Главная Выпуски 16(4)

МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

История педагогического и психологического образования , УДК: 373.2.013.43(476) DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.4.08

Авторы

  • Палиева Татьяна Владиславовна кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация

Представленная модель развития системы поликультурного дошкольного образования разработана на основе проведенного автором ранее фундаментального историко-педагогического исследования генезиса теории и практики обучения детей дошкольного возраста в условиях этнического, религиозного и социального многообразия в Беларуси. Данная модель разрабатывалась с целью совершенствования системы поликультурного дошкольного образования с учетом исторической преемственности, специфических национальных особенностей и современных глобальных вызовов. Модель включает целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный блоки. В модели выделены два основных направления — полилингвальное обучение и поликультурное воспитание, которое осуществляется в тесном единстве с задачей формирования национального самосознания. Эффективная, качественная образовательная система, поликультурная по форме и содержанию, основанная на национально ориентированной концепции с учетом специфики исторических, теоретико-мировоззренческих факторов и факторов социального сеттинга, позволит поликультурному образованию стать действенным средством обеспечения гуманитарной безопасности и консолидации общества, его устойчивого социально-экономического развития.

Как ссылаться

Палиева, Т. В. (2022). МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(4), 131. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.4.08
Список литературы
1. 1. Jayadi, K., Abduh, A., Basri, M. (2022). A meta-analysis of multicultural education paradigm in Indonesia. Heliyon, 8(1). https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e08828
2. 2. Thomassen, W. E., Munthe, E. (2020). A Norwegian perspective: Student teachers’ orientations towards cultural and linguistic diversity in schools. Teaching and Teacher Education, 96. https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103151
3. 3. Abacioglu, C. S., Fischer, A. H., Volman, M. (2022). Professional development in multicultural education: What can we learn from the Australian context? Teaching and Teacher Education, 114. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103701
4. 4. Paul-Binyamin, I., Haj-Yehia, K. (2019). Multicultural education in teacher education: Shared experience and awareness of power relations as a prerequisite for conflictual identities dialogue in Israel. Teaching and Teacher Education, 85, 249–259. https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.06.021
5. 5. Maio, R., Guichard, S., Cadima, J. (2022). In what conditions are intercultural practices implemented in disadvantaged and diverse settings in Portugal? Associations with professional and organization-related variables. Social Psychology of Education, 25, 509–534. https://doi.org/10.1007/s11218-022-09687-6
6. 6. Bultseva, M. A., Lebedeva, N. M. (2021). The role of intercultural competence, in the relationship between intercultural experiences and creativity among students. International Journal of Intercultural Relations, 82, 256–264. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.04.010
7. 7. Meng, Q., Li, A., Zhang, H. (2022). How can offline and online contact predict intercultural communication effectiveness? Findings from domestic and international students in China. International Journal of Intercultural Relations, 89, 63–78. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2022.05.007
8. 8. Leiva, J. J., Alcalá del Olmo, M. J., García Aguilera, F. J., & Santos Villalba, M. J. (2022). Promoción de Competencias Interculturales y Uso de las TIC: Hacia una Universidad Inclusiva. REICE. Revista Iberoamericana sobre Calidad, Eficacia y Cambio en Educación, 20(2), 47–64. https://doi.org/10.15366/reice2022.20.2.003
9. 9. Biberman-Shalev, L. (2021). Motivational factors for learning and teaching global education. Teaching and Teacher Education, 106. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103460
10. 10. Myers, J. P., Rivero, K. (2020). Challenging preservice teachers’ understandings of globalization: Critical knowledge for global citizenship education. The Journal of Social Studies Research, 44(4), 383–396. https://doi.org/10.1016/j.jssr.2020.05.004
11. 11. Kerkhoff, S. N., Cloud, M. E. (2020). Equipping teachers with globally competent practices: A mixed methods study on integrating global competence and teacher education. International Journal of Educational Research, 103. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2020.101629
12. 12. Woods, O., Kong, L. (2020). The spatial subversions of global citizenship education: Negotiating imagined inclusions and everyday exclusions in international schools in China. Geoforum, 112, 139–147. https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2020.04.005
