Главная Выпуски 17(1)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ, МУЗЕЙНЫХ РАБОТНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ МУЗЕЙНЫХ ПРОСТРАНСТВ МОСКВЫ

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 37.026.6 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.1.07

Авторы

  • Гринько Иван Александрович доктор исторических наук
  • Щербакова Татьяна Владимировна кандидат исторических наук
  • Головина Анна Владимировна
  • Жабина Наталья Геннадьевна
  • Гурин Григорий Геннадьевич

Аннотация

В настоящий момент сотрудничество музеев и школ воспринимается как перспективное направление, способное обеспечить более эффективное достижение образовательных результатов. И в России, и за рубежом реализуются различные проекты, способствующие установлению более тесных контактов между музеями и школами. Однако все еще наблюдаются многочисленные проблемы в кооперации, которые могут быть связаны с различным пониманием роли музея и его функций. Для установления этих различий было проведено исследование, направленное на выявление сходств и различий в образовательном потенциале музеев Москвы. Методом исследования стал опрос представителей трех основных заинтересованных групп: сотрудников музеев, педагогов и родителей обучающихся. В анкетный материал включались как общие вопросы, так и вопросы, позволяющие получить сравнительные данные. В результате исследования были выявлены разрывы в представлениях о роли музея в обществе, о предпочитаемых формах сотрудничества, о потенциале развития метапредметных компетенций. Существующие смысловые разрывы могут негативно сказываться на опыте посещения музейных занятий, которые могут не соответствовать действительным ожиданиям родителей и учителей. Однако были установлены и сходства в позициях по поводу заинтересованности школьников в посещении выставок, потенциала достижения предметных результатов и наиболее интересных типах музеев. Это сигнализирует о возможном решении проблем и наличии ресурса для развития образовательного потенциала музейных пространств. По результатам исследования были сформулированы практические рекомендации по формированию универсальных представлений о роли музея и восполнения существующих дефицитов в развитии метапредметных навыков учащихся.

