Главная Выпуски 17(1)

СПЕЦИФИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 376.37 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.1.10

Авторы

  • Екжанова Елена Анатольевна доктор педагогических наук
  • Селенкова Алёна Александровна

Аннотация

В статье представлено исследование по проблеме применения информационно-коммуникационных технологий в процессе логопедической коррекции нарушений смысловой стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Имеющиеся несоответствия между запросом социума в улучшении качества образования дошкольников с данной речевой патологией, практической необходимостью применения новых технологий и нечеткостью критериев их использования в коррекционно-педагогическом процессе обусловливают актуальность изучения указанной проблемы. В связи с этим целью настоящей статьи является раскрытие специфики специальных образовательных условий при формировании лексико-грамматического строя и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях использования ИКТ-технологий. Ведущими методами исследования являлись методы анкетирования, наблюдения и беседы. Выборка исследования включала 96 детей с общим недоразвитием речи (II, III и IV уровень) в возрасте 5–7 лет. В статье раскрываются особенности состояния смысловой стороны речи у детей данной категории; выявляются группы дошкольников, имеющих индивидуально-дифференцированные особенности в усвоении содержания коррекционно-образовательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий; определяются специальные образовательные условия, реализуемые посредством ИКТ-технологий. Обосновывается, что информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность ребенку с общим недоразвитием речи реализовать свой потенциал при различных индивидуально-типологических особенностях. Представленные в статье материалы позволяют сделать вывод о том, что независимо от уровня речевого недоразвития дети c данной речевой патологией в различной степени воспринимают стимуляцию ИКТ-технологиями, проявляя определенную активность. Поэтому специальные образовательные условия, реализуемые посредством информационно-коммуникационных технологий, должны учитывать персональные особенности каждого ребенка, обусловливая вариативность коррекционно-педагогического процесса

Как ссылаться

Екжанова, Е. А. & Селенкова, А. А. (2023). СПЕЦИФИКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(1), 186. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.1.10
Список литературы
1. 1. Дендев, Б. (2013). Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: Институт по информационным технологиям в образовании ЮНЕСКО. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663410484
2. 2. Захарова, И. Г. (2010). Информационные технологии в образовании. М.: Академия. URL: https://fileskachat.com/file/65302_28025149f54c608a4f928b0cf851643d.html
3. 3. Никольская, И. А. (2011). Информационные технологии в специальном образовании. М.: Академия. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663411741
4. 4. Грибан, О. Н. (2012). Компьютерные технологии как условие качественной профессиональной подготовки студентов вузов. Педагогическое образование в России, 1, 113–116. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17762427
5. 5. Роберт, И. В. (2010). Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663410739
6. 6. Сафонова, О. А. (2011). Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М.: Академия. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663411120
7. 7. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. (2004). Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед, 2, 22–29. URL: https://gendocs.ru/v16490/логопед_2004_02
8. 8. Екжанова Е. А., Селенкова А. А. (2021). Практический аспект использования информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Специальное образование: научно-методический журнал, 3(63), 103–114. https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_03_08
9. 9. Коджаспирова, Г. М., Петров, К. В. (2007). Технические средства обучения и методика их использования. М.: Академия. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663411876
10. 10. Новоселова, С. Л., Петку, Г. П. (1997). Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663412154
11. 11. Волковская, Т. Н., Левченко, И. Ю. (2020). Логопсихология. М.: Юрайт. URL: https://avidreaders.ru/read-book/logopsihologiya-uchebnik-dlya-vuzov.html
12. 12. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. (2011). Преодоление общего недоразвития речи у детей. Екатеринбург: Литур. URL: https://rudocs.exdat.com/docs2/index-576444.html11
13. 13. Лалаева, Р. И., Серебрякова, Н. В. (1999). Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663413399
14. 14. Левина, Р. Е. (2013). Основы теории и практики логопедии. М.: Альянс. URL: https://vk.com/wall-161141613_2939
15. 15. Приходько, О. Г., Мануйлова, В. В., Гусейнова, А. А. (2021). Дошкольная дефектология в схемах и в таблицах. М.: МГПУ. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44846677
16. 16. Филичева, Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. (2016). Коррекция нарушений речи: программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663414577
17. 17. Шашкина, Г. Р., Зернова, Л. П., Зимина, И. А. (2014). Логопедическая работа с дошкольниками. М.: Академия. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663414417
18. 18. Wiesinger, Ju. (2009). Morphologische und Morphosyntaktische Auffälligkeiten bei Spezifischer Sprachentwicklungsstörung in verschiedenen Sprachen: Diplomarbeit angestrebter akademischer Grad Mag. phil. Wien. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Morphologische-und-morphosyntaktische-bei-in-Wiesinger/4b19881caf691a850edeb9652f47880a8f638146
19. 19. Kauschke, Ch. (2008). Frühe lexikalische Verzögerung als Indikator für SSES? Neue Befunde zur Entwicklung von Late Talkern. Spektrum Patholinguistik, 1, 19–38. URL: https://publishup.uni-potsdam.de/opus4-ubp/frontdoor/deliver/index/docId/1721/file/beitrag_02.pdf
20. 20. Левченко, И. Ю., Дубровина, Т. И. (2016). Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. М.: Национальный книжный центр. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663414127
21. 21. Лалаева, Р. И., Шаховская, С. Н. (2011). Логопатопсихология. М.: ВЛАДОС. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663414042&tld=ru
22. 22. Шипицына, Л. М. (2016). Специальная психология. М.: Юрайт. URL: https://vk.com/wall-149842484_3421
23. 23. Pinstock, E. (2017). Sprachentwicklungsverzögerung – Elternfragebögen als Möglichkeit der Früherkennung. Potsdamer Zentrum für empirische Inklusionsforschung (ZEIF), 10, 1–9. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663407182&tld=ru&lang=de&name=Pinstock_2017_Sprachentwicklungsverzögerung.pdf
24. 24. Ptok, М. (2009). Sprachentwicklungsstörungen bei Kindern. In: Bitzer Eva M., Walter U., Lingner H., Schwartz F-W. Kindergesundheit stärken. Vorschläge zur Optimierung von Prävention und Versorgung. Springer Medizin Verlag Heidelberg, 100–107. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-540-88047-9_12?error=cookies_not_supported&code=6a249ac8-613c-4d4e-bdf8-c32f04f2aa27
25. 25. Hartmann, E. (2014). Sprachentwicklungsstörungen und soziale Fehlentwicklung. SAL-Bulletin, 14, 1–17. URL: http://www.logopaedieschweiz.ch/media/bulletin_archiv/114_ Sprachentwicklungsstörungen%20und%20soziale%20Fehlentwicklung_Hartmann.pdf
26. 26. Баряева, Л. Б., Волосовец, Т. В., Гаврилушкина, О. П., Голубева, Г. Г. и др. (2014). Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. СПб. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1668323349&tld=ru&lang=ru&name=obrazovat_prog_do_dlya_doshkolnikov_s_tyajelymi_narusheniyami_rechi_lopatina.pdf
Скачать файл .pdf 902.29 кб