Главная Выпуски № 3 (57)

Формирование у студентов ответственности в учении: возможные стратегии

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 373 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.57.3.05

Авторы

  • Ахметвалиева Мейсеря Гарафовна кандидат педагогических наук
  • Мергенова Жанна Максимовна

Аннотация

Аннотация. Статья посвящена поиску направлений создания оптимальной систе­мы формирования у студентов ответственного отношения к учению и выстраиванию теоретической и практической траектории достижения максимальной ее эффек­тивности. В исследовании применялись организационные, эмпирические методы: констатирующий и формирующий эксперименты, авторская анкета, направленная на установление уровня воспитанности студентов. Исследование проводилось в По­волжском кооперативном институте со студентами 1-го и 2-го курсов. Формируемые у обучающихся личностные черты, связанные с ответственным отношением к учению, оценивались самими студентами и их преподавателями. Смоделированы направ­ляющие регуляторы становления и дальнейшего внутреннего структурирования у сту­дентов ответственного отношения к учению. Центральная роль отводится разработке направлений (так называемых теорий) развития у студентов ответственного отно­шения к учению: формирование адекватной самооценки, соблюдение соответствия личной мотивации и ценностей социума, внешнего контролирования формируемых ценностей, осознание личностью собственной системы ценностей, продумывание реакций перед ситуациями выбора — оперантный анализ. Полученные результаты подтверждают практические возможности разработанных и внедренных в практику воспитания направлений развития ответственного отношения к учению. Научная новизна состоит в системном и конструктивном формировании ответственного от­ношения студентов к учению на основе смоделированных форм и методов учения в аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Как ссылаться

Ахметвалиева, М. Г. & Мергенова, Ж. М. (2021). Формирование у студентов ответственности в учении: возможные стратегии Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 3 (57), 95-108. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.57.3.05
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для студентов высших учебных за­ведений, обучающихся по направлению специальности «Психология». 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009. 362 с.: ил.
2. Бейн А. Эмоции и воля: пер. с англ. СПб.: Изд-во братьев Башинских, 1865. 364 с.
3. Бидова Б. Б. Специфика формирования ответственного поведения у современных студентов высших учебных заведений // Образование и воспитание. 2016. № 1 (6). С. 94-96. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/621/
4. Гладченкова Н. Н. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ростовский гос. пед. ун-т. Ростов-на-Дону, 2001. 23 с.
5. Дормидонтов Р. А. Основные пути формирования ответственности студентов вуза // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: мат-лы XI Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (26 октября - 1 ноября 2020 г.). 2020. URL: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/professionalno_lichnostnoe_razvitie_prepodavatelya_i_studenta_tradiczii,_problemyi,_perspektivyi2/sekcziya_8/osnovnyie_puti_formirovaniya_otvetstvennosti_studentov_vuza
6. Иванова А. И. Модель формирования ответственного отношения к обучению у студентов вуза // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2012. Т. 1. С. 253-255.
7. Иванова А. И. Педагогические условия формирования ответственного отношения к учению у студентов-бакалавров во внеаудиторной деятельности / Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. Тула, 2011. 37 с.
8. Константинова Н. А. Об организации воспитательной работы со студентами вузов в свете болонского процесса // Международный журнал прикладных и фунда­ментальных исследований. 2009. № 5. С. 136-139. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=215
9. Куницына С. М. Развитие ответственности у студентов педагогических вузов в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2011. 26 с.
10. Пуляева В. Н., Неврюев А. Н. Взаимосвязь базовых психологических потребно­стей, академической мотивации и отчуждения от учебы обучающихся в системе высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 2. C. 19-32. DOI: 10.17759/pse.2020250202
11. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности: учеб.-метод. пособие: [практико-ориентированная монография] / Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт; [гл. ред. Д. И. Фельдман]. М., 2005. 248 с. URL: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php?url=/notices/index/IdNotice:49868
12. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процес­сов. М.: Мысль, 1973. 217 с.
13. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
14. Abuelenain G., Farooq M., Sarr M. The Impact of Co-Curricular Activity Assessment on Male University Students' Course Performance: A Case Study of The Natural Sciences Course // International Journal of Higher Education. 2021. Vol. 10. № 4. P. 187-195. DOI:10.5430/ijhe.v10n4p187
15. Bird A. Defining the content domain of intercultural competence for global leaders / A. Bird et al. // Journal of Managerial Psychology. 2010. № 25 (8). Р. 810-828. DOI: 10.1108/02683941011089107
16. Boyatzis R., Ratti F. Competencies as a behavioral approach to emotional intel­ligence // Journal of Management Development. 2009. № 28 (9). Р. 749-770. DOI: 10.1108/02621710910987647
17. Egorychev A. M. Spiritual and Moral Meanings and Values of the Russian Culture as a Basis for the National and Civil Consciousness Upbringing in the Russian Youth / A. M. Egorychev et al. // Journal of Social Studies Education Research. 2019. № 10 (4). P. 470-489.
18. Hidayah R. Students' Self-Adjustment, Self-Control, and Morality // Journal of Social Studies Education Research. 2021. № 12 (1). Р. 174-193.
19. Ivanova D. H. The Objectives and Practical Aspects of Quality Assurance System of Higher Education / D. H. Ivanova et al. // International Journal of Higher Educa­tion. 2020. Vol. 9. № 7. P. 119-129. DOI: 10.5430/ijhe.v9n7p119
20. Kopish M., Marques W. Leveraging technology to promote global citizenship in teacher education in the United States and Brazil // Research in Social Sciences and Techno­logy. 2020. № 5 (1). Р. 45-69.
21. Leephaijaroen S. Effects of the big-five personality traits and organizational commit­ments on organizational citizenship behavior of support staff at Ubon Ratchathani Rajabhat University, Thailand // Kasetsart Journal of Social Sciences. 2016. № 37 (2). Р. 104-111. DOI: 10.1016/j.kjss.2015.03.002
22. Machebe C. H., Ifelunni C. O. Influence of Parental Socio-Economic Status on Aca­demic Achievement of Students in Selected Schools in Nigeria: A Case Study of Enugu State // Journal of Education and Practice. 2014. № 5 (2). Р. 1614-1620. DOI: 10.13189/ujer.2017.050919
23. Mahdiuon R., Ghahramani M., Sharif A. R. Explanation of organizational citizen­ship behavior with personality // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2010. № 5 (2). Р. 178-184. DOI: 10.1016/j.sbspro.2010.07.069
24. Nebeska M. S. Enhancing the Educational Activities of Law Students as One of the Ways to Improve Efficiency and Quality of the Professional Training / M. S. Nebeska et al. // International Journal of Higher Education. 2020. Vol. 9. №. 4. Р. 291-301. DOI: 10.5430/ijhe.v9n4p291
25. Onoyase A. Prevalence of Educational Malpractice among University Students as Per­ceived by Lecturers of Delta State University, Abraka // International Journal of Higher Education. 2018. Vol. 7. №. 4. Р. 187-194. DOI:10.5430/ijhe.v7n4p187
26. Tonich. The Role of Principals' Leadership Abilities in Improving School Performance through the School Culture // Journal of Social Studies Education Research. 2021. № 12 (1). Р. 47-75. DOI: 10.1086/688169
Скачать файл .pdf 354.95 кб