Авторы
- Ульянова Ирина Валентиновна доктор педагогических наук, доцент
Аннотация
Аннотация. В условиях постиндустриального общества, отягощенного проблемами глобализма, либерализма, абсолютного технократизма, культом философии постмодернизма (ризомы, сарказма), прагматизма, индивидуализма, дезинтеграцией общественных отношений, личность сталкивается с вопросами экзистенциального вакуума, фрустрации, утраты смысла жизни. Наиболее остро их переживают несовершеннолетние, не имеющие необходимого опыта, актуальных знаний для формирования навыков самоопределения, жизнетворчества, целеполагания. Анализ отечественной педагогической теории и практики, прогрессивных педагогических концепций зарубежья показывает, что именно педагогические условия образовательных организаций обладают ресурсом, способным эффективно содействовать подросткам, юношеству в выборе конструктивного жизненного пути, в осознанном формировании гуманистических смысложизненных ориентаций. Разработанное самостоятельное педагогическое направление — педагогика смысложизненных ориентаций — мобилизует усилия всех субъектов образовательной организации для сопровождения несовершеннолетних в эпоху постиндустриализма. В статье подчеркивается закономерность появления педагогики смысложизненных ориентаций в контексте развития гуманистической педагогики как научной гуманитарной области и конкретизированы ее исторические этапы, это: I. Донаучный педагогический (Античность -XVII в.). II. Научно-фрагментарный (имманентный, авторский: XVII - начало XX в.). III. Сепаратный (1917-1991 гг.). IV. Научно-системно-локальный (1991 г. - по настоящее время). Цель статьи — представить ретроспективное теоретическое обоснование базовых положений педагогики смысложизненных ориентаций. Исследование проведено на основе интегративного (в совокупности — системного, целостного, аксиологического, культурологического) подхода; использованы методы компаративистского анализа, дифференциации, дедукции, обобщения. Результаты заключаются в фиксации закономерного появления и развития в лоне гуманистической педагогики самостоятельного педагогического направления, обладающего актуальными принципами организации образовательного процесса, отвечающего вызовам времени.
Список литературы
1.
Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С. 144-177.
2.
Антология мировой философии: в 4 т. / АН СССР, Ин-т философии; Философ. наследие; редколлегия: В. В. Соколов и др. Т. 1. Ч. 1. Философия древности и средневековья. М.: Мысль, 1969.
3.
Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978.
4.
Асмолов А. Г. Психологи должны быть активными участниками образовательного процесса // Учительская газета. 2011. № 40.
5.
Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Педагогика индивидуальности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., доп. М.: Юрайт, 2019. 410 с.
6.
Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Кн. 2. Тысяча плато. М.; Екатеринбург: У-Фактория, Астрель, 2010. 408 с.
7.
Демидова-Петрова Е. В. Показатели преступности несовершеннолетних и молодежи в российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2014. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-prestupnosti-nesovershennoletnih-i-molodezhi-v-rossiyskoy-federatsii
8.
Деркач А. А. Проблемы смысла жизни // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 119-125.
9.
Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. 303 с.
10.
Дюркгейм Э. О Разделении общественного труда // Западноевропейская социология ХК - начала ХХ веков / пер. с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1996. С. 256-309.
11.
Джуринский А. Н. История педагогики и образования: учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 1. С древнейших времен до XIX века. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 398 с. (Высшее образование). URL: https://urait.ru/bcode/451983
12.
Емелин В. А. Лабиринты постмодернизма: идентификация ускользающего смысла // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Т. 28. № 3. 2010. С. 65-75.
13.
Завьялов A. M. Проблемы образования в эпоху глобализации общества // KANT. 2015. № 1 (14). С. 51-52.
14.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для педагогических учебных заведений / под ред. А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Сфера, 2001. 512 с.
15.
Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965. С. 269-270, 279-280.
16.
Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. 160 с.
17.
Коломыц Д. М. Влияние постмодернизма на эволюцию мировоззрения человека в культуре начала 21 века // Вестник КазГУКИ. 2015. № 1. С. 21-24.
18.
Коменский Я. А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Коменский Я. А. Избр. пед. соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.
19.
Кондаков А. М., Костылева А. А. Цифровое образование: от школы для всех к школе для каждого // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 4. C. 295-307. DOI: 10.22363/23128631-2019-16-4-295-307
20.
Культурология. XX век: Антология / гл. ред. и сост.: С. Я. Левит. М.: Юрист, 1995.
21.
Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М.: Искусство, 1994. 439 с. Макаренко А. С. Собрание сочинений: в 5 т. / под общ. ред. А. Терновского. Т. 5. М.: Правда, 1971.
22.
Макаренко А. С. Собрание сочинений: в 5 т. / под общ. ред. А. Терновского. Т. 5. М.: Правда, 1971.
23.
Напсо М. Д. Теория аномии Э. Дюркгейма и современность // Социодинамика. 2017. № 2. С. 22-30.
24.
Новиков С. Г. Воспитание рабочей молодежи в условиях форсирования модернизации России (1917-1939-е годы): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2008. 43 с.
