Авторы
- Гусейнова Аща Айирмагомедовна кандидат педагогических наук
Аннотация
В статье представлена специфика организации дистанционного обучения детей с двигательной церебральной патологией с учетом их особых образовательных потребностей. Дан перечень нормативной правовой базы дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Описана организация специального исследования с участием специалистов сопровождения. С учетом полученных результатов исследования представлен перечень условий, который необходимо соблюдать при организации и проведении дистанционного обучения лиц данной категории.
Список литературы
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года No 273-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.10.2020).
2.
Приказ Министерства образования и науки России от 23 августа 2017 года No 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс] // Документы системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru/71770012/ (дата обращения: 17.10.2020).
3.
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 19 марта 2020 года No ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс] // Интернет-версия системы «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73674537/ (дата обращения:17.10.2020).
4.
Абрамзон Л. М. Гуманитаризация дистанционного обучения детей с сохраненным интеллектом // «Образование и информатика: политика в области образования и новые технологии»: тезисы докладов на II Междунар. Конгрессе ЮНЕСКО (Москва, 1–5 июля, 1996). М., 1996. С. 42–45.
5.
Андреев A. A. Введение в дистанционное обучение: учеб.-метод. пособие. М.: ВУ, 1997. 85 с.
6.
Богданова Т. Г., Гусейнова А. А., Назарова Н. М. Педагогика инклюзивного образования: учебник / под ред. Н. М. Назаровой. М.: ИНФРА-М, 2016. 335 с. (Сер. «Высшее образование: бакалавриат»).
7.
Гусейнова А. А. Специальные условия получения образования обучающимися с тяжелыми (множественными) нарушениями развития // Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. ст. по мат-лам круглого стола / сост.: И. Ю. Левченко, А. С. Павлова, М. В. Шешукова. М.: Юкод, 2016. С. 47–54.
8.
Давыдова И. П., Лебедева М. Б., Мылова И. Б., Никитина Л. Н., Смирнова З. Ю., Степаненко Е. Б., Шаров В. С. Педагогам о дистанционном обучении / под общ. ред. Т. В. Лазыкиной. СПб.: РЦОКОиИТ, 2009. 98 с.
9.
Евтушенко И. В., Жигорева М. В., Левченко И. Ю., Никольская И. А., Новикова И. М., Ткачева В. В., Волковская Т. Н. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья. М.: Национальный книжный центр, 2013. 335 с.
10.
Кукушкина О. И. Информационные технологии в специальном образовании: концептуальные идеи и их практическая реализация // Хрестоматия к курсу «Информационные технологии в специальном образовании». М.: ИКП РАО, 2013. 440 c.
11.
Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Гусейнова А. А., Мануйлова В. В. Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство: учеб. пособие. М.: Национальный книжный центр, 2018. 110 с. (Сер. «Специальная психология»).
12.
Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: метод. пособие. М.: МГППУ, 2018. 278 c.
13.
Мелешкина М. С. Дистанционные технологии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья как социализирующий фактор [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 35. С. 95–99. URL: http://e-koncept.ru/2017/771190.htm (дата обращения: 26.02.21).
14.
Мясникова М. С. Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные вопросы современной педагогики: мат-лы IV Междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2013. 200 с.
15.
Нарушевич В. В., Федоров A. B. К вопросу о необходимости внедрения дистанционного образования в среде детей-инвалидов и молодых инвалидов Санкт-Петербурга // Высшее образование инвалидов: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (12 апреля 2000 г.) / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Эксперт, 2000. С. 34–36.
16.
Овсянников В. И. Основные этапы развития дистанционного обучения и его теоретического сопровождения // Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2001. 1023 c.
17.
Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения. М.: Академия, 2006. 267 с.
18.
Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. Т. 2. Общие основы специальной педагогики / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов. М.: Академия, 2008. 352 с.
19.
Щукина К. Е. Информационные технологии в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья // Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном процессе: сб. науч. ст. Челябинск: Печатный двор, 2016. С. 284–292.
20.
Chvojka M., Mlynarcik L., Schmiedt P. Progr. zlievaren. technol. a metalurgii. Konf., Zlata Idka. Р. 84 (May 29–31, 2009).
21.
Guseynova A. A., Manuilova V. V. Organizational and methodological aspects of distance learning for children with special educational needs [Электронный ресурс] // SHS Web of Conf. Vol. 87, 2020. International Scientific and Practical Conference “Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career” (ICTP 2020).
URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2020/15/shsconf_ictp2020_00042/shsconf_ictp2020_00042.html (дата обращения: 26.02.21).