Главная Выпуски 16(3)

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УРОВНЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У СТУДЕНТОВ

Психология , УДК: 37.032.5 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.3.06

Авторы

  • Ощепков Алексей Александрович кандидат психологических наук
  • Салахова Валентина Борисовна кандидат психологических наук
  • Тхуго Мулиат Мосовна кандидат педагогических наук
  • Кидинов Алексей Васильевич доктор психологических наук, доцент

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью воспитания у подрастающих поколений лидерских способностей, важных для современного общества с его вызовами к личности профессионала, способного к инициативе и ответственности. Современные тенденции развития общества выражаются в переходе от традиционных систем передачи знаний к современным комплексным подходам развития личности будущего профессионала. Для решения сложных проблем современного общества требуется критическое и креативное мышление вместе со способностью совместного решения задач. Вместе с тем стоит учитывать тот факт, что деятельность человека, в частности образовательная и профессиональная, обусловлена его системой ценностей, что повышает роль ценностного подхода в рамках образовательного процесса развития профессионала. В связи с этим данная статья направлена на изучение влияния педагогических технологий на систему ценностных ориентаций молодого поколения. Ведущим методом данной проблемы явился метод педагогического эксперимента, который позволил раскрыть динамику ценностей молодежи в условиях педагогического процесса, дополненного педагогической программой мотивационного развития. В рамках данной программы исследовались жизненные пути, значимые люди, включенные в жизненные ситуации, что позволило выявить основные ценностные конструкты, ориентирующие молодых людей в отношениях к себе, к окружающим, к обществу и миру в целом. В статье выявлено, что ориентация ценностей молодежи на достижения и социальные отношения позволяет развивать лидерские способности у молодых людей. Представленные в статье материалы позволяют обогатить педагогический процесс, направленный на развитие инициативной и ответственной личности.

