Главная Выпуски 16(1)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МОСКОВСКИХ ШКОЛ

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 371.123 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.1.03

Авторы

  • Белолуцкая Анастасия Кирилловна кандидат педагогических наук
  • Мкртчян Вардигул Аргамовна
  • Щербакова Татьяна Владимировна кандидат исторических наук

Аннотация

Актуальность исследования профессиональных дефицитов начинающих педагогов Москвы обусловлена отсутствием универсального и эффективного мониторинга профессиональных затруднений начинающих педагогов в мегаполисе. В связи с этим данная статья направлена на: 1) анализ имеющихся исследовательских подходов периода профессиональной адаптации педагога; 2) разработку комплексной, компаративной методики исследования профессиональных дефицитов; 3) выявление представлений о профессиональных дефицитах учителей с опытом работы не более трех лет двух групп респондентов — педагогов-наставников и молодых специалистов; 4) выявление скрытых — нерефлексируемых дефицитов молодых педагогов. Ведущими методами исследования являются метод онлайн-анкетирования, который позволил выявить наиболее частотные представления о дефицитах, и метод фокус-групп, который позволил провести глубинное интервью по дискуссионным вопросам, выявленным при проведении анкетирования. Выборка исследования включала 286 педагогов московских школ: 210 молодых педагогов (средний возраст: 23 года) и 76 педагогов-наставников (средний возраст: 42 года). В статье выявлены такие дефицитарные умения молодых педагогов, как: организация групповой работы обучающихся (в том числе дискуссии) на занятиях, формирование функциональной грамотности учеников, выстраивание образовательного процесса с опорой на изменчивые интересы детей и потребности ситуации на занятиях, разрешение конфликтных ситуаций. Выявлены дефициты в отношении понимания взаимосвязи между умением организовать взаимодействие обучающихся друг с другом и поддержанием дисциплины и интереса к предмету; сути и принципов ведущих образовательных технологий; самостоятельной разработки рабочих программ по преподаваемым дисциплинам. Представленные в статье материалы позволяют расширить представления о профессиональных дефицитах. Разработанная авторами методика исследования способствует более гибкому и взвешенному подходу к определению профессиональных дефицитов молодых педагогов, ее возможно применять в образовательных организациях для выявления противоречий представлений о профессиональных дефицитах разных кластеров педагогического коллектива, а также обучающихся и родительской общественности.

