Главная Выпуски 16(1)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ: ОРГАНИЗАЦИЯ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 37.02+373.1 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.1.07

Авторы

  • Луговая Татьяна Васильевна кандидат педагогических наук
  • Нечаев Михаил Петрович доктор педагогических наук, доцент

Аннотация

Исследователями и практиками выявлено снижение социальной компетентности школьников, рост неконструктивных форм общения и поведения при необходимости разрешения простейших конфликтов. В связи с этим приобретает значимость вопрос создания условий для непосредственного общения и совместной деятельности в малых группах обучающихся 11–15 лет, поскольку такой возраст — это особо сензитивный период для формирования компетенций социального взаимодействия человека с другими людьми и группой. Решение данной проблемы возможно путем поиска новых подходов к организации непосредственного взаимодействия обучающихся в малых группах, которые интегрируют научные достижения социологии, психологии и педагогики. Теоретическую основу исследования составляют подходы гуманистической парадигмы образования; педагогические и социально-психологические групповые теории. В исследовании применены теоретические и эмпирические методы. Результаты исследования заключаются в том, что доказана перспективность идеи о приоритетности групповых форм учебной деятельности в основной школе в формировании компетенции сотрудничества обучающихся; применены социально-психолого-педагогические типологические характеристики обучающихся; изложены положения о необходимости расширения педагогического знания о малой группе, введении дополнительного параметра — уровня развития группового субъекта; раскрыты возможности внутригрупповой среды в формировании компетенции сотрудничества; проведена модернизация применяемого в традиционной образовательной практике подхода к процессу организации взаимодействия обучающихся в малых группах, при этом основаниями для дифференциации служат педагогические академические особенности, социально-психологические характеристики обучающихся и малых групп; разработана и внедрена методика оценки компетенции сотрудничества обучающихся, которая выступает компонентом системы оценивания метапредметных и личностных образовательных результатов, а также критериально-уровневый комплекс оценки развития малых групп; созданы и реализованы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для педагогов, направленные на совершенствование психолого-педагогической и методической компетенции учителей в вопросах организации группового взаимодействия обучающихся.

Как ссылаться

Луговая, Т. В. & Нечаев, М. П. (2022). ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ: ОРГАНИЗАЦИЯ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(1), 134. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.1.07
Список литературы
1. 1. Асмолов, А. Г. (2015). Оптика просвещения: социокультурные перспективы. Москва: Просвещение.
2. 2. Ильин, Е. П. (2011). Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер.
3. 3. Журавлев, А. Л. (2006). Социально-психологический анализ исполнительской деятельности в трудовом коллективе. Знание. Понимание. Умение, 2, 136–148. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-analiz-ispolnitelskoydeyatelnosti-v-trudovom-kollektive (дата обращения: 20.05.2021).
4. 4. Коломинский, Я. Л. (2014). Мотивация социометрических выборов. Педагогическая наука и образование, 2(7), 10–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41855628 (дата обращения: 20.05.2021).
5. 5. Коротаева, Е. В. (2016). Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве: научная школа Е. В. Коротаевой. Педагогическое образование в России, 2, 195–199. https://doi.org/10.26170/po16-02-30
6. 6. Коротаева, Е. В. (2016). Организация взаимодействий в образовательном процессе школы: монография. Москва: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь».
7. 7. Дубовицкая, Т. А., Щербакова, О. И. (2012). Проблема психологической готовности личности к сотрудничеству. Современные проблемы науки и образования, 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6418 (дата обращения: 20.05.2021).
8. 8. Johnson, D. (2014). Using technology to revolutionize learning: an opin-ion. Educational Psychology, 5. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4195269 (дата обращения: 20.05.2021).
9. 9. Зимняя, И. А. (2004). Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. URL: http://212.112.113.247/wp-content/uploads/2018/09/Kluchevye_kompetent.pdf (дата обращения: 20.05.2021).
10. 10. Равен, Дж. (2002). Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Москва: Когито-Центр.
11. 11. Петровский, А. В. (1998). Основы теоретической психологии. Москва: ИНФРА-М.
12. 12. Донцов, А. И., Донцов, В. А. (2018). Научно-методологические основания понимания контекста социализации и социально-психологического развития личности. Школьные технологии, 4, 10–17.
13. 13. Кондратьев, М. Ю. (2008). Социальная психология в образовании. Москва: ПЕР СЭ. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20242122 (дата обращения: 20.05.2021).
14. 14. Левин, К. (2000). Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор.
15. 15. Вердербер, Р. (2003). Психология общения. СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК.
16. 16. Brown, R., & Pehrson, S. (2019). Group Processes — Dynamics within and Between Groups. John Wiley, & Sons, Ltd. http://doi.org/10.1002/9781118719244
17. 17. Ясвин, В. А. (2019). Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. Москва: Народное образование.
18. 18. Нечаев, М. П. (2020). Существующие и необходимые условия развития воспитательной среды общеобразовательной организации. Воспитание школьников, 2, 15–19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42618706 (дата обращения: 20.05.2021).
19. 19. Луговая, Т. В. Условия формирования компетенции сотрудничества обучающихся в образовательном процессе. Педагогический журнал, 9(4А), 95–103. http://doi.org/10.34670/AR.2019.45.4.010
20. 20. Новиков, Д. А. (2008). Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). Москва: МЗ-Пресс.
21. 21. Alper, As. (2021). The evaluation of collaborative synchronous learning environment within the framework of interaction and community of inquiry: An experimental study. Pedagogical Research, 5, 2, 72–87. http://doi.org/10.33902/JPR.2021269326
22. 22. Back, H. M. (2010). The Effects of Communication Disorders on Social Development. CMC Senior Theses. URL: http://scholarship.claremont.edu/cmc_theses/77
23. 23. Chen, C. M., & Kuo, C. H. (2019). An optimized group formation scheme to promote collaborative problem-based learning. Computers & Education, 133, 94–115. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.01.011
24. 24. Keengwe, J., Adjei-Boateng, E., & Diteeyont, W. (2013). Facilitating active social presence and meaningful interactions in online learning. Education and Information Technologies, 18(4), 597–607. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10639-012-9197-9
25. 25. Matsuo, M., Arai, K., & Matsuo, T. (2019). Empowering leadership and meaningful work: the mediating role of learning goal orientation. International Journal of Training and Development, 23(4), 328–338. DOI: https://doi.org/10.1111/ijtd.12165
26. 26. Turgut, Y., & Karal, H. (2015). Factors affecting interaction in a distance education via video conferencing. Journal of Instructional Technologies & Teacher Education, 4(1), 1–12. URL: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/231327
27. 27. Yang, F., Huang, X., & Wu, L. (2019). Experiencing meaningfulness climate in teams: How spiritual leadership enhances team effectiveness when facing uncertain tasks. Human Resource Management, 58(2), 155–168. https://doi.org/10.1002/hrm.21943
Скачать файл .pdf 493.59 кб