Главная Выпуски 16(4)

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ И РАЗВИТИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМУ КОГНИТИВНЫХ И МЕТАКОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Психология , УДК: 159.95 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.4.05

Авторы

  • Манцулич Валерия Валерьевна

Аннотация

В статье рассматривается когнитивная психология как одна из центральных отраслей в современной психологической науке. Приведена краткая информация о возникновении данной отрасли, а также отмечен вклад отечественных ученых в ее развитие. Представлен анализ отечественных и зарубежных исследований, направленных на понимание понятий «когнитивные способности» и «метакогнитивные способности». Проанализирована структура метакогнитивных способностей. Представлены два полярных подхода к возникновению и развитию метакогнитивных способностей. Поднята проблема развития метакогнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста. Когнитивная психология — отрасль психологии, которая исследует познавательные процессы. Когнитивное развитие личности является одной из наиболее актуальных проблем в психолого-педагогической науке. Одним из основных в когнитивной психологии выступает понятие «когнитивные способности». В психологии нет единого подхода к определению понятия «когнитивные способности» и к структуре когнитивных способностей. В целом их трактуют как способности в познании (познание как деятельность). В структуре когнитивных способностей выделяют метакогнитивные способности — это определенные знания субъекта о процессе мышления и познания в целом, а также контроль и регуляция данного процесса с использованием разных когнитивных стратегий и стилей. Уровень развития метакогнитивных способностей определяет содержание, ход, эффективность познавательной деятельности и наличие метакогнитивной компетентности. Однако на современном этапе развития науки существует два противоположных взгляда на формирование и развитие метакогнитивных способностей человека, прослеживается противоречивость позиций о возрастных ограничениях их возникновения и развития. Следовательно, метакогнитивные способности в настоящее время остаются наиболее актуальным, но наименее изученным компонентом когнитивных способностей.

