой оценки качества образования в педагогическом вузе с учетом требований профессионального стандарта «Педагог». Актуальность исследования данной проблемы обусловлена стремлением современных вузов управлять качеством своей образовательной деятельности на основе учета оценок разных стейкхолдеров, среди которых студенты, являясь непосредственными участниками процесса обучения, могут стать источником наиболее полной информации о качестве обучения. В связи с этим, исследование направлено на анализ возможности привлечения студентов к процедуре независимой оценки качества образования и профессиональной подготовки в аспекте применения технологий обучения для формирования профессиональных компетенций студентов в педагогическом вузе. Исследование проведено на основе компетентностного и системно-деятельностного подходов. Основным исследовательским методом являлся метод анкетирования, который позволил получить данные о таких объектах, как преподавание учебных модулей/дисциплин, практики в школе, самостоятельная работа студентов. Оценка осуществлялась по пяти критериям: организация процесса, качество содержания, результативность, удовлетворенность студентов, профессиональная мотивация. В исследовании приняли участие студенты Московского городского педагогического университета; совокупная выборка соcтавила 891 респондент (N=891). В результате проведенного исследования сформулированы выводы о недостаточной объективности независимой студенческой оценки; недостаточной степени сформированности у студентов представлений о принципах организации деятельностного проблемно-ориентированного процесса обучения. Делается предположение о низкой критичности студентов по отношению к эффективности своей образовательной деятельности и недостаточном уровне сформированности профессиональной рефлексии будущих учителей. Обсуждаются возможности включения студенческой оценки одним из элементов в систему независимой оценки качества образования в вузе при соблюдении условий комплексности и полипозиционности.
Как ссылаться
Белолуцкая, А. К., Криштофик, И. С. & Мкртчян, В. А. (2021). Студенческая оценка качества обучения в вузе: возможности и ограничения Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 3 (57), . https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.57.3.01
Список литературы
1.
Агранат Ю. В., Иванова Л. В. Оценка преподавателей студентами в контексте повышения качества образования // Педагогика: Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 3. С. 68-72. DOI: 10.30853/pedagogy.2019.3.13
2.
Банников С. А. Проблемы и перспективы развития системы управления качеством высшего образования в Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 2. С. 190-196. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-sistemy-upravleniya-kachestvom-vysshego-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii
3.
Васильев А. И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 37-43. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-37-43
4.
Гельман В. Я. К вопросу о достоверности и точности студенческой оценки преподавания // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 9. С. 55-58. DOI: 10.20339/AM.09-19.055
5.
Дрондин А. Л. Независимая оценка качества российского высшего образования: зачем она нужна и что можно улучшить // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 41-49. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-41-49
6.
Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-15.
7.
Зотова В. А. Студенческая оценка качества образования: европейский опыт // Фундаментальные исследования. 2016. № 2-3. С. 561-564.
8.
Игнатьев В. П., Варламова Л. Ф., Степанов П. А. Привлечение студентов к оценке качества образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12 (1). С. 141-145.
9.
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Изд-во политической литературы, 1987. 304 с.
10.
Рубин Ю. Б., Соболева Э. Ю. Независимость оценки качества высшего образования: критерии, принципы, реалии // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 26-42. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-26-42
11.
Спасенников В. В., Гарбузова Г. В., Ермакова Е. А. Эргономическое обеспечение разработки графической цветовой шкалы студенческой оценки преподавательской деятельности // Вестник ЯрГУ. Серия «Гуманитарные науки». 2021. Т. 15. № 1. С. 110-120. DOI: 10.18255/1996-5648-2021-1-110-119
12.
Сущенко А. Д., Сандлер Д. Г. Как студенты вовлечены в механизмы «обратной связи» // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 2. С. 176-191. DOI: 10.15826/umpa.2017.02.031
13.
Темнов Э. С., Моржов А. В., Ранних В. Н. Студент — субъект внутренней независимой оценки качества образования в российских вузах // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2018. № 4. С. 120-129.
14.
Хуторской А. В. Соотношение деятельности и содержания образования // Школьные технологии. 2007. № 3. С. 10-27.
15.
Dresel M., Rindermann H. Counseling University Instructors Based on Student Evaluations of Their Teaching Effectiveness: A Multilevel Test of its Effectiveness Under Consideration of Bias and Unfairness Variables // Research Higher Education. 2011. Vol. 52. P. 717-737. DOI: 10.1007/s11162-011-9214-7
16.
Feistauer D., Richter T. The Role of Clarity About Study Programme Contents and Interest in Student Evaluations of Teaching // Psychology Learning & Teaching. 2018. Vol. 17 (3). P. 272-292. DOI: 10.1177/1475725718779727
17.
Feistauer D., Richter T. Validity of students' evaluations of teaching: Biasing effects of likability and prior subject interest // Studies in Educational Evaluation. 2018. Vol. 59. P. 168-178. DOI: 10.1016/j.stueduc.2018.07.009
18.
Feistauer D., Richter T. How reliable are students' evaluations of teaching quality? A variance components approach // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2017. Vol. 42 (8). P. 1263-1279. DOI: 10.1080/02602938.2016.1261083
19.
Liu Gi-Zen, Liu Zih-Hui, Hwang Gwo-Jen. Developing multi-dimensional evaluation criteria for English learning websites with university students and professors // Computers & Education. 2011. Vol. 56. P. 65-79. DOI: 10.1016/j.compe-du.2010.08.019
20.
Lowrie A., Gruber T. Investigating the Influence of Professor Characteristics on Student Satisfaction and Dissatisfaction a Comparative Study // Journal of Marketing Education. 2012. Vol. 8. DOI: 10.1177/0273475312450385
21.
Marsh H. W., Dicke T., Pfeiffer M. A tale of two quests: The (almost) non-overlapping research literatures on students' evaluations of secondary-school and university teachers // Contemporary Educational Psychology. 2019. Vol. 58. P. 1-18. DOI: 10.1016/j.cedpsych.2019.01.011
22.
Neyazi N. Evaluation of selected faculties at Tehran University of Medical Sciences using CIPP model in students and graduates point of view / N. Neyazi et al. // Evaluation and Program Planning. 2016. Vol. 59. P. 88-93. DOI: 10.1016/j.evalprog-plan.2016.06.013
23.
Nikolaidis Y., Dimitriadis S. G. On the student evaluation of university courses and faculty members' teaching performance // European Journal of Operational Research. 2014. Vol. 238. P. 199-207. DOI: 10.1016/j.ejor.2014.03.018
24.
Olave K., Hattie J. From fixing the work to improving the learner: An initial evaluation of a professional learning intervention using a new student-centred feedback model // Studies in Educational Evaluation. 2021. Vol. 68. Art. 100943 (SCFM). DOI: 10.1016/j.stueduc.2020.100943
25.
Saharov N. Students' Participation in the External Evaluation Process for the Romanian Universities // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 51735177. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.06.403
26.
Spooren P., Brockx B., Mortelmans D. On the Validity of Student Evaluation of Teaching: The State of the Art // Review of educational research published online 20 August 2013. DOI: 10.3102/0034654313496870
27.
Villar F. How students evaluate university programmes for older people: A comparison between two models in Spain / F. Villar et al. // Journal of Aging Studies. 2011. Vol. 25. P. 18-125. DOI: 10.1016/j.jaging.2010.08.014
28.
Wolbring T., Riordan P. How beauty works. Theoretical mechanisms and two empirical applications on students' evaluation of teaching // Social Science Research. 2016. Vol. 57. P. 253-272. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2015.12.009