Главная страница Архив Исторические этапы становления педагогики смысложизненных ориентаций

Исторические этапы становления педагогики смысложизненных ориентаций

История педагогического и психологического образования , УДК: 37.01 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.57.3.11

Авторы

  • Ульянова Ирина Валентиновна доктор педагогических наук, доцент

Аннотация

Аннотация. В условиях постиндустриального общества, отягощенного пробле­мами глобализма, либерализма, абсолютного технократизма, культом философии постмодернизма (ризомы, сарказма), прагматизма, индивидуализма, дезинтеграцией общественных отношений, личность сталкивается с вопросами экзистенциального вакуума, фрустрации, утраты смысла жизни. Наиболее остро их переживают несо­вершеннолетние, не имеющие необходимого опыта, актуальных знаний для фор­мирования навыков самоопределения, жизнетворчества, целеполагания. Анализ отечественной педагогической теории и практики, прогрессивных педагогических концепций зарубежья показывает, что именно педагогические условия образова­тельных организаций обладают ресурсом, способным эффективно содействовать подросткам, юношеству в выборе конструктивного жизненного пути, в осознанном формировании гуманистических смысложизненных ориентаций. Разработанное са­мостоятельное педагогическое направление — педагогика смысложизненных ориен­таций — мобилизует усилия всех субъектов образовательной организации для сопро­вождения несовершеннолетних в эпоху постиндустриализма. В статье подчеркивается закономерность появления педагогики смысложизненных ориентаций в контексте развития гуманистической педагогики как научной гуманитарной области и конкре­тизированы ее исторические этапы, это: I. Донаучный педагогический (Античность -XVII в.). II. Научно-фрагментарный (имманентный, авторский: XVII - начало XX в.). III. Сепаратный (1917-1991 гг.). IV. Научно-системно-локальный (1991 г. - по настоя­щее время). Цель статьи — представить ретроспективное теоретическое обоснова­ние базовых положений педагогики смысложизненных ориентаций. Исследование проведено на основе интегративного (в совокупности — системного, целостного, аксиологического, культурологического) подхода; использованы методы компарати­вистского анализа, дифференциации, дедукции, обобщения. Результаты заключаются в фиксации закономерного появления и развития в лоне гуманистической педагогики самостоятельного педагогического направления, обладающего актуальными принци­пами организации образовательного процесса, отвечающего вызовам времени.
Список литературы
1. Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С. 144-177.
2. Антология мировой философии: в 4 т. / АН СССР, Ин-т философии; Философ. насле­дие; редколлегия: В. В. Соколов и др. Т. 1. Ч. 1. Философия древности и средне­вековья. М.: Мысль, 1969.
3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978.
4. Асмолов А. Г. Психологи должны быть активными участниками образовательного процесса // Учительская газета. 2011. № 40.
5. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Педагогика индивидуальности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., доп. М.: Юрайт, 2019. 410 с.
6. Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Кн. 2. Тысяча плато. М.; Екате­ринбург: У-Фактория, Астрель, 2010. 408 с.
7. Демидова-Петрова Е. В. Показатели преступности несовершеннолетних и моло­дежи в российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-prestupnosti-nesovershennoletnih-i-molodezhi-v-rossiyskoy-federatsii
8. Деркач А. А. Проблемы смысла жизни // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 119-125.
9. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просве­щение, 1991. 303 с.
10. Дюркгейм Э. О Разделении общественного труда // Западноевропейская социология ХК - начала ХХ веков / пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1996. С. 256-309.
11. Джуринский А. Н. История педагогики и образования: учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 1. С древнейших времен до XIX века. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 398 с. (Высшее образование). URL: https://urait.ru/bcode/451983
12. Емелин В. А. Лабиринты постмодернизма: идентификация ускользающего смысла // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Т. 28. № 3. 2010. С. 65-75.
13. Завьялов A. M. Проблемы образования в эпоху глобализации общества // KANT. 2015. № 1 (14). С. 51-52.
14. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном об­ществе до конца XX в.: учеб. пособие для педагогических учебных заведений / под ред. А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Сфера, 2001. 512 с.
15. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965. С. 269-270, 279-280.
16. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. 160 с.
17. Коломыц Д. М. Влияние постмодернизма на эволюцию мировоззрения человека в культуре начала 21 века // Вестник КазГУКИ. 2015. № 1. С. 21-24.
18. Коменский Я. А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Комен­ский Я. А. Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.
19. Кондаков А. М., Костылева А. А. Цифровое образование: от школы для всех к шко­ле для каждого // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 4. C. 295-307. DOI: 10.22363/2312­8631-2019-16-4-295-307
20. Культурология. XX век: Антология / гл. ред. и сост.: С. Я. Левит. М.: Юрист, 1995.
21. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М.: Искусство, 1994. 439 с. Макаренко А. С. Собрание сочинений: в 5 т. / под общ. ред. А. Терновского. Т. 5. М.: Правда, 1971.