Как ссылаться

Гринько, И. А., Щербакова, Т. В., Головина, А. В., Жабина, Н. Г. & Гурин, Г. Г. (2023). ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ, МУЗЕЙНЫХ РАБОТНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ МУЗЕЙНЫХ ПРОСТРАНСТВ МОСКВЫ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(1), 134. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.1.07
Список литературы
1. 1. Ng-He, C. (2015). Common Goals, Common Core: Museums and Schools Work Together. Journal of Museum Education, 40, 220–226. https://doi.org/10.1179/1059865015Z.00000000098
2. 2. Огородникова, С. В. (2016). Проблемы музейной педагогики и пути их решения при взаимодействии со школой. Образование личности, 1, 85–91. URL: http://ol-journal.ru/sites/default/files/ol-01-16.pdf#page=86
3. 3. Peltzer, J. (2020). Wege der Kooperation zwischen Schule, Universität, Museen und anderen au erschulischen Lernorten. heiEducation journal, 6, 165–176. URL: https://dx.doi.org/10.17885/heiup.heied.2020.6.24228
4. 4. Короткова, М. В. (2016). Музейная педагогика в свете тенденций развития исторического образования XXI века. Наука и школа, 2, 173–179. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-v-svete-tendentsiy-razvitiyaistoricheskogo-obrazovaniya-xxi-veka
5. 5. Олесина, Е. П., Полюдова, Е. Н. (2019). Взаимодействие музея и школы: новый взгляд на проблему. Педагогика искусства, 4, 120–128. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/vzaimodeystvie-muzeya-i-shkoly-novyy-vzglyad-na-problemu
6. 6. Hooper-Greenhill, Е. (2007). Museums and Education: Purpose, Pedagogy, and Performance. London and New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203937525
7. 7. Бакиева, Д. А. (2019). Дидактические и методологические основы проектирования новой модели взаимодействия школы и музея. Искусство и образование, 1, 224–230. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36997219
8. 8. Бакиева, Д. А. (2019). Концепция открытого образования: взаимодействие системы образования и музея. Международный научно-исследовательский журнал, 12–2(90), 83–86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-otkrytogoobrazovaniya-vzaimodeystvie-sistemy-obrazovaniya-i-muzeya
9. 9. Бакиева, Д. А. (2017). Актуальная коммуникация: типология взаимодействия в пространстве музея современного искусства. Международный научно-исследовательский журнал, 7–1(61), 151–153. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnayakommunikatsiya-tipologiya-vzaimodeystviya-v-prostranstve-muzeya-sovremennogo-iskusstva
10. 10. Асонова, Е. А., Киктева, К. С., Россинская, А. Н. (2018). «Право на культуру»: опыт интеграции ресурсов музеев в образовательный процесс. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2, 63–77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35055791
11. 11. Иванова, О. В. (2018). Модели взаимодействия образовательных организаций и музеев. Отечественная и зарубежная педагогика, 2, 3(51), 148–160. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-organizatsiy-i-muzeev
12. 12. Downey, St., Delamatre, J., Jones, J. (2007). Measuring the Impact of MuseumSchool Programs: Findings and Implications for Practice. Journal of Museum Education, 32, 175–187. https://doi.org/10.1080/10598650.2007.11510567
13. 13. Gómez-Hurtado, I., Cuenca-López, J. M., Borghi, B. (2020). Good Educational Practices for the Development of Inclusive Heritage Education at School through the Museum: A Multi-Case Study in Bologna. Sustainability, 12(20), 8736. https://doi.org/10.3390/su12208736
14. 14. Иванова, О. В. (2018). Формы взаимодействия музеев и общеобразовательных организаций в условиях информационного общества. Ценности и смыслы, 6, 130–142. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-vzaimodeystviya-muzeev-iobscheobrazovatelnyh-organizatsiy-v-usloviyah-informatsionnogo-obschestva
15. 15. Ennes, M. (2021). Museum-based distance learning programs: Current practices and future research opportunities. International Review of Research in Open and Distributed Learning, 22(2), 242–260. https://doi.org/10.19173/irrodl.v22i2.5225
16. 16. Gaylord-Opalewski, K., O’Leary, L. (2019). Defining interactive virtual learning in museum education: A shared perspective. Journal of Museum Education, 44(3), 229–241. https://doi.org/10.1080/10598650.2019.1621634
17. 17. Ateş, A., Lane, F. J. (2020). Analysing School-Museum Relations to Improve Partnerships for Learning: A Case Study. Education and Science, 45, 231–246. https://doi.org/10.15390/EB.2019.8017
18. 18. Cuenca, A., Gilbert, L. (2019). The museum internship as an analogous learning space for preservice teacher education. Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies, 82(1), 86–95. http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2019.03.010
19. 19. Song, L., Golinkoff, R. M., Stuehling, A., Resnick, I., Mahajan, N., Hirsh-Pasek, K., Thompson, N. (2017). Parents’ and experts’ awareness of learning opportunities in children’s museum exhibits. Journal of Applied Developmental Psychology, 49, 39–45. http://dx.doi.org/10.1016/j.appdev.2017.01.006
20. 20. Christensen, H. D., Haldrup, M. (2019). Museum communication between enlightenment and experience. Nordisk Museologi, 1, 5–10. https://doi.org/10.5617/nm.6951
21. 21. Skydsgaard, M. A., Møller, Andersen H., King, H. (2016). Designing Museum exhibits that facilitate visitor reflection and discussion. Museum Management and Curatorship, 31(1), 48–68. https://doi.org/10.1080/09647775.2015.1117237
22. 22. Пустовойт, Ю. В. (2019). Классифицирование мультимедийных технологий в экспозиционно-выставочном пространстве современного музея. Культурное наследие России, 1, 62–67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifitsirovanie-multimediynyh-tehnologiy-vekspozitsionno-vystavochnom-prostranstve-sovremennogo-muzeya
23. 23. Шевцова, А. А., Гринько, И. А. (2017). Конфликт в музейном пространстве: механика и тенденции. Конфликтология/nota bene, 3, 67–81. URL: https://subscriptions.nbpublish.com/library_read_article.php?id=23956
24. 24. Белолуцкая, А. К., Криштофик И. С., Мкртчян В. А. (2022). Особенности рефлексии педагогов: связь с личностными и профессиональными ценностнями ориентациями. Образование и наука, 24(7), 160–190. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostirefleksii-pedagogov-svyaz-s-lichnostnymi-i-professionalnymi-tsennostnymi-orientatsiyami
25. 25. Белолуцкая, А. К. (2021) Профессиональные дефициты начинающих учителей. Деятельностный подход в образовании, 309–328. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47342442