13. 13. Wu, W., Koh, A. (2022). Being “international” differently: a comparative study of transnational approaches to international schooling in China. Educational Review, 74(1), 57–75. https://doi.org/10.1080/00131911.2021.1887819
14. 14. Yemini, M., Lee, M., Wright, E. (2022). Straddling the global and national: the emerging roles of international schooling. Educational Review, 74(1), 1–5. https://doi.org/10.1080/00131911.2022.2030959
15. 15. Бессарабова, И. С. (2009). Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США. Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Волгоградский государственный педагогический университет. Волгоград.
16. 16. Grant, C. A., Chapman, T. K. (2008). History of multicultural education. Vol. 1: Conceptual frameworks and curricular issues. New York; London: Routledge.
17. 17. Даутова, Г. Ж. (2004). Развитие поликультурного образования в Поволжье. Дис. … д-ра пед. наук. Казанский государственный педагогический университет. Казань.
18. 18. Джуринский, А. Н. (2020). Поликультурное образование в многонациональном социуме. Учебник и практикум для вузов (2-е изд., перераб. и доп.). Москва: Юрайт. https://urait.ru/bcode/468812
19. 19. Полковникова, Н. Б. (2022). Изучение готовности дошкольных педагогов к организации и ведению межкультурного диалога. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(1), 78–93. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.1.04
20. 20. Дубинина, Д. Н. (2013). Народные игрушки как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Проблемы и перспективы подготовки современных педагогов к непрерывному социально-личностному развитию детей разных возрастов. Сборник научных трудов участников 1 Всероссийской заочной научно-практической конференции (с международным участием), 23 января 2013 г. (с. 124–128). http://elib.bspu.by/handle/doc/3920
21. 21. Комарова, И. А., Ершова, Н. В. (2017). Педагогические возможности проектно-игровой деятельности в поликультурном образовании детей старшего дошкольного возраста. Пралеска, 9, 3–9.
22. 22. Косенюк, Р. Р., Пашко, В. Л. (2017). Поликультурное образование детей дошкольного возраста в Республике Беларусь. Дошкольное детство в современном поликультурном пространстве. Сборник научных трудов. Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. Минск: БГПУ. http://elib.bspu.by/bitstream/doc/28443/1/В.%20Л.%20Пашко.pdf
23. 23. Лантух, Т. В. (2016). Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста. Народная асвета, 10, 6–9.
24. 24. Тимашкова, Л. Н. (2017). Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста: аксиологический аспект. Дошкольное детство в современном поликультурном пространстве. Сборник научных трудов. Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. Минск: БГПУ. https://elib.bspu.by/bitstream/doc/35609/1/поликультурное%20воспитание.pdf
25. 25. Палиева, Т. В. (2020). Периодизация генезиса поликультурного дошкольного образования в Беларуси. Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта iмя I. П. Шамякiна, 1(55), 76–82.
26. 26. Крывашэеў, У. А. (1999). Уводзіны ў этнічную псіхалогію. Тэксты лекцый. Гродна: ГрДУ.
27. 27. Лапіч, К. Г. (2000) Нацыянальная самасвядомасць и менталітэт беларусаў. Адукацыя і выхаванне, 3, 8–10.
28. 28. Палиева, Т. В. (2012). Билингвальное образование дошкольников как средство поликультурного воспитания. Теория и методика обучения русскому языку дошкольников в условиях полилингвизма. Монография (с. 64–75). Запорожье: «ЛИПС» ЛТД.
29. 29. Хухлаева, О. В., Хакимов, Э. Р., Хухлаев, О. Е. (2020). Поликультурное образование. Учебник для вузов. Москва: Юрайт. https://urait.ru/bcode/468745
30. 30. Матис, В. И. (2020). Современные модели школьного образования: школа глобальной ориентации. Учебное пособие для вузов (2-е изд., доп.). Москва: Юрайт. https://urait.ru/bcode/448189/p.2
31. 31. Нуров, А. (2004). Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения. Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Таджикский государственный педагогический университет. Душанбе.
32. 32. Иванова, Н. В. (2004). Теория и практика построения социального пространства отношений в дошкольном образовательном учреждении. Дис. … д-ра пед. наук. Вятский государственный гуманитарный университет. Киров.
33. 33. Фомина, Ю. И. (2011). Особенности развития этнических представлений в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах. Дис. … канд. психол. наук. Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. Тамбов.
34. 34. Романова, О. Л. (1994). Развитие этнической идентичности у детей и подростков. Дис. … канд. психол. наук. МГУ им. М. В. Ломоносова. Москва.
35. 35. Евмененко, Е. В. (2003). Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста. Дис. ... канд. психол. наук. Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. Ставрополь.
36. 36. Замалетдинова, З. И. (2015). Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде. Дис. … канд. пед. наук. Ин-т педагогики и психологии профессионального образования РАО. Казань.
37. 37. Гуколенко, О. В. (2016). Поликультурное образование: проблемы и перспективы развития. Дошкольное воспитание, 9, 4–10.
Скачать файл .pdf 511.39 кб