Главная Выпуски №4 (58)

МЕТАКОГНИТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: ПОНЯТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Психология , УДК: 740.1 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.58.4.07

Авторы

  • Смирнова Полина Викторовна кандидат психологических наук, кандидат психологических наук

Аннотация

Актуальность темы, представленной в статье, обусловлена возрастанием значимости в современном мире способности управления своей познавательной деятельностью и образовательной траекторией для обучающихся всех образовательных стадий. Все больше требований предъявляется к конкурентоспособности специалиста, и, соответственно, меняется роль профессионального образования будущего педагога. Реальная практика довольно быстро идет вперед, знания устаревают, все больший акцент смещается в сторону самообучения. Целью теоретического исследования, представленного в статье, было выявить составляющие понятия «метакогнитивная компетентность», важных для профессионального становления личности в ходе овладения профессией. На основе теоретического анализа и метода сопоставления был проведен обзор мирового опыта по идентификации метакогнитивных компетенций студентов разных специальностей. Были выявлены некоторые связи между уровнем развития метакогнитивных компетенций и такими независимыми переменными, как академическая успешность студента, год обучения в университете, форма обучения (традиционная, рефлексивно-деятельностная). В статье представлены результаты теоретического сопоставления концептуальных подходов к развитию профессиональных компетенций. Основной акцент сделан на анализе метакогнитивных компетенций, которые лежат в основе самообучения будущих педагогов. Обоснована значимость организации специальной работы в высшей школе в рамках отдельных образовательных курсов, тренингов и практик, направленных на развитие метакогнитивных стратегий и компетенций обучающихся. Кроме того, подчеркнута особая роль наставника. Представленные в статье материалы позволяют конкретизировать составляющие успешного обучения в современной высшей школе, планировать формы и стратегии преподавания при подготовке будущих педагогов.

