Авторы
- Киктева Ксения Сергеевна кандидат педагогических наук
- Сененко Олеся Владимировна кандидат филологических наук, доцент
Аннотация
Аннотация. В статье рассматривается эссе как актуальный вид письменной работы, используемой в целях промежуточной и итоговой аттестации, а также в рамках творческих конкурсов и вступительных испытаний. В статье представлен анализ вступительньгх экзаменационных эссе подростков. Цель статьи — изучить влияние тематики и дизайна заданий на тексты эссе. Анализ текстов проводится с использованием следующих критериев: простота/сложность написания эссе, актуальность/неактуальность тематики заданий для пишущих и самостоятельность/несамостоятельность (конформизм) в раскрытии темы. На основании обобщения результатов этого анализа формулируются рекомендации для разработчиков заданий по написанию эссе. Рекомендации касаются тематики эссе, формулировок заданий, использования цитат и высказываний из различных источников в формулировках заданий. В статье обосновывается, что тематика экзаменационный заданий для написания эссе должна быть приближена к опыту подростков, в то же время стоит избегать слишком традиционных и стандартных тем, при этом формулировки заданий должны быть максимально четкими и конкретными. В рекомендациях также определяется специфика использования цитат в формулировках заданий: цитата должна непосредственно подводить к проблемному вопросу, быть по возможности краткой и емкой, причем продуктивнее использовать не одну, а две цитаты, представляющие разные точки зрения.
Список литературы
1.
Асонова Е. А., Сененко О. В. Опыт анализа конкурсных письменных работ подростков в аспекте результативности литературного образования в основной школе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2017. № 3 (41). С. 79-89.
2.
Барабанов Р. Е., Блохина А. А. Конформность: классические эксперименты и современное осмысление // Вестник Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института. 2020. № 3. С. 53-55.
3.
Бостанова Л. Ш., Бостанова С. Н. Ведущая деятельность и особенности проявления конформизма в общении подростков со взрослыми и сверстниками // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61 (4). С.266-269.
4.
Воронцова И. В., Сененко О. В. Критерии оценивания итогового сочинения как формы предъявления метапредметных образовательных результатов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2016. № 4 (38). С. 71-80.
5.
Исакова И. Н. Литературное творчество как средство самореализации подростков // Русский язык и литература. Все для учителя! 2011. № 8 (8). С. 12-16.
6.
Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
7.
Минеева И. Н. Академическое эссе: теория и практика жанра // Филологический класс. 2015. № 2 (40). С. 7-14.
8.
Обласова Т. В. Олимпиада по литературе: подготовка высокомотивированных подростков / Т. В. Обласова и др. // От диагностики одаренности — к развитию мотивации детей. 2016. С. 22.
9.
Хазраткулов М. Критерии оценивания эссе (сочинения) на уроках литературы // Preparing a competitive specialist as a purpose of modern education: сб. тр. по мат-лам конф. Прага, 2017. С. 76-78.
10.
Харламенко И. В. Критериальный подход к оцениванию эссе «Выражение мнения» // Языковой дискурс в социальной практике: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. Тверь, 2019. С. 227-229.
11.
Шаповалов М. И. Эссе: возможности создания оценочного алгоритма // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: коллективная монорафия. М.: Спутник+, 2017. С. 237-242.
12.
Chierchia G., Piera Pi-Sunyer В., Blakemore S-J. Prosocial Influence and Opportunistic Conformity in Adolescents and Young Adults // Psychological Science. 2020. № 31. Р. 1585-1601. DOI: 10.1177/0956797620957625
13.
Coleman J. The Teacher and the Teenage Brain. Routledge, 2021. 158 p. DOI: 10.4324/ 9781003004462
14.
Collins P. A multi-dimensional examination of adolescent writing: considering the writer, genre and task demands / P. Collins et al. // Reading and Writing. March 2021. DOI: 10.1007/s11145-021-10140-x
15.
Fleckenstein J. Is a Long Essay Always a Good Essay? The Effect of Text Length on Writing Assessment / J. Fleckenstein et al. // Frontiers in Psychology. 2020. 11. Art. 562462. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.562462
16.
Haines C. Assessing essays // Assessing Students' Written Work. 2021. Р. 115-137. DOI: 10.4324/9780429329593-10
17.
Ito T. A Focus on Written Language // Trends in the Sciences. 2017. № 22. Р. 1183-1187. DOI: 10.5363/tits.22.11_83
18.
Janusheva V., Pejchinovska M., Talevski J. Towards the Criteria and Indicators for Essay Assessment // Journal Plus Education. 2021. Vol. XXVIII. 2021. № 1. Р. 170-181.
19.
Jo C. W. Short vs. Extended Adolescent Academic Writing: A Cross-Genre Analysis of Writing Skills in Written Definitions and Persuasive Essays // Journal of English for Academic Purposes. 2021. Р. 101-114. DOI: 10.1016/j.jeap.2021.101014
20.
Khojakulova N. Strategies How to Write Essays // Bulletin of Science and Practice. 2020. № 6. Р. 520-528. DOI: 10.33619/2414-2948/61/66
21.
Livingstone K. Reflective Essay on Assessment // International Research Journal of Curriculum and Pedagogy. 2019. Vol. 5 (2). Р. 99-104.
22.
Maharani A. An Argumentative Essay Scale: Its Assessment Criteria to Employ // KnE Social Sciences. 2019. Vol. 3 (10). P. 299-308. DOI: 10.18502/kss.v3i10.3911
23.
Oktavianti D., Gusmuliana P., Apriani E. The Students' Strategies in Developing Their Ideas in Writing Essay // Jadila: Journal of Development and Innovation in Language and Literature Education. 2021. № 1. Р. 389-406. DOI: 10.52690/jadila.v1i4.157
24.
Setiawan A., Mulyadi D. The Portfolio Assessment to Teach Writing of Opinion Essay // Language Circle Journal of Language and Literature. 2021. № 15. P. 329-335.
25.
Wason P. Conformity and Commitment in Writing // The Development of Children's Imaginative Writing. Routledge. 2018. P. 125-138. DOI: 10.4324/9781315150031-10