Главная Выпуски 16(2)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ: ВОПРОСЫ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ

Педагогическое образование , УДК: 378.14 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.2.02

Авторы

  • Киселева Наталья Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация

Развитие сетевых технологий, пандемия COVID-19 повлекли массовый перевод студентов университетов на дистанционный формат обучения, что актуализировало изучение вопросов коммуникации преподавателя и обучающихся в цифровом пространстве. Принятие и соблюдение норм цифровой этики в дистанционном обучении направлено на совершенствование корпоративной культуры в высшем учебном заведении. В статье определены аспекты изучения цифровой этики в целом, проанализированы представления об этике дистанционного обучения у студентов-первокурсников, выявлены нормы, соблюдение которых дается обучающимся с трудом. Методами изучения были анкетирование и интервьюирование. Анкетный онлайн-опрос проводился в Google Forms и позволил выявить техническое обеспечение процесса дистанционного обучения, позицию респондентов в процессе онлайн-обучения и их осведомленность о нормах этики дистанционного обучения. Очное индивидуальное интервьюирование было проведено для получения большей информативности о представлениях студентов по вопросам этики дистанционного обучения. Выборка экспериментального изучения включала 189 студентов-первокурсников очного, заочного и очно-заочного отделений Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета. Результаты изучения подтвердили предположение о том, что студенты в целом положительно относятся к обучению в дистанционном формате, показали принципиальное значение коммуникационного взаимодействия участников образовательного процесса в цифровой среде, выявили представления обучающихся о цифровой этике. Дискуссионными остались вопросы об активизации деятельности студентов при дистанционном обучении и готовности обучающихся соблюдать определенные этические нормы. Представленные в статье материалы определяют этику дистанционного обучения как инструмент регуляции поведения участников образовательного процесса в цифровой среде, как средство повышения эффективности обучения.

