Главная страница Архив Влияние педагогической технологии мотивационного развития на ценностное самоопределение студентов с высоким уровнем лидерского потенциала

Влияние педагогической технологии мотивационного развития на ценностное самоопределение студентов с высоким уровнем лидерского потенциала

Психология , УДК: 37.032.5 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.57.3.08

Авторы

  • Ощепков Алексей Александрович кандидат психологических наук
  • Рерке Виктория Игоревна кандидат психологических наук, доцент
  • Фриауф Владимир Владимирович

Аннотация

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью воспита­ния у подрастающих поколений лидерских способностей, важных для современного общества с его вызовами к личности профессионала, способного к инициативе и от­ветственности. Современные тенденции развития общества выражаются в переходе от традиционных систем передачи знаний к современным комплексным подходам развития личности будущего профессионала. Для решения сложных проблем сов­ременного общества требуется критическое и креативное мышление вместе со спо­собностью совместного решения задач. Вместе с этим стоит учитывать тот факт, что деятельность человека, в частности образовательная и профессиональная, обуслов­лена его системой ценностей, что повышает роль ценностного подхода в рамках образовательного процесса развития профессионала. В связи с этим данная статья направлена на изучение влияния педагогических технологий на систему ценностных ориентаций молодого поколения. Ведущим в решении данной проблемы явился метод педагогического эксперимента, который позволил раскрыть динамику ценностей мо­лодежи в условиях педагогического процесса, дополненного педагогической програм­мой мотивационного развития. В рамках данной программы исследовались жизнен­ные пути, значимые люди, включенные в жизненные ситуации, что позволило выявить основные ценностные конструкты, ориентирующие молодых людей в отношениях к себе, к окружающим, к обществу и миру в целом. В статье выявлено, что ориентация ценностей на достижения и социальные отношения способствуют развитию у мо­лодых людей лидерских способностей. Представленные в статье материалы позво­ляют обогатить педагогический процесс, направленный на развитие инициативной и ответственной личности.
Список литературы
1. Авдеенко Н. А. Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? / Н. А. Авдеенко и др. // Образовательная политика. URL: https://edpolicy.ru/form-and-evaluate
2. Асмолов А. Г. Подвижный в подвижном // Mobilis in mobile: личность в эпоху пере­мен / под общ. ред. А. Г. Асмолова. М.: ЯСК, 2018. 546 с. С. 9-28.
3. Бабурова Н. Б. Лидер vs жертва: формирование виктимного поведения у лиде­ра посредством гонений // Вестник Московского государственного област­ного университета. 2020. № 3. С. 121-133. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44038423
4. Белов В. В. Акмеологический подход к исследованию личности лидера органи­зации // Психология XXI века. Теория и практика современной психологии: мат-лы XI Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. СПб.: Ленинград­ский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2016. С. 106-109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28382690
5. Каменская В. Г. , Кусков А. А. Конституциональные и интеллектуальные факторы самоопределения лидера в молодежной группе // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 4. № 10. С. 156-159. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27435037
6. Криворучко М. В. Влияние установок к ведущим политическим партиям и их ли­дерам на образы идеального и типичного лидеров // Вестник Омского универ­ситета. Серия: Психология. 2009. № 1. С. 36-47. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21545781
7. Крюкова Н. А., Басов О. Н., Малярова Н. А. Методологические основы подго­товки молодых лидеров: компетентностный подход // Кластеры. Исследования и разработки. 2016. Т. 2. № 3 (4). С. 19-26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27700538
8. Ощепков А. А., Салахова В. Б., Фриауф В. В. Обзор эмпирических исследова­ний педагогических условий подготовки лидеров в молодежной среде // Об­разование личности. 2020. № 1-2. С. 82-87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44221623
9. Ощепков А. А. , Фриауф В. В. Исследование динамики системы ценностей моло­дежных лидеров в педагогических условиях ценностно-мотивационного разви­тия // 'Alma mater' Вестник высшей школы. 2020. № 10. С. 23-27. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=44166588
10. Ощепков А. А., Фриауф В. В. Педагогические условия формирования системы ценностей молодежи с высоким уровнем лидерского потенциала // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 2. С. 31-38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42971112
11. Савва Л. И., Гасаненко Е. А. Профессиональный имидж студента // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 2. С. 170-177. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23209863
12. Шаповалова П. В., Атрахимович П. Э. Философия лидерства в социологическом срезе: от менеджера к лидеру // Академическая наука — проблемы и достиже­ния: мат-лы XII Междунар. науч.-практ. конф. Северный Чарльстон, США. 2017. С. 85-87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29244301
13. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37243350
14. Bell R. C. The repertory grid technique // International handbook of personal construct psychology, 2005. P. 95-103. DOI: 10.002/0470013370.ch9
15. Bothner M. S., Kim Y. K., Lee W. Primary status, complementary status, and organiza­tional survival in the US venture capital industry // Social Science Research. 2015. V. 52. P. 588-601. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2015.03.010
16. Care E., Kim H., Vista A., Anderson K. Education System Alignment for 21st century skills. Focus On Assessment. Brookings institution, 2018. URL: https://www.brook-ings.edu/research/education-system-alignment-for-21st-century-skills/
17. Glaveanu V. P., Tanggaard L. Creativity, identity, and representation: Towards a socio-cultural theory of creative identity // New Ideas in Psychology. 2014. V. 34. P. 12-21. DOI: 10/1016/j.newideapsych.2014.02.002
18. Harding J. Sociometry, experimental method and the science of society: an approach to a new political orientation // Psychological Bulletin. 1952. № 49 (3). P. 283-284. DOI: 10.1037/h0049709
19. Henriksen D. Creativity and risk-taking in teaching and learning settings: Insights from six international narratives // International Journal of Educational Research Open. 2021. № 2 (2). P. 1-11. DOI: 10.1016/j.ijedro.2020.100024
20. Mink O., Rogers R., Watkins K. Creative leadership: discovering paradoxes of innova­tion and risk // Contemporary educational psychology. 1989. V. 14. № 3. P. 228-240. DOI: 10.1016/0361-476X(89)90012-X
21. Purvis A. J., Rodgers H. M., Beckingham S. Experiences and perspectives of social media in learning and teaching in higher education // International Journal of Educa­tional Research Open. 2020. № 2. P. 1-9. DOI: 10.1016/j.ijedro.2020.100018
22. Ravenette T. Constructive intervention when children are presented as prob­lems // International handbook of personal construct theory. 2005. P. 283-293. DOI: 10.1002/0470013370.ch28
23. Schwartz S. H. Refining the theory of basic individual values // Journal of Personality and social psychology. 2012. V. 103. Р. 663-688. DOI: 10.1037/a0029393
24. Vershinina T. S., Ilyushkina M. Y. Social practices of advertising disclosure: influence of stylistic expressive means of forming value orientations. Russian Linguistic Bulle­tin. 2020. № 3 (23). С. 94-101. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43945085
Скачать файл .pdf 370.48 кб