Главная страница Архив СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 159.9.072.432

Авторы

  • Ясвин Витольд Альбертович профессор, доктор психологических наук
  • СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Формирование навыков критического мышления входит в состав ожидаемых результатов в образовательных стандартах многих стран, включая Россию. Актуальным становится вопрос: каким образом в школе развивать критическое мышление? Этот вопрос изучается достаточно давно, однако для массового школьного образования пока не решен. Представляется, что помимо внедрения специальных курсов по критическому мышлению и интеграции соответствующих практик с предметными занятиями, требуется формирование особой образовательной среды. Таким образом, вопрос о возможностях школы получает дополнительный фокус: какой должна быть школьная среда для формирования критического мышления? rnВ работе рассмотрена корреляция между качественными и количественными параметрами школьной среды и уровнем критического мышления учащихся на последнем году обучения в начальной школе (4 класс). Тип и значение параметров среды определяются путем экспертной оценки сотрудниками и учащимися школ. Для определения уровня сформированности критического мышления учащихся используется автоматизированный инструмент мониторинга 4К. rnВ исследовании критического мышления приняли участие 1526 4-классников из 39 школ. Данные собирались в 2020, 2021, 2022 годах.rnПоказана значимая положительная связь между уровнем средового стимулирования активности обучающихся (шкала активности) и уровнем навыков критического мышления в начальной школе. Количество учащихся, достигающих «продвинутого» уровня критического мышления или наоборот остающихся на «развивающемся» уровне, коррелирует с долями «творческого», «догматического» и «безмятежного» типов среды. Показана положительная корреляция между количеством детей на «продвинутом» уровне навыков критического мышления с таким параметром среды как «структурированность». rn
Список литературы
1. National Research Council (2008). Research on Future Skill Demands: A Workshop Summary. Washington, DC: The National Academies Press. https://doi.org/10.17226/12066
2. Reimers, F., Chung, C. (eds) (2016). Teaching and Learning for the Twenty-First Century: Educational Goals, Policies, And Curricula From Six Nations. Harvard Education Press. https://doi.org/10.1080/15700763.2020.1734631
3. World Bank (2018). World Development Report 2018: Learning to Realize Education’s Promise. Washington, DC: World Bank. https://doi.org/10.1596/978-1-4648-1096-1
4. OECD (2019). Trends Shaping Education 2019. OECD Publishing, Paris. https://doi.org/10.1787/trends_edu-2019-en
5. Добрякова, М.С., Зиил, Н., Мосс, Дж., Фрумин, И.Д. (2020). Рамка универсальных компетентностей и новой грамотности. В М.С. Добрякова & И.Д.Фрумин (Eds), Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности (с.34-60). М.: Издательский дом Высшей школы экономики. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2177-9
6. Bereiter, C., Scardamalia, M. (1987). An attainable version of high literacy: Approaches to teaching higher-order skills in reading and writing. Curriculum Inquiry, 17 (1), 9–30
7. Costa, A.L. (ed.) (1991). Developing Minds: A Resource Book for Teaching Thinking. Vol. 1. Rev. ed. Alexandria, VA: ASCD
8. Covington, M.V. et al. (1974). The Productive Thinking Program. A Course in Learning to Think. Columbus, OH: Merrill Publ
9. De Bono, E. (1991). Teaching Thinking. Harmondsworth’ Middlesex: Penguin Books
10. Feuerstein, R. et al. (1980). Instrumental Enrichment: An Intervention Program for Cognitive Modifiability. Baltimore: University Park Press
11. Давыдов, В.В. (1996). Теория развивающего обучения: монография. М.: ИНТОР.
12. Давыдов, В.В. (1986). Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика.
