Главная Выпуски 16(3)

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗВИТИЕМ СУБЪЕКТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 378.046.4 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.3.08

Авторы

  • Неумывакин Виктор Сергеевич

Аннотация

Изучение проблем саморегуляции, в том числе саморегуляции учебной деятельности, входит в исследовательскую повестку педагогики, психологии и когнитивных наук уже несколько десятилетий. Интерес к вопросам саморегуляции в последние годы заметно возрос, что определяется как общими тенденциями развития системы образования (отходом от директивных технологий и попыткой опереться на активность самого ученика), так и ситуативными (ситуацией скачкообразного распространения дистанционных форм обучения в связи с пандемией). Среди обширного перечня исследуемых вопросов особенно выделяется проблема взаимосвязи операционального и личностного уровня саморегуляции, участия в процессах саморегуляции учебной деятельности личностных структур субъектного уровня. Данная статья является попыткой соединить теоретические подходы в области саморегуляции учебной деятельности, подходы к изучению субъектности и подходы, примененные к личностно-профессиональному развитию. В статье представлены результаты корреляционного эмпирического исследования, которое проверяло предположение о наличии взаимосвязи между уровнями саморегуляции и развитием субъектности. Полученные данные подтверждают наличие такой связи и ее достаточно сложный факторный состав.

