Главная Выпуски 17(1)

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЙСТВИЕМ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИЛИ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ?

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 373.2 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.1.03

Авторы

  • Ле-ван Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент
  • Шиян Ольга Александровна кандидат педагогических наук, доцент
  • Жабина Наталья Геннадьевна
  • Белолуцкая Анастасия Кирилловна кандидат психологических наук

Аннотация

В статье рассматривается метод «Исследование действием» / «Исследование в действии» (Action research) с позиции возможностей его применения в российском дошкольном образовании для развития компетентности дошкольных педагогов и повышения качества дошкольного образования как способ демократизации организационной культуры детского сада и школы. Проведен теоретический анализ зарубежных источников, представляющих как методологические основы, так и современные исследования об использовании метода в социальной практике, в том числе в образовании. Представлены результаты пилотного исследования запроса московских дошкольных педагогов на личностно-профессиональное развитие. Теоретическое и эмпирическое исследования обосновывают предложения авторов по разработке концепции развития практики исследования в действии в условиях московского дошкольного образования. Статья может быть полезна: для дошкольных педагогов — с точки зрения применения метода для индивидуализированной работы с детьми; для старших воспитателей и методистов дошкольных групп — с точки зрения повышения качества методического сопровождения педагогов и совершенствования организационной культуры; для исследователей в области образования — с точки зрения изучения возможностей метода; для представителей управленческих структур — с точки зрения развития региональных систем дошкольного образования.

Как ссылаться

Ле-ван, Т. Н., Шиян, О. А., Жабина, Н. Г. & Белолуцкая, А. К. (2023). ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЙСТВИЕМ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИЛИ НЕЧТО БОЛЬШЕЕ? Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(1), 51. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.1.03
Список литературы
1. 1. Зинченко, Ю. П., Дорожкин, Е. М., Зеер, Э. Ф. (2020). Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития. Образование и наука, 22(3), 11–35.
2. 2. TALIS Results (Volume I): Teachers and school leaders as lifelong learners. (2019). Paris: OECD Publishing.
3. 3. Заир-Бек, С. И., Анчиков, К. М. (2022). Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям. Информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 44 с.
4. 4. Донской, А. Г., Сахно О. А., Макашова, В. Н. (2021). Профессиональные сетевые сообщества как ресурс неформального повышения квалификации педагогических работников. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2(47), 15–30.
5. 5. Altrichter, H., Kemmis, S., McTaggart, R., Zuber-Skerritt, O. (2002). The concept of action research. The Learning Organization, 9(3), 125–131.
6. 6. McNiff, J., Whitehead, J. (2005). Action Research for Teachers. Practical Guide. London: David Fulton Publishers.
7. 7. Elliott, J. (1991). Action Research for Educational Change. Open University Press. Milton Keynes, Philadelphia.
8. 8. Adelman, C. (1993). Kurt Lewin and the Origins of Action Research. Educational Action Research, 1(1), 7–24.
9. 9. Bergmark, U. (2022). The role of action research in teachers’ efforts to develop research-based education in Sweden: intentions, outcomes, and prerequisite conditions. Educational Action Research, 30(3), 427–444.
10. 10. Somekh, B. (1995). The Contribution of Action Research to Development in Social Endeavours: a position paper on action research methodology. British Educational Research Journal, 21(3), 339–355.
11. 11. Heikka, J., Pitkäniemi, H., Kettukangas, T. & Hyttinen, T. (2021) Distributed pedagogical leadership and teacher leadership in early childhood education contexts. International Journal of Leadership in Education, 24(3), 333–348. https://doi.org/10.1080/13603124.2019.1623923
12. 12. Бахичева, О. А. (2019). Преимущества и недостатки неформального образования в условиях модернизации российского образования. Апгрейд социальных проектов: этапы стартапа. Обновление 2025. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 24–25 октября 2019 г. (с. 183–188). Ульяновск: Зебра.
13. 13. Zuber-Skerritt, O. (1996). New Directions in Action Research. In: Zuber-Skerritt, O. (Ed.). New Directions in Action Research (pp. 2–8). London, Washington, D. C., Falmer Press.
14. 14. Elliott, J. (1993). What Have We Learned from Action Research in School‐based Evaluation? Educational Action Research, 1(1), 175–186.
15. 15. Winter, R. (1996). Some principles and procedures for the conduct of Action Research. In: Zuber-Skerritt, O. (Ed.). New Directions in Action Research (pp. 9–22). London, Washington, D.C., Falmer Press.
16. 16. McNiff, J., Whitehead, J. (2002). Action Research: Principles and Practice. Second
17. 17. Le-van, T., Loginova, L., Shiyan, O., Iakshina, A., Shiyan, I. (2021). Internships in kindergartens as a resource for development of practices with different quality levels. SHS Web of Conferences “Education and City 2020”, 98, 01006. https://doi.org/10.1051/shsconf/20219801006
18. 18. Douglas, A. L. (2019). Leadership for quality early childhood education and care. Education Working Papers, 211. Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/6e563bae-en
Скачать файл .pdf 405.08 кб