Как ссылаться

Смирнова, П. В. (2021). МЕТАКОГНИТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: ПОНЯТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №4 (58), 117. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.58.4.07
Список литературы
1. 1. Flavell J. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitivedevelopmental inquiry // American psychologist. 1979. № 34 (10). P. 906–911. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.34.10.906
2. 2. Равен Д. Компетентность в современном обществе: пер. с англ. М.: Когитоцентр, 2001. 396 c.
3. 3. Dirkes M. A. Metacognition: Students in charge of their thinking // Roeper Review. 1985. № 8 (2). P. 96–100.
4. 4. Brown A. L. Metacognition, Executive control, Self-regulation, and Other more mysterious mechanisms. Hillsdale. NJ: Lawrence Erlbaum, 1987.
5. 5. Mitsea E., Drigas A. A journey into the Metacognitive Learning Strategies // IJOE International Journal of Online and Biomedical Engineering. 2019. Vol. 15 (14). P. 4–18. DOI: https://doi.org/10.3991/ijoe.v15i14.11379
6. 6. Wolters C. A. Regulation of motivation: evaluating an underemphasized aspect of self-regulated learning // Educational Psychology. 2003. № 38 (4). P. 189–205. DOI: https://doi.org/10.1207/S15326985EP3804_1
7. 7. Abdelrahman R. M. Metacognitive awareness and academic motivation and their impact on academic achievement of Ajman University students // Heliyon. Sep. 2020. Vol. 6. Issue 9. Art. e04192. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e04192
8. 8. Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. C. 88–103. DOI: http://doi org/10 17759/pse2020250608
9. 9. Savеnkov A. I., Romanova M. A. Designing Mathematical Tasks for Primary School Students as A Means of Developing Combinatorial Abilities / Revista geintec-gestao inovacao e tecnologias. 2021. Vol. 11 (3). P. 2108–2117. DOI: https://doi.org/10.47059/revistageintec.v11i3.2077
10. 10. Фуко М. Технологии себя // Логос. 2008. № 2 (65). С. 96–122.
11. 11. Мортари Л. Забота о себе / пер. с итал. яз. А. В. Голубцовой, М. А. Поляковой; науч. ред. В. Ю. Костенко. Тверь: СФК-офис, 2017. 156 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30479164
12. 12. Иванченко Г. В. Забота о себе. История и современность. М.: Смысл, 2009. 290 c.
13. 13. Anderson N. The role of metacognition in second language teaching and learning, ERIC Digest, EDO. Washington, DC: ERIC Clearinghouse on Languages and Linguistics, 2002. P. 4–7. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED463659.pdf
14. 14. Shannon S. V. Using metacognitive strategies and learning styles to create selfdirected learners // Institute for Learning Styles Journal. 2008. Vol. 1 (1). P. 14–28.
15. 15. Tarricone P. The taxonomy of metacognition. 2011. N.Y.: Psychology press; Hove: Taylor and Francis Group. 267 p. DOI: 10.4324/9780203830529. URL: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=c1p6AgAAQBAJ&oi=fnd&pg=PP1&ots=7mFAYK37F5&sig=XxFXmu5BsidzmAd8N5XA3aUew0E&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
16. 16. Shon D. A. Educating the reflective practitioner: Toward a new design for teaching and learning in the professions. 1st ed. N.Y.: Basic Books, 1987. 376 p.
17. 17. Зарецкий В. К. Сравнительный анализ концептуальных оснований современных образовательных систем и образовательных практик (на примере сравнения системы развивающего обучения и рефлексивно-деятельностного подхода) / В. К. Зарецкий, Ю. В. Зарецкий, О. С. Островерх и др. // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 4. С. 3–18. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120401
18. 18. Cerghit I. Sisteme de instruire alternative şi complementare / ed. Aramis. Bucureşti. 2002. P. 219–220. URL: https://www.academia.edu/8978372/2009_2_660
19. 19. Warwick P. The role of pupil’s voice as a trigger for teacher learning in Lesson Study professional groups / P. Warwick et al. // Cambridge Journal of Education. 2018. Vol. 49(4). P. 435–455. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764.2018.1556606
20. 20. Stanciu M. Experimental research on metacognitive competence development at freshmen students from three Romanian universities / M. Stanciu et al.// Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 29. P. 1914–1923. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.11.441
21. 21. Nbina J. B. The effect of instruction in metacognitive self-assessment strategy on chemistry self-efficacy and achievement of senior secondary school students in Rivers State, Nigeria // Journal Res. Education. 2012. № 3 (2). P. 83–94. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Effect-of-Instruction-in-Metacognitive-Strategy-on-Nbina-Viko/6cdc8e9a81b9f1718ded2583d129f53cb180b458
22. 22. Yang C., Bai L. The use of metacognitive strategies by Chinese PhD students of social sciences in Australian universities // International Journal of Education Research. 2019. Vol. 97. P. 43–52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2019.06.007
23. 23. Sperling R.A., Howard B.C., Staley R., DuBois N. Metacognition and self-regulated learning constructs // Educational Research and Evaluation. 2004. Vol. 10 (2). P. 117–139.
24. 24. Segedy J., Kinnebrew J., Gautam B. Modeling Learner’s Cognitive and Metacognitive Strategies in an Open-Ended Learning Environment // AAAI Fall Symposium Series. 2011. P. 297–304. URL: https://www.aaai.org/ocs/index.php/FSS/FSS11/paper/viewFile/4133/4539
25. 25. Garner J. K., Kaplan A. A complex dynamic systems perspective on teacher learning and identify formation: An instrumental case // Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2019. Vol. 25 (1). P. 7–33. DOI: https://doi.org/10.1080/13540602.2018.1533811
26. 26. Quinlan K. M. Towards an educational humanities for teacher education: Building the relational, emotional and ethical bases of teaching practice // Oxford Review of Education. 2021. DOI: https://doi.org/10.1080/03054985.2021.1886915
27. 27. Hammedin H., Sauhan A. Investigating metacognitive knowledge in reading comprehension: the case of Indonesian undergraduate students // Indonesian Journal of Applied Linguistics. 2020. Vol. 9 (3). P. 608–615. DOI: https://doi.org/10.17509/ijal.v9i3.23211
28. 28. Adedipe T. H., Ofodu G. O. Assessing ESL students’ awareness and application of metacognitive strategies in comprehending academic materials // Journal of Emerging Trends in Educational Research and Policy Studies. 2011. Vol. 2 (5). P. 343–346. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.301.7620&rep=rep1&type=pdf
29. 29. Bazı H. An Analysis of Metacognitive Learning Strategies of Physician Candidates in Terms of Some Variables // Cilt. 2017. Vol. 7 (1). P. 40–46. DOI: https://doi.org/10.5505/kjms.2017.26023
30. 30. Котомина О. В. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов университета // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 10. С. 91–105. DOI: https://doi.org/10.17853/1994- 5639-2017-10-91-105
31. 31. Flores C. Beginning teacher induction in Chile: Change overtime // International Journal of Education Research. 2019. Vol. 97. P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.1016/jijer.2019.06.001
32. 32. Schaap H. Changes over time in the professional identity tensions of Dutch earlycareer teachers / H. Schaap et al. // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 100. Art. 103283. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103283
33. 33. Schaefer L., Hennig L., Clandidin J. Intensions of early career teachers: should we stay or should we go now? // Teaching education. May 2020. DOI: https://doi.org/10.1080/10476210.2020.1730317
34. 34. Савенков А. И. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности младших школьников в условиях рефлексивно-деятельностного подхода к образованию с использованием ресурсов организации занятий со студентами / А. И. Савенков и др.. М.: Известия ИППО, 2020. 180 с. URL: http://izvestia-ippo.ru/izvestia/smirnova-p-v-osobennosti-kognitivnog/