Как ссылаться

Ощепков, А. А., Салахова, В. Б., Тхуго, М. М. & Кидинов, А. В. (2022). ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И УРОВНЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У СТУДЕНТОВ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(3), 102. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.3.06
Список литературы
1. 1. Криворучко, М. В. (2009). Влияние установок к ведущим политическим партиям и их лидерам на образы идеального и типичного лидеров. Вестник Омского университета. Серия: Психология, 1, 36–47. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21545781
2. 2. Каменская, В. Г., Кусков, А. А. (2016). Конституциональные и интеллектуальные факторы самоопределения лидера в молодежной группе. Успехи современной науки и образования, 4 (10), 156–159. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27435037
3. 3. Mink, O., Rogers, R., & Watkins, K. (1989). Creative leadership: discovering paradoxes of innovation and risk. Contemporary educational psychology, 14 (3), 228–240. https://doi.org/10.1016/0361-476X(89)90012-X
4. 4. Крюкова, Н. А., Басов, О. Н., Малярова, Н. А. (2016). Методологические основы подготовки молодых лидеров: компетентностный подход. Кластеры. Исследования и разработки, 2 (3–4), 19–26. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27700538
5. 5. Савва, Л. И., Гасаненко, Е. А. (2015). Профессиональный имидж студента. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2, 170–177. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23209863
6. 6. Purvis, A. J., Rodgers H. M., & Beckingham, S. (2020). Experiences and perspectives of social media in learning and teaching in higher education. International Journal of Educational Research Open, 2, 1–9. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2020.100018
7. 7. Белов, В. В. (2016). Акмеологический подход к исследованию личности лидера организации. Психология XXI века. Теория и практика современной психологии. Материалы XI Международной научно-практической конференции молодых ученых (c. 106–109). Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28382690
8. 8. Henriksen, D. (2021). Creativity and risk-taking in teaching and learning settings: Insights from six international narratives. International Journal of Educational Research Open, 2 (2), 1–11. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2020.100024
9. 9. Шаповалова, П. В., Атрахимович, П. Э. (2017). Философия лидерства в социологическом срезе: от менеджера к лидеру. Академическая наука — проблемы и достижения. Материалы XII Международной научно-практической конференции (с. 85–87). Северный Чарльстон, США. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29244301
10. 10. Бабурова, Н. Б. (2020). Лидер vs жертва: формирование виктимного поведения у лидера посредством гонений. Вестник Московского государственного областного университета, 3, 121–133. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44038423
11. 11. Bothner, M. S., Kim Y. K., & Lee W. (2015). Primary status, complementary status, and organizational survival in the US venture capital industry. Social Science Research, 52, 588–601. https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2015.03.010
12. 12. Авдеенко, Н. А., Денищева, Л. О., Красноярская, К. А., Михайлова, А. М., Пинская, М. А., Рыдзе, О. А. (2019). Навыки XXI века: как формировать и оценивать на уроке? Образовательная политика. https://edpolicy.ru/form-and-evaluate
13. 13. Care, E., Kim, H., Vista, A., & Anderson, K. (2018). Education System Alignment for 21st century skills. Focus On Assessment. Brookings institution. https://www.brookings.edu/research/education-system-alignment-for-21st-century-skills/
14. 14. Андреева, А. Д., Лисичкина, А. Г., Бримова, Л. А. (2021). Временная и жизненная перспектива как мотивационный центр самоопределения в ранней юности: сравнительно-историческое исследование. Теоретическая и экспериментальная психология, 14 (1), 6–15.
15. 15. Шилова, Н. П. (2021). Формирование временной перспективы современных юношей и девушек. Теоретическая и экспериментальная психология, 14 (1), 34–42.
16. 16. Митина, Л. М., Митин, Г. В., Щелина, С. О. (2021). Психологические особенности личностно-профессионального развития учащихся при переходе от среднего образования к высшему: кризисы и условия преодоления. Теоретическая и экспериментальная психология, 14 (3), 42–54. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2021-3-42-54
17. 17. Ядов, В. А. (2013). Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. Центр социального прогнозирования и маркетинга. Москва. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37243350
18. 18. Асмолов, А. Г. (2018). Подвижный в подвижном. Mobilis in mobile: личность в эпоху перемен. (Под общ. ред. А. Г. Асмолова; с. 9–28). Москва: ИД «ЯСК».
19. 19. Ощепков, А. А., Салахова В. Б., Фриауф, В. В. (2020). Обзор эмпирических исследований педагогических условий подготовки лидеров в молодежной среде. Образование личности, 1–2, 82–87. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44221623
20. 20. Schwartz, S. H. (2012). Refining the theory of basic individual values. Journal of Personality and social psychology, 103, 663–688. https://doi.org/10.1037/a0029393
21. 21. Harding, J. (1952). Sociometry, experimental method and the science of society: an approach to a new political orientation. Psychological Bulletin, 49 (3), 283–284. https://doi.org/10.1037/h0049709
22. 22. Ravenette, T. (2005). Constructive intervention when children are presented as problems. International handbook of personal construct theory, 283–293. https://doi.org/10.1002/0470013370.ch28
23. 23. Bell, R. C. (2003). The repertory grid technique. In Fransella, F. (Ed.). International handbook of personal construct psychology (pp. 95–103). John Wiley & Sons Ltd. https://doi.org/10.1002/0470013370.ch9
24. 24. Vershinina, T. S., & Ilyushkina, M. Y. (2020). Social practices of advertising disclosure: influence of stylistic expressive means of forming value orientations. Russian Linguistic Bulletin, 3 (23), 94–101. https://elibrary.ru/item.asp?id=43945085
25. 25. Glaveanu, V. P., & Tanggaard, L. (2014). Creativity, identity, and representation: Towards a socio-cultural theory of creative identity. New Ideas in Psychology, 34, 12–21. https://doi.org/10/1016/j.newideapsych.2014.02.002
26. 26. Ощепков, А. А., Фриауф, В. В. (2020a). Исследование динамики системы ценностей молодежных лидеров в педагогических условиях ценностно-мотивационного развития. Вестник высшей школы, 10, 23–27. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44166588
27. 27. Ощепков, А. А., Фриауф, В. В. (2020б). Педагогические условия формирования системы ценностей молодежи с высоким уровнем лидерского потенциала. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2, 31–38. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42971112