Авторы
- Петрусевич Полина Юрьевна кандидат педагогических наук
Аннотация
В статье обосновывается значимость гуманистической парадигмы образования с точки зрения благополучия общества в настоящем и будущем. Определяется роль гуманистической образовательной среды в развитии личности обучающегося. Изучаются основополагающие понятия современной педагогики: «среда»
и «образовательная среда». Проводится анализ трактовки понятия «гуманистическая образовательная среда» в трудах отечественных исследователей. На основе анализа выявляются отличительные характеристики гуманистической образовательной среды. По отношению к социокультурной среде эта среда является открытой, гибкой, адаптирующейся к постоянно меняющимся условиям. В ней педагоги и обучающиеся выступают в качестве субъектов самопознания, саморазвития и самореализации. Создаваемые в ней возможности должны соответствовать потребностям и способностям обучающихся. Осуществляемое в среде общение имеет гуманистический характер, оно основано на взаимопонимании, сотрудничестве, уважении достоинства личности.
Еще одной характеристикой изучаемой нами среды является активизация и поддержание в ней творческой деятельности как проявление индивидуальности ее субъектов. В качестве дальнейшего направления исследования поднимается вопрос об особенностях проектирования гуманистической образовательной среды в образовательных системах различного типа.
Как ссылаться
Петрусевич, П. Ю. (2023). ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК АКТУАЛЬНЫЙ ЗАПРОС ВРЕМЕНИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(2), 144. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.2.08
Список литературы
1.
1. Дудина, М. Н. (2010). Новая образовательная парадигма: проблемы содержания образования. Образование и наука, 2(70), 3–16. https://www.elibrary.ru/item.asp?ysclid=lciw2ds2do777859876&id=14341873
2.
2. Федотова, В. С. (2017). Дискурсивный анализ парадигм образования на современном этапе: становление новой парадигмы образования. Современная наука: теоретические, практические и инновационные аспекты развития (с. 150–184). Ростов-на-Дону: Научное сотрудничество. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30020702&ysclid=lciw3m92e5777596768
3.
3. Журавлева, О. Н. (2013). Дидактическая концепция гуманитаризации содержания современного школьного учебника: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 388 с.
4.
4. Слободчиков, В. И. (2004). Инновации в образовании: основания и смысл. Исследовательская работа школьников, 2, 5–15. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40596003&ysclid=lciw4g1zz5409596418
5.
5. Ожегов, С. И. (2004). Словарь русского языка. Москва: Мир и образование. 1198 с.
6.
6. Кондрашов, В. А., Копорулина, В. Н., Чекалов, Д. А. (2008). Новейший философский словарь. Ростов-на-Дону: Феникс. 668 с.
7.
7. Панов, В. И. (2007). Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер. 352 с.
8.
8. Рубцов, В. В., Ивошина, Т. Г. (2002). Проектирование развивающей образовательной среды школы. Москва: Изд-во МГППУ. 272 с.
9.
9. Слободчиков, В. И., Исаев, В. И. (2013). Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах. Москва: Изд-во ПСТГУ. 431 с.
10.
10. Ясвин, В. А. (2019). Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. Москва: Народное образование. 448 с.
11.
11. Козырев, В. А. (1999). Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург. 387 с.
12.
12. Giroux, Н. А., & Penna, А. N. (1979). Social Education in the Classroom: The Dynamics of the Hidden Curriculum. Theory and Research in Social Education, 7(1), 21–42. https://doi.org/10.1080/00933104.1979.10506048
13.
13. Oron, J., & Blasco, M. (2018). Revealing the Hidden Curriculum in Higher Education. Studies in Philosophy and Education, 37, 481–498. https://doi.org/10.1007/s11217-018-9608-5
14.
14. Mackin, R., Baptiste, S., Niec, A., & Kam, A. (2019). The Hidden Curriculum: A Good Thing? Cureus, 11. https://doi.org/10.7759/cureus.6305
15.
15. Elliot, D. L., Bengtsen, S. S. E., Guccione, K., & Kobayashi, S. (2020). The Hidden Curriculum in Doctoral Education. Palgrave Pivot, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-41497-9_1
16.