Как ссылаться

Манцулич, В. В. (2022). ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ И РАЗВИТИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМУ КОГНИТИВНЫХ И МЕТАКОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(4), 90. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.4.05
Список литературы
1. 1. Солсо, Р. (2006). Когнитивная психология. Санкт-Петербург: Питер. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20085383
2. 2. Дружинин, В. Н. (2019). Психология общих способностей. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. Москва: Юрайт. https://urait.ru/book/psihologiya-obschih-sposobnostey-427496
3. 3. Шадриков, В. Д. (2004). Способности и интеллект человека. Москва: Изд-во Современного гуманитарного университета. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19492344
4. 4. Холодная, М. А. (2019). Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт. https://urait.ru/book/psihologiya-intellekta-paradoksy-issledovaniya-422937
5. 5. Flavell, J. (1979). Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry. American psychologist, 34(10), 906–911. http://dx.doi.org/10.1037/0003-066X.34.10.906
6. 6. Schraw, G., Moshman, D. (1995). Metacognitive Theories. Educational Psychology Review, 7(4), 351–371. https://doi.org/10.1007/BF02212307
7. 7. Пешехонова, Ю. В., Карпов, А. В. (2014). Мотивационные и волевые особенности метапознания студентов вуза. Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки, 4(29), 31–36. https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnye-i-volevye-osobennostimetapoznaniya-studentov-vuza
8. 8. Чернокова, Т. Е. (2009). О возможностях развития метакогнитивных функций у детей дошкольного возраста с точки зрения культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология, 4, 70–75. https://psyjournals.ru/kip/2009/n4/27001.shtml
9. 9. Чернокова, Т. Е. (2015). Метапознание дошкольников: дискуссионные вопросы. Science Time, 8(20), 246–252. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24166141
10. 10. Сиповская, Я. И. (2015). Метакогнитивная структура интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте. Сибирский психологический журнал (СПЖ), 58, 67–87. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25031850
11. 11. Платонова, Ю. А., Тихонов, С. В., Игнатиус, Г. П. Г. (2018). Менеджмент интеллекта: проблемы развития метакогнитивных способностей обучающегося в течение всей жизни. The Digital Scholar Philosophers Lab, 1, 50–66. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35155963
12. 12. Щербакова, О. В. (2011). Метакогнитивная регуляция интеллектуальной деятельности. Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях – 2011. Материалы Международной конференции (с. 235–237). Нижний Новгород, ИПФ РАН. https://www.academia.edu/Метакогнитивная_регуляция_интеллектуальной_деятельности
13. 13. Вербицкий, А. А., Кофейникова, Ю. Л. (2017). Проблема формирования метакогниций студента в контекстном образовании. Педагогика и психология образования, 4, 118–130. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32231930
14. 14. Самойличенко, А. К. (2017). Экзистенциальная исполненность и метакогнитивные способности как психологический ресурс учебно-профессиональной деятельности студентов впо (на примере студентов экономического профиля). Азимут научных исследований: педагогика и психология, 4(21), 364–367. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32283636
15. 15. Ньюкомб, Н. (2002). Развитие личности ребенка. Санкт-Петербург: Питер. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000754891/
16. 16. Abdelrahman, R. M. (2020). Metacognitive awareness and academic motivation and their impact on academic achievement of Ajman University students. Heliyon, 6(9), art. e04192. http://dx.doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e04192
17. 17. Yang, C, Bai, L. (2019). The use of metacognitive strategies by Chinese PhD students of social sciences in Australian universities. International Journal of Education Research, 97, 43–52. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2019.06.007
18. 18. Popandopulo, A., Fominykh, N., Kudesheva, A. (2021). RETRACTED: Do educators need metacognitive skills in today’s educational environment? Thinking Skills and Creativity. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1871187121000936#:~:text=In%20order%20to%20teach%20students,develop%20and%20apply%20metacognitive%20strategies; http://dx.doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100878
19. 19. Савенков, А. И., Романова, М. А., Смирнова, П. В. (2022). Развитие метакогнитивных компетенций студентов в процессе конструирования математических задач для младших школьников. Acta Biomedica Scientifica (East Siberian Biomedical Journal), 7(2), 223–232. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48510816
20. 20. Поставнев, В. М., Поставнева, И. В., Двойнин, А. М., Романова, М. А. (2020). Общие и частные когнитивные способности как предикторы академической успешности ребенка на ранних этапах образования. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология, 4(54), 64–73. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44422060
21. 21. Двойнин, А. М., Савенков, А. И., Поставнев, В. М., Троцкая, Е. С. (2020). Когнитивные предикторы академической успешности у дошкольников и младших школьников. Вопросы психологии, 6, 106–116. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46530249
22. 22. Purpura, D. J, Schmitt, S. A. (2019). Cross-domain development of early academic and cognitive skills. Early Childhood Research Quarterly, 46, 1–4. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2018.10.009
23. 23. Savenkov, A. I., Karpova, S. I., Sukhova, E. I. (2018). Model of development of children’s giftedness in the Russian education system. Psychology (Savannah, Ga.), 55(2), 74–84. https://www.researchgate.net/publication/331497658_Model_of_development_of_children’s_giftedness_in_the_Russian_education_system
24. 24. Смирнова, П. В. (2020). Развитие метакогнитивных навыков младших школьников в ходе проектно-исследовательского обучения. Психология одаренности и творчества. Сборник научных трудов II Международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27 ноября 2020 г. (с. 160–163). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44654770
25. 25. Song, J. H. H, Loyal, S., Lond, B. (2021). Metacognitive Awareness Scale, Domain Specific (MCAS-DS): Assessing Metacognitive Awareness During Raven’s Progressive Matrices. Front. Psychol, 11, 607577. http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2020.607577
26. 26. Agnoli, S., Mancini, G., Pozzoli, T., Baldaro, B., Russo, P. M., Surcinelli, P. (2012). The interaction between emotional intelligence and cognitive ability in predicting scholastic performance in school-aged children. Personality and Individual Differences, 53 (5), 660–665. http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2012.05.020