Как ссылаться

Белолуцкая, А. К., Мкртчян, В. А. & Щербакова, Т. В. (2022). ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ НАЧИНАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МОСКОВСКИХ ШКОЛ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(1), 55. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.1.03
Список литературы
1. 1. Чечева, Н. А. (2021). Мониторинг профессиональных компетенций учителя в условиях изменения парадигмы образования: диссертация кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
2. 2. Щеткина, И. А., Захарова, Е. Ю., Окунева, Н. И. (2015). Отношение молодых педагогов к профессии учителя: социологический анализ. Ученые записки Забайкальского государственного университета, 4(63), 191–197.
3. 3. Шевелёв, А. Н., Кузина, Н. Н., Смольников, В. Ю. (2018). Социопедагогическое исследование молодых учителей: проблемы, характерные черты и готовность к профессиональной деятельности. Человек и образование, 4(57), 196–201.
4. 4. Хайбулаев, М. Х., Салманова, Д. А., Бакмаев, А. Ш. (2019). Мониторинг профессиональной деятельности молодого учителя в Республике Дагестан. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2(27), 209–211. https://doi.org/:10.26140/anip-2019-0802-0048
5. 5. Жуина, Д. В., Лобанова, Н. А. (2020). Особенности адаптации молодых педагогов к профессии (на примере Республики Мордовия). Международный научно-исследовательский журнал, 6–2(96), 152–154.
6. 6. Данилов, С. В., Шустова, Л. П., Глебова, З. В. (2019). Теория и практика сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в условиях университетского комплекса: монография. Чебоксары: Среда.
7. 7. Dias-Lacy, S. L., & Guirguis, R. V. (2017). Challenges for New Teachers and Ways of Coping with Them. Journal of Education and Learning, 6(3), 265–272. http://doi.org/10.5539/jel.v6n3p265
8. 8. Глущевская, Н. В., Сковородкина, И. З. (2014). К проблеме адаптации к профессиональной среде выпускников педагогических направлений федерального университета. Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки, 18(37), 90–97.
9. 9. Черникова, Е. Г., Пташко, Т. Г., Руденко, А. В. (2017). Адаптация и профессиональное развитие молодых педагогов общеобразовательных организаций (по материалам общероссийского социологического исследования. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 7, 114–122.
10. 10. Стефаник, Ю. В. (2020). Проблемы социально-профессиональной адаптации молодых педагогов в организациях дополнительного образования. Проблемы современного педагогического образования, 68(4), 197–200.
11. 11. Субетто, А. И. (2006). Квалиметрия человека и образования: генезис, становление, развитие, проблемы и перспективы. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.
12. 12. Мачурина, Т. Н. (2016). Алгоритм работы школьного психолога с молодым педагогом: адаптация к школе и гармонизация профессиональной коммуникации. Народное образование, 7–8(1458), 105–107.
13. 13. Лебеденко, О. А., Татарова, М. Н. (2018). Психолого-педагогическая поддержка профессиональной адаптации молодых педагогов. Профессиональное образование в России и за рубежом, 4(32), 133–138.
14. 14. Овчинникова, Л. А., Декман, И. Е. (2020). Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации молодого педагога к условиям профессиональной деятельности. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2(31), 354–357. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0086.
15. 15. Аминова, Д. К., Цахаева, А. А. (2018). Методический арсенал исследования социально-психологической адаптации педагога к новым условиям ФГОС. International Journal of Medicine and Psychology, 1(4), 42–48.
16. 16. Логинова, Н. Ф. (2019). Становление психолого-педагогической компетентности молодого педагога с использованием потенциала региональной системы образования: диссертация кандидата педагогических наук. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Амосова.
17. 17. Сотникова, М. С. (2017). Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей в инновационной образовательной среде: диссертация кандидата педагогических наук. Москва: Московский педагогический государственный университет.
18. 18. Файн, М. Б. (2020). Подготовка молодого педагога в системе дополнительного профессионального образования к формированию индивидуальной профессиональной траектории: диссертация кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону: Дагестанский государственный педагогический университет.
19. 19. Глебова, З. В. (2019). Комплексное сопровождение профессиональной деятельности молодого педагога в условиях университетского комплекса: диссертация кандидата педагогических наук. Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова.
20. 20. Семиздралова, О. А. (2006). Профилактика эмоционального выгорания на ранних этапах профессионализации учителя: диссертация кандидата психологических наук. Москва: Московский психолого-социальный институт.
21. 21. Цыганкова, Е. Н. (2019). Ситуационный подход к управлению конфликтами в школьном социуме: диссертация кандидата социологических наук. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет.
22. 22. Потемкина, Т. В. (2018). Проблемы выявления профессиональных дефицитов учителей при проектировании программ повышения качества образования. Источник, 1, 6–8.
23. 23. OECD, (2019). TALIS 2018 Results (Volume I): Teachers and School Leaders as Lifelong Learners, TALIS, OECD Publishing, Paris. https://doi.org/10.1787/1d0bc92a-en
24. 24. Stahnke, R., & Blomeke, S. (2021). Novice and expert teachers’ situation-specific skills regarding classroom management: What do they perceive, interpret and suggest? Teaching and Teacher Education, 98. https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103243
25. 25. Chen, H., Li, М., Ni, X., Zheng, Q., & Li, L. (2021). Teacher effectiveness and teacher growth from student ratings: An action research of school-based teacher evaluation. Studies in Educational Evaluation, 70. https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2021.101010
26. 26. Wolf, A. G., Auerswald, S., Seinsche, A., Saul, I., & Klocke, H. (2021). German student teachers’ decision process of becoming a teacher: The relationship among career exploration and decision-making self-efficacy, teacher motivation and early field experience. Teaching and Teacher Education, 105. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103350
27. 27. Holzberger, D., Maurer, Ch., Kunina-Habe nicht, O., & Kunter, M. (2021). Ready to teach? A profile analysis of cognitive and motivational- affective teacher characteristics at the end of pre-service teacher education and the long-term effects on occupational well-being. Teaching and Teacher Education, 100. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103285
28. 28. Daumiller, M., Janke, St., Hein, J., Rinas, R., Dickh, ̈O., & Dresel, M. (2021). Do teachers’ achievement goals and self-efficacy beliefs matter for students’ learning experiences? Evidence from two studies on perceived teaching quality and emotional experiences. Learning and Instruction, 75. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2021.101458
29. 29. Kavenuke, P. S., Kinyota, M. K., & Joel, J. (2020). The critical thinking skills of prospective teachers: Investigating their systematicity, self-confidence and scepticism. Thinking Skills and Creativity, 37. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100677
30. 30. Rubach, Ch., & Lazarides, R. (2021). Addressing 21st-century digital skills in schools — Development and validation of an instrument to measure teachers’ basic ICT competence beliefs. Computers in Human Behavior, 118. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106636
31. 31. О профессиональных дефицитах молодых педагогов столичных школ. Официальный сайт МГПУ. URL: https://www.mgpu.ru/o-professionalnyh-defitsitah-molodyhpedagogov-stolichnyh-shkol (дата обращения: 23.07.2021).
32. 32. Занков, Л. В. (1960). Наглядность и активизация учащихся в обучении. Москва: Учпедгиз.
33. 33. Шаталов, В. Ф., Шейман, В. М., Хаит, А. М. (1989). Опорные конспекты по кинематике и динамике: книга для учителя: из опыта работы. Москва: Просвещение.
34. 34. Эльконин, Д. Б., Давыдов, В. В. (1966). Возрастные возможности усвоения знаний: (младшие классы школы). Москва: Просвещение.
35. 35. Садыкова, Г. (2018). ТРИЗ-педагогика: универсальный конструктор (алгоритм) ТРИЗ-занятий. Москва: Галактика.
36. 36. Graham, L. J., White, S. L. J., Cologon K., & Pianta R. C. (2020). Do teachers’ years of experience make a difference in the quality of teaching? Teaching and Teacher Education, 96. https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103190
Скачать файл .pdf 857.35 кб