25.
Панарин А. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Эксмо, 2003. 544 с.
26.
Простакишина Ю. А. Деятельность сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних с группой подростков отклоняющегося поведения // Научное
обозрение. Педагогические науки. 2019. № 3-1. С. 105-108. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1930
27.
Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского: коллективная монография / под ред. Т. А. Поповой, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер, К. В. Карпинского. М.: Смысл, 2021. 676 с.
28.
Ревякина Н. В. Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников. М.: Directmedia, 2015. 413 с.
29.
Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.
30.
Рожков М. И., Сапожникова Т. Н. Рефлексивно-деятельностный подход к воспитанию социальной ответственности молодежи: монография / Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2010. 195 с.
31.
Селевко Г. К . Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
32.
Сумнительный К. Е. Зарубежные педагогические системы: теоретическое осмысление и практика применения в отечественном образовании второй половины XX века: монография. М.: Новое образование, 2013. 119 с.
33.
Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / гл. ред.: П. Кузин; АПН СССР. М.: Педагогика, 1979-1981.
34.
Ульянова И. В. Парадигмальная проблематика отечественной педагогики XXI в. // Pedagogika. 2021. № 3. C. 25-33.
35.
Ульянова И. В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. М.: РосНОУ, 2015. 416 с.
36.
Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 10 т. М.; Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952.
37.
Федотова В. Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-Традиция, 2005. 544 с.
38.
Франкл В. Доктор и душа / пер. с англ. [и авт. предисл.] А. А. Бореев. СПб.: Ювента, 1997. 285 с.
39.
Френе С. Избранные педагогические сочинения: пер. с фр. / под общ. ред. и вст. ст. Б. Л. Вульфсона. М.: Прогресс, 1990. 301 с.
40.
Фромм Э. Иметь или быть = To Have or to Be? (1976) / пер. Э. М. Телятниковой. М.: АСТ, Астрель, 2010. 320 с.
41.
Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: АСТ, 2017. 320 с.
42.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. и примечания А. И. Фета. М.: Академический проект, 2006. 207 с.
43.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост.: А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. 560 с.
44.
Хрестоматия по истории отечественной педагогики ХГХ - начала ХХ века / сост.: Л. Н. Беленчук, Е. Н. Никулина, А. В. Овчинников, Е. А. Прокофьева. М.: ИТИП РАО, ИЭТ, 2012. 564 с.
45.
Хрестоматия по философии / под ред. Г. Л. Микиртичан, А. З. Лихтшангофа. СПб.: СпецЛит, 2015a. 415 с.
46.
Хрестоматия по философии: учеб. пособие / отв. ред. и сост. А. А. Радугин. М.: Центр, 2001. 416 с.
47.
Хрестоматия по философии: учеб. пособие / под ред. А. Н. Чумакова. М.: Юрайт, 2015b. 598 с.
48.
Чудновский В. Э. Смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 5-19.
49.
Шершнева А. С. Концептуальные основы формирования экзистенциальной сферы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Калининград, 2001. 204 с.
50.
Цанн-кай-си Ф. В. Курс лекций. Владимир: ВГПУ, 2007. 388 с.
51.
Яковлева Е. Л. Вектор движения: Гуманизм - посгуманизм - трансгуманизм - техногуманизм - гуманизм // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2 (7). С. 40-42.
52.
Ямбург Е. А. Школа для всех // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 3. С. 9-18.
53.
Asmolov A., Guseltseva M. Education as a space of opportunituies: from human capital to human potential // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy. 2019a. Vol. 64. № 6. P. 40-45. DOI: 10.15405/epsbs.2019.07.6
54.
Asmolov A., Guseltseva M. New view on education: from the paradigm of technology to the paradigm of value// European Proceedings of Social and Behavioural Sciences.
Future Academy, 2019b. Vol. 64. № 5. P. 33-39.
55.
Batthyаny А., Lukas E. Logotherapie und existenzanalyse heute. Eine Standortbestim-mung Verlagsanstalt. Tyrolia, Innsbruck, 2020. 410 p.
56.
Busching R., Krahe B. The Contagious Effect of Deviant Behavior in Adolescence: A Longi-tudinal Multilevel Study, 2017.
57.
Gentile G. Manifesto degli intellettuali fascisti agli intellettuali di tutte le Na-zioni, dai giornali italiani del 21aprile // Papa E. P. Fascismo e cultura. Padua: Marsilio, 1974. P. 187-192.
58.
Jin F. The Roles of Family Environment, Parental Rearing Styles and Personality Traits in the Development of Delinquency in Chinese Youth Med. Dev. Delinq / F. Jin et al. // Chinese Youth. 2016. Vol. 1. № 2. P. 3-7. DOI: 10.20900/mo.20160009
59.
Kohlberg L. Essays on moral development. Vol. I: The philosophy of moral development. San Francisco: Harper & Row, 1981. 441 p.
60.
Steiner R. Mein Lebensgang 1925 Dornach, 1982. 138 p.
61.
Steiner R. Inner Aspect of the Social Question (GA 193), 1919, p. xiv.