16. Laine, A., Ahtee, M., & Näveri, L. (2022). Impact of Teacher’s Actions on Emotional Atmosphere in Mathematics Lessons in Primary School. International Journal of Science and Mathematics Education, 18, 163–181. https://doi.org/10.1007/s10763-018-09948-x
17.
17. Suyatno, S., Mardati, A., Wantini, W., Pambudi, D., & Amurdawati, G. (2019). The Impact of Teacher Values, Classroom Atmosphere, and Student-Teacher Relationship towards Student Attitude during Learning Process. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, 18. 54–74. https://doi.org/10.26803/ijlter.18.8.4
18.
18. Мануйлов, Ю. С. (2009). Соотношение понятий «пространство» и «среда» в контексте управленческой практики. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика, 5, 83–84.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29896353&ysclid=lfh9p0bsao846646035
19.
19. Кривых, С. В. (2011). Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах. Мир науки, культуры, образования, 2, 106–111. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16396890&ysclid=lfh9tje4vr10524371
20.
20. Gibson, J. (1979). The Ecological Approach to Visual Perception. Psychology Press. 316 p.
21.
21. Корчак, Я. (1990). Педагогическое наследие (пер. с пол.). Москва: Педагогика. 267 с.
22.
22. Тарасов, С. В. (2011). Образовательная среда: понятие, структура, типология. Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина, 3, 133‒138. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18935614&ysclid=lciysdcq8a679134357
23.
23. Куроленко, Е. М. (2010). Некоторые аспекты гуманистического подхода в высшем образовании. Вестник Томского гос. пед. ун-та, 12, 171–173. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15519444&ysclid=lciyy1nkt272175910
24.
24. Миронов, А. В. (2009). Ценности технократизма. Вестник РУДН. Серия: Философия, 2, 5–12. https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=33343862&ysclid=lciz0cnx9l594140136
25.
25. Бедерханова, В. П., Демакова, И. Д., Крылова, Н. Б. (2011). Гуманистическое пространство воспитания. Народное образование, 242–250. https://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2011-2/gumanisticheskoe-prostranstvo-vospitaniya?ysclid=lciz1hgbnt477891771
26.
26. Гущина, Г. А. (2002). Гуманистическая воспитательная среда как условие адаптации к обучению студентов негосударственного колледжа: дис. ... канд. пед. наук. Киров. 155 с.
27.
27. Белогуров, А. Ю., Мамонтова, Э. Р. (2006). Гуманитаризация образования в стратегии формирования политкультурной воспитательной среды. Педагогический процесс: проблемы и перспективы (c. 19–26).
28.
28. Ерофеева, М. А., Мироненкова, М. Л. (2019). Гуманитарная образовательная среда ВУЗа как фактор воспитания студентов. Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности, 3, 72–77. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41800983&ysclid=lciz5j3dmz75621202
29.
29. Фирсова, С. П. (2001). Формирование гуманистически ориентированной образовательной среды в условиях дополнительного образования школьников: дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола. 173 с.
30.
30. Бабошина, Е. Б. (2002). Культурологическая модель гуманистической образовательной среды. Школа, 6, 22–26. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35137449&ysclid=lciz6o9vg5669675911
31.
31. Гордеев, Ю. М. (2006). Формирование эмпатической культуры студента в гуманистической образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург. 200 с.
32.
32. Попов, Е. Б. (2003). Гуманистическая педагогика: идеи, концепции, практика. Учебное пособие, книга вторая. Оренбург: ИПК ОГУ. 156 с.
33.
33. Санкин, Л. А., Тонконогая, Е. П. (2003). Гуманистическая среда воспитания. Высшее образование в России, 6, 44–51. https://www.elibrary.ru/contents.asp?issueid=438788&ysclid=lciz7q7uzb959472238
34.
34. Смоляр, А. И. (2002). Формирование профессионального самосознания учителя: теория и методика. Монография. Самара: СамГПУ. 368 с.
35.
35. Григорьева, М. В. (2010). Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации: дис. ... д-ра пед. наук. Саратов. 521 с.
36.
36. Ясвин, В. А. (2001). Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл. 365 с.
37.
37. Ямбург, Е. А. (2018). Третий звонок: Практика школьного театра. Москва: Бослен. 240 с.
38.
38. Ямбург, Е. А. (2021). Коронация всея Руси. Разговор, склоняющий к благоразумию. Москва: Бослен. 192 с.