Как ссылаться

Неумывакин, В. С. (2022). ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗВИТИЕМ СУБЪЕКТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(3), 141. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.3.08
Список литературы
1. 1. Schunk, D. H., & Greene, J. A. (Eds.). (2017). Handbook of Self-Regulation of Learning and Performance (2nd ed.). New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315697048
2. 2. Zimmerman, B. J. (2000). Chapter 2 — Attaining Self-Regulation: A Social Cognitive Perspective. In Boekaerts, M., Pintrich, P. R., & Zeidner, M. (Eds.). Handbook of Self-Regulation (pp. 13–39). San Diego, CA: Academic Press. http://dx.doi.org/10.1016/B978-012109890-2/50031-7
3. 3. Allal, L. (2020). Assessment and the co-regulation of learning in the classroom. Assessment in Education: Principles, Policy & Practice, 27 (4), 332–349. https://doi.org/10.1080/0969594X.2019.1609411
4. 4. Cai, J., Wen, Q., Jaime, I., Cai, L., & Lombaerts, K. (2022). From classroom learning environments to self-regulation: The mediating role of task value. Studies in Educational Evaluation, 72, 101–119. https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2021.101119
5. 5. Stephenson, C., & Isaacs, T. (2019). The role of the Extended Project Qualification in developing self-regulated learners: exploring students’ and teachers’ experiences. Curriculum Journal, 30 (4), 392–421. https://doi.org/10.1080/09585176.2019.1646665
6. 6. Де Корте, Э. (2019). Проектирование учебного процесса: создание высоко-эффективных образовательных сред для развития навыков саморегуляции. Вопросы образования, 4, 30–46. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-30-46
7. 7. Бухаленкова, Д. А., Гаврилова, М. Н., Айрапетян, З. В., Семенов, Ю. И., Тарасова, К. С. (2020). Связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста. Национальный психологический журнал, 2 (38), 99–108. https://doi.org/10.11621/npj.2020.0209
8. 8. Tormey, R., Hardebolle, C., Pinto, F., & Jermann, P. (2020). Designing for impact: a conceptual framework for learning analytics as self-assessment tools. Assessment & Evaluation in Higher Education, 45, 901–911. https://doi.org/10.1080/02602938.2019.1680952
9. 9. Webb, M. B., Johnson, E. S., Meek, J., Herzog, B., & Clohessy, A. B. (2018). Developing a School-Based Multitiered Model for Self-Regulation. Intervention in School & Clinic, 53 (5), 300–307. https://doi.org/10.1177/1053451217736862
10. 10. McNaughton, S., Zhu, T., Rosedale, N., Jesson, R., Oldehaver, J., & Williamson, R. (2022). In school and out of school digital use and the development of children’s selfregulation and social skills. British Journal of Educational Psychology, 92 (1), 236–257. https://doi.org/10.1111/bjep.12447
11. 11. Stefansson, K. K., Gestsdottir, S., Birgisdottir, F., & Lerner, R. M. (2018). School engagement and intentional self-regulation: A reciprocal relation in adolescence. Journal of Adolescence, 64, 23–33. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2018.01.005
12. 12. Torres, P. E., Whitebread, D., & McLellan, R. (2018). The Role of Teacher Regulatory Talk in Students’ Self‐Regulation Development Across Cultures. New Directions for Child & Adolescent Development, 2018 (162), 89–114. https://doi.org/10.1002/cad.20259
13. 13. Hutchinson, L. R., Perry, N. E., & Shapka, J. D. (2021). Assessing young children’s self-regulation in school contexts. Assessment in Education: Principles, Policy & Practice, 28 (5/6), 545–583. https://doi.org/10.1080/0969594X.2021.1951161
14. 14. Seferian, D. T., Auman, C. M., & Huertas, J. A. M. (2021). Teaching to Self-Regulate in Mathematics: A Quasi-Experimental Study with Low-Achieving Elementary School Students. Ciencias Marinas, 47 (1), 1–13. https://doi.org/10.24320/redie.2021.23.e02.2945
15. 15. Татьянченко, Д. В., Воровщиков, С. Г. (2000). Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом. Завуч, 7, 5–16.
16. 16. Давыдов, В. В. (1996). Теория развивающего обучения. Москва: ОПЦ «ИНТОР».
17. 17. Быков, А. В., Шульга Т. Н. (1999). Становление волевой регуляции в онтогенезе. Университет Российского инновационного образования. Москва.
18. 18. Шульга, Т. И (2020). Некоторые итоги развития проблемы воли и волевой регуляции в исследованиях научной школы. Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки, 1, 8–21. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-1-8-21
19. 19. Зобков, А. В. (2010). Личностные компоненты саморегуляции учащимися учебной деятельности. Ярославский педагогический вестник (Психолого-педагогические науки), II (3), 234–237.
20. 20. Конопкин, O. A. (1980). Психологические механизмы регуляции деятельности. Москва: Наука.
21. 21. Моросанова, В. И., Бондаренко, И. Н. (2015). Диагностика саморегуляции человека. Москва: Когито-Центр.
22. 22. Осницкий, А. К., Астахова, Н. В. (2007). Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков, обучающихся в классах КРО. Вопросы психологии, 3, 42–51.
23. 23. Моросанова, В. И., Бондаренко, И. Н., Потанина, А. М., Ишмуратова, Ю. А. (2021). Осознанная саморегуляция в системе предикторов успешности по русскому языку в школе (общая модель и ее модификации). Национальный психологический журнал, 3 (43), 15–30. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0302
24. 24. Фомина, Т. Г., Филиппова, Е. В., Моросанова, В. И. (2021). Лонгитюдное исследование взаимосвязи осознанной саморегуляции, школьной вовлеченности и академической успеваемости учащихся. Психологическая наука и образование, 26 (5), 30–42. https://doi.org/10.17759/pse.2021260503
25. 25. McInerney, D. M., & King, R. B. (2018). Chapter 31. Culture and Self-Regulation in Educational Contexts. In Schunk, D. H. Handbook of Self-Regulation of Learning and Performance. 2nd ed. New York: Routledge.
26. 26. Schunk, D. H., & Zimmerman, B. J. (2007). Influencing children’s self-efficacy and self-regulation of reading and writing through modeling. Reading & Writing Quarterly, 23, 7–25.
27. 27. Осницкий, А. К. (1986). Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. Подписная научно-популярная серия «Педагогика и психология», 6. Москва: Знание.
28. 28. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. (1995). Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъектности. Москва: Знание.
29. 29. Брушлинский, А. В. (1994). Проблемы психологии субъекта. Институт психологии РАН. Москва.
30. 30. Петровский, В. А. (2021). Субъектность Я в персонологической ретроспективе. Мир психологии, 1–2 (105), 174–193.
31. 31. Щукина, М. А. (2014). Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2 (11), 7–22. https://psy-journal.hse.ru/data/2014/10/31/1102315715/Shukina_11-02pp7-22.pdf
32. 32. Климов, Е. А. (2003). Психология профессионала: Избр. психол. тр. Москва: МОДЭК.
33. 33. Пряжников, Н. С. (1996). Профессиональное и личностное самоопределение. Институт практической психологии. Москва; Воронеж: МОДЭК.
34. 34. Серебровская, Н. Е., Кочергина, И. С. (2021). Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза. Вестник Мининского университета, 9 (3). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-12
35. 35. Осницкий, А. К., Истомина, С. В. (2016). Роль операционального компонента регуляторного опыта в становлении субъектного отношения к труду и профессионального самоопределения старшеклассников. Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки, 2, 34–41. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2016-2-34-41
36. 36. Азбель, А. А. (2006). Способы диагностики статусов профессиональной идентичности у студентов. Психологическая подготовка педагога в России: история и современность. Мат-лы науч.-практ. конф. (Под ред. Л. А. Регуш; с. 25–34). Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург.
37. 37. Моросанова, В. И. Бондаренко, И. Н. (2020). В помощь практическому психологу: опросник Mоросановой «стиль саморегуляции учебной деятельности (ССУД-М)». Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени. Коллективная монография (с. 151–170). Москва: Нестор-История.
Скачать файл .pdf 444.52 кб