Как ссылаться

Киселева, Н. Ю. (2022). ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ: ВОПРОСЫ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(2), 27. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.2.02
Список литературы
1. 1. Джемилева, Н. Н. (2010). Становление дистанционного образования в США и Канаде. Вестник Вятского государственного университета, 4, 144–148. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16520668 (дата обращения: 10.01.2022).
2. 2. Anderson, A. (2019). Advancing global citizenship education through global competence and critical literacy: Innovative practices for inclusive childhood education. SAGE Open, 9(1). https://doi.org/2158244019826000
3. 3. Данов, Д. (2020). Дигитализация и образование: иновативност, креативност и интеркултурност. София: Университетско издателство: Свети Климент Охридски.
4. 4. Froumin, I., & Remorenko, I. (2020). From the “Best-in-the World” Soviet School to a Modern Globally Competitive School System. Audacious Education Purposes. In How Governments Transform the Goals of Education Systems (pp. 233–250). Cambridge, Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-41882-3_9
5. 5. Mikhaylova, M. V., Karlova, T. V., Bekmeshov, A. Y., Dmitrieva, V. A., & Mikhaylov, I. A. (2020). Socio-communication Problems of Distance Education. International Conference Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies (IT&QM&IS), 521–525. https://doi.org/ 10.1109/ITQMIS51053.2020.9322980
6. 6. Sant, E. (2019). Democratic education: A theoretical review (2006–2017). Review of Educational Research, 89(5), 655–696. https://doi.org/10.3102/0034654319862493
7. 7. Веселинов, Д. (2021). Лингводидактологични аспекти на присъственото обучение в електронна среда. Чуждоезиково обучение, 48(1), 7–8. https://www.ceeol.com/search/article-detail?id=933860 (дата обращения: 10.01.2022).
8. 8. Daniel, J. (2020). Education and the COVID-19 pandemic. Prospects, 49(1), 91–96. https://doi.org/10.1007/s11125-020-09464-3
9. 9. Verharen, C. C. (2020). The future of ethics and education: philosophy in a time of existential crises. Ethics and Education, 15(3), 371–389. https://doi.org/10.1080/17449642.2020.1774718
10. 10. García-Peñalvo, F. J. (2021). Avoiding the dark side of digital transformation in teaching. An institutional reference framework for eLearning in higher education. Sustainability, 13(4), 2023. https://doi.org/10.3390/su13042023
11. 11. Чевтаева, Н. Г., Никитина, А. С., Лунев, А. П. (2021). Этика взаимодействия студентов и преподавателей в условиях цифровой трансформации высшей школы. Alma mater (Вестник высшей школы), 2, 17–23. https://doi.org/ 10.20339/AM.02-21.017
12. 12. O’Reilly, M., Levine, D., & Law, E. (2021). Applying a ‘digital ethics of care’philosophy to understand adolescents’ sense of responsibility on social media. Pastoral Care in Education, 39(2), 91–107. https://doi.org/10.1080/02643944.2020.1774635
13. 13. Dawkins, R. (2021). Reflecting on the ethical terrain of university students’ narrative non-fiction podcasts and exploring the value of emotion and discomfort in higher education. In Pedagogy, Culture & Society (pp. 1–20). https://doi.org/10.1080/14681366.2021.1990987
14. 14. Sun, J. C. Y., Yu, S. J., & Chao, C. H. (2019). Effects of intelligent feedback on online learners’ engagement and cognitive load: the case of research ethics education. Educational Psychology, 39(10), 1293–1310. https://doi.org/10.1080/01443410.2018.1527291
15. 15. Tang, A. L., Walker-Gleaves, C., & Rattray, J. (2021). University students’ conceptions and experiences of teacher care amidst online learning. Teaching in Higher Education, 1–22. https://doi.org/10.1080/13562517.2021.1989579
16. 16. Орлов, А. А., Орлова, Л. А. (2021). Студент педвуза как субъект профессионального самоопределения: особенности развития в цифровую эпоху. Педагогика, 85(10), 5–23. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46714796 (дата обращения: 10.01.2022).
17. 17. Приходько, О. Г., Мануйлова, В. В., Гусейнова, А. А. (2020). Информационно-коммуникационные технологии как эффективный компонент реабилитационной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями. Специальное образование, 4(60), 57–66. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44390509 (дата обращения: 10.01.2022).
18. 18. Hu, D. (2019). An introductory survey on attention mechanisms in NLP problems. In Proceedings of SAI Intelligent Systems Conference (pp. 432–448). Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-29513-4_31
19. 19. Комаров, Р. В. (2021). Работа педагога в дистанте: подходы к использованию цифровых инструментов. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология, 3(57), 56–78. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46683202 (дата обращения: 10.01.2022).
20. 20. Polikarpova, E. V., Shipelik, O. V., & Krylova, I. V. (2020). Digitalization of Education: Save the Human. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 15, 227. https://doi.org.10.2991/ASSEHR.K.200509.116
21. 21. Vachkova, S. N., Petryaeva, E. Y., Kupriyanov, R. B., & Suleymanov, R. S. (2021). School in Digital Age: How Big Data Help to Transform the Curriculum. Information, 12, 33. https://doi.org/10.3390/info12010033
22. 22. Баранников, К. А., Вачкова, С. Н., Демидова, М. Ю., Реморенко, И. М., Решетникова, О. А. (2016). О регулировании содержания образования на современном этапе обновления системы образования в Российской Федерации. Вестник образования, 14, 69–80. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27485524 (дата обращения: 10.01.2022).
23. 23. Киселева, Н. Ю., Медведева, К. Д., Цыганкова, В. А., Герасимова, А. Ю., Глиоза, Е. М. (2019). Из опыта развития профессиональных компетенций у будущих специальных педагогов. Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции (Ялта, 16–18 мая 2019 г.): в 2 частях (с. 253–255). Ялта: Ариал. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37658578 (дата обращения: 10.01.2022).
24. 24. Brooks, C., Burton, R., van der Kleij, F., Carroll, A., Olave, K., & Hattie, J. (2021). From fixing the work to improving the learner: An initial evaluation of a professional learning intervention using a new student-centred feedback model. Studies in Educational Evaluation, 68, 100943. https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2020.100943
25. 25. Kiseleva, N., Serebryakova, N., Shashkina, G., & Skivitskaya, M. (2021). Professional training of future speech therapists for work in the inclusive educational environment of a city. In SHS Web of Conferences, 98. EDP Sciences. https://doi.org/10.1051/shsconf/20219804004
26. 26. Winterburn, K. (2021). Adapting for change: action learning as a method of working with uncertainty. Action Learning: Research and Practice, 18(3), 257–258. https://doi.org/10.1080/14767333.2021.1986897
Скачать файл .pdf 368.71 кб