Главная страница Архив ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

История педагогического и психологического образования , УДК: 371.214

Авторы

  • ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация

В современных условиях обновления содержания общего образования, государственных стандартов, общеобразовательных программ и учебных планов чрезвычайно актуально обратиться к богатому опыту системы российского общего образования по созданию учебных планов с самого начало этого процесса, примерно с 1820-х гг. В статье представлен краткий историко-педагогический анализ создания учебных планов для различных школ в дореволюционной России. Показано, каким образом под влиянием векторов государственного развития и политических взглядов руководителей Министерства народного просвещения Российской империи формировалось содержание школьного образования, изменялись состав и структура учебных планов разных типов общеобразовательных учреждений. Представлены конкретные изменения в содержании обучения, постановка задач воспитания через учебный процесс и в зависимости от этого изменение состава учебных предметов и количества учебных часов на преподавание тех или иных предметов. Обращается внимание на последовательное движение к единому содержанию общего образования в стране.
Список литературы
1. Каптерев, П. Ф. (1915). История русской педагогии. Изд. 2-е, пересмотренное и дополненное. Петроград: [тип. В. Безобразов и ко]. 549 с.
2. Черепанов, С. А. (1951). Учебные планы общеобразовательной школы в дореволюционной России (с начала XVIII века). Известия Академии педагогических наук РСФСР. Вып. 33. С. 154–200.
3. Константинов, Н. А. (1956). Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года. Второе изд., испр, и доп. Москва: ГУПИ МП РСФСР. 248 с.
4. Смирнов, В. З. (1954). Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. 312 с.
5. Ганелин, Ш. И. (1954). Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Изд. ГУПИ МП РСФСР. 304 с.
6. Кашин, М. П. (1978). Учебные планы средней школы. М.: НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. 167 с.
7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917–1941 гг.). (1980). Отв. ред. Н. П. Кузин, М. Н. Колмакова, З.И. Равкин. Москва: Педагогика. 456 с.
8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941–1961 гг.) (1988). Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина. Москва: Педагогика. 272 с.
9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961–1986 гг.) (1987). Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина. Москва: Педагогика. 416 с.
10. Днепров, Э. Д. (2011). Российское образование в XIX — начале XX века. Т. 2. Становление и развитие системы российского образования (Историко-статистический анализ). Москва: Мариос. 672 с.
11. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения (1864). 2-е изд. Т. 1. Царствование императора Александра I. 1802-1825 гг. Санкт-Петербург. 43 с., 44 стб.
12. Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского (1840). Санкт-Петербург. Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/71965#mode/grid/page/1/zoom/6http://elib.shpl.ru/ru/nodes/71965#mode/grid/page/1/zoom/6
13. Петухова, И. В. (2012). Российское образовательное право. Проблемы законодательного регулирования содержания школьного отечественного образования : (Новое и Новейшее время). Щелково : ОнтоПринт. 215 с.
14. Демков, М. И. (1909). История русской педагогии. Часть III. Новая русская педагогия (XIX век). Москва: Издание автора. 532 с.
15. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения (1898). 2-е изд. Т. 1: 1802-1834. Санкт-Петербург. 43 с.
16. Рождественский, С. В. (1902). Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802–1902). Санкт-Петербург. 785 с.
17. Толмачев, Е. П. (1998). Александр II и его время: В 2 кн. Кн.1. Москва: ТЕРРА - Книжный клуб. 432 с.
18. Бабин, В. Г. (1992). Проблемы национальной школы в Государственной Думе I–IV созывов: дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.01 Санкт-Петербург. 206 с.
19. Овчинников, А. В. (2010). Политико-правовой процесс в отечественном образовании 1801–1917 гг.: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М. 336 с.
20. Ососков, А. В. (1982). Начальное образование в дореволюционной России (1861–1917). Москва: Просвещение. 208 с.