22. Макаренко А. С. Собрание сочинений: в 5 т. / под общ. ред. А. Терновского. Т. 5. М.: Правда, 1971.
23. Напсо М. Д. Теория аномии Э. Дюркгейма и современность // Социодинамика. 2017. № 2. С. 22-30.
24. Новиков С. Г. Воспитание рабочей молодежи в условиях форсирования модернизации России (1917-1939-е годы): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2008. 43 с.
25. Панарин А. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Эксмо, 2003. 544 с.
26. Простакишина Ю. А. Деятельность сотрудников подразделений по делам несо­вершеннолетних с группой подростков отклоняющегося поведения // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 3-1. С. 105-108. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1930
27. Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского: коллективная монография / под ред. Т. А. Поповой, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер, К. В. Карпинского. М.: Смысл, 2021. 676 с.
28. Ревякина Н. В. Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свиде­тельствах учеников и современников. М.: Directmedia, 2015. 413 с.
29. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.
30. Рожков М. И., Сапожникова Т. Н. Рефлексивно-деятельностный подход к вос­питанию социальной ответственности молодежи: монография / Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2010. 195 с.
31. Селевко Г. К . Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народ­ное образование, 1998. 256 с.
32. Сумнительный К. Е. Зарубежные педагогические системы: теоретическое осмыс­ление и практика применения в отечественном образовании второй половины XX века: монография. М.: Новое образование, 2013. 119 с.
33. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / гл. ред.: П. Кузин; АПН СССР. М.: Педагогика, 1979-1981.
34. Ульянова И. В. Парадигмальная проблематика отечественной педагогики XXI в. // Pedagogika. 2021. № 3. C. 25-33.
35. Ульянова И. В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. М.: РосНОУ, 2015. 416 с.
36. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 10 т. М.; Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1948-­1952.
37. Федотова В. Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 544 с.
38. Франкл В. Доктор и душа / пер. с англ. [и авт. предисл.] А. А. Бореев. СПб.: Ювента, 1997. 285 с.
39. Френе С. Избранные педагогические сочинения: пер. с фр. / под общ. ред. и вст. ст. Б. Л. Вульфсона. М.: Прогресс, 1990. 301 с.
40. Фромм Э. Иметь или быть = To Have or to Be? (1976) / пер. Э. М. Телятниковой. М.: АСТ, Астрель, 2010. 320 с.
41. Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: АСТ, 2017. 320 с.
42. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. и примечания А. И. Фета. М.: Академический проект, 2006. 207 с.
43. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост.: А. И. Пискунов. М.: Просве­щение, 1971. 560 с.
44. Хрестоматия по истории отечественной педагогики ХГХ - начала ХХ века / сост.: Л. Н. Беленчук, Е. Н. Никулина, А. В. Овчинников, Е. А. Прокофьева. М.: ИТИП РАО, ИЭТ, 2012. 564 с.
45. Хрестоматия по философии / под ред. Г. Л. Микиртичан, А. З. Лихтшангофа. СПб.: СпецЛит, 2015a. 415 с.
46. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / отв. ред. и сост. А. А. Радугин. М.: Центр, 2001. 416 с.
47. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / под ред. А. Н. Чумакова. М.: Юрайт, 2015b. 598 с.
48. Чудновский В. Э. Смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 5-19.
49. Шершнева А. С. Концептуальные основы формирования экзистенциальной сфе­ры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Калининград, 2001. 204 с.
50. Цанн-кай-си Ф. В. Курс лекций. Владимир: ВГПУ, 2007. 388 с.
51. Яковлева Е. Л. Вектор движения: Гуманизм - посгуманизм - трансгуманизм - техногуманизм - гуманизм // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2 (7). С. 40-42.
52. Ямбург Е. А. Школа для всех // Воспитание и обучение детей с нарушениями разви­тия. 2004. № 3. С. 9-18.
53. Asmolov A., Guseltseva M. Education as a space of opportunituies: from human capital to human potential // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy. 2019a. Vol. 64. № 6. P. 40-45. DOI: 10.15405/epsbs.2019.07.6
54. Asmolov A., Guseltseva M. New view on education: from the paradigm of technology to the paradigm of value// European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy, 2019b. Vol. 64. № 5. P. 33-39.
55. Batthyаny А., Lukas E. Logotherapie und existenzanalyse heute. Eine Standortbestim-mung Verlagsanstalt. Tyrolia, Innsbruck, 2020. 410 p.
56. Busching R., Krahe B. The Contagious Effect of Deviant Behavior in Adolescence: A Longi-tudinal Multilevel Study, 2017.
57. Gentile G. Manifesto degli intellettuali fascisti agli intellettuali di tutte le Na-zioni, dai giornali italiani del 21aprile // Papa E. P. Fascismo e cultura. Padua: Marsilio, 1974. P. 187-192.
58. Jin F. The Roles of Family Environment, Parental Rearing Styles and Personality Traits in the Development of Delinquency in Chinese Youth Med. Dev. Delinq / F. Jin et al. // Chinese Youth. 2016. Vol. 1. № 2. P. 3-7. DOI: 10.20900/mo.20160009
59. Kohlberg L. Essays on moral development. Vol. I: The philosophy of moral development. San Francisco: Harper & Row, 1981. 441 p.
60. Steiner R. Mein Lebensgang 1925 Dornach, 1982. 138 p.
61. Steiner R. Inner Aspect of the Social Question (GA 193), 1919, p. xiv.
Скачать файл .pdf 388.97 кб