13. Добрякова, М.С., Зиил, Н. (2020). Педагогические практики для развития универсальных компетентностей и универсальной грамотности. В М.С. Добрякова & И.Д.Фрумин (Eds), Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности (с.323-355). М.: Издательский дом Высшей школы экономики. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2177-9
14. Williams, R.B. (2015). Higher-Order Thinking Skills. Challenging All Students to Achieve. N.Y.: Skyhorse Publ.
15. Collins, R. (2014). Skills for the 21st century: Teaching higher-order thinking. Curriculum & Leadership Journal, 12 (14), 1–8
16. McCollister, K., & Sayler, M. F. (2010). Lift the ceiling increase rigor with critical thinking skills. Gifted Child Today, 33 (1), 41-47
17. Денищева, Л.О., Краснянская, К.А., Пинская, М.А., Авдеенко, Н.А., Михайлова, А.М. (2018). Формирование компетенций "4К" средствами учебных предметов. В А.С.Обухов (ed.), Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», 1, 64-76. М.: Межрегиональное общественное движение творческих педагогов "Исследователь". eLIBRARY ID: 36602826
18. Якубовский, М., Вишневский, Е. (2020). Польша: образовательная среда, порождающая перемены. В М.С. Добрякова & И.Д.Фрумин (Eds), Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности (с.232-254). М.: Издательский дом Высшей школы экономики. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2177-9
19. Петерсон-Бадали, М., Рис-Джонстоун, Э., Уилсон, Э., Шафазллола, А., Фридман, Б., Белчец, Д., Гроуз, К, Миллер, Л., Галагер, М.Ж., Лэнг, П. (2020). Канада (Онтарио): преодоление неравенства посредством образования. В М.С. Добрякова & И.Д.Фрумин (Eds), Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности (с.232-254). М.: Издательский дом Высшей школы экономики. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2177-9
20. Угланова, И.Л., Орел, Е.А., Брун, И.В. (2020). Измерение креативности и критического мышления в начальной школе. Психологический журнал, 41(6), 96-107. https://doi.org/10.31857/S020595920011124-2
21. Mislevy, R.J., Almond, R.G., Lukas, J.F. (2003). A brief introduction to evidence‐centered design. ETS Research Report Series, 1, 1-29.
22. Ясвин, В.А. (2019). Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование.
23. Ryan, R. M., Deci, E. L. (2017). Self-determination theory. Basic psychological needs in motivation, development and wellness. New York: Guilford Press.
24. Гордеева, Т.О. (2006). Психология мотивации достижения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Москва: Смысл
25. Leоn, J., Medina-Garrido, E., & Núñez, J. L. (2017). Teaching quality in math class: The development of a scale and the analysis of its relationship with engagement and achievement. Frontiers in Psychology, 28. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00895
26. Fatou, N., & Kubiszewski, V. (2018). Are perceived school climate dimensions predictive of students’ engagement? Social Psychology Education, 21, 427–446. https://doi.org/10.1007/s11218-017-9422-x
27. Бондаренко, И. Н., Ишмуратова, Ю. А., Цыганов, И. Ю. (2020). Проблемы взаимосвязи школьной вовлечённости и академических достижений у современных подростков. Современная зарубежная психология, 9 (4), 77–88. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090407
28. Howard, J.L., Bureau, J.S., Guay, F., Chong, J.X.Y., Ryan, R. M. (2021). Student motivation and associated outcomes: A meta-analysis from self-determination theory. Perspectives on Psychological Science, 16 (6). https://doi.org/10.1177/1745691620966789
29. Aelterman, N., Vansteenkiste, M., Haerens, L., Soenens, B., Fontaine, J. R., & Reeve, J. (2019). Toward an integrative and fine-grained insight in motivating and demotivating teaching styles: The merits of a circumplex approach. Journal of Educational Psychology, 111 (3), 497–521. https://doi.org/10.1037/edu0000293
30. Jang, H., Reeve, J., Deci, E. (2010). Engaging Students in Learning Activities: It Is Not Autonomy Support or Structure but Autonomy Support and Structure. Journal of Educational Psychology, 102 (3), 588—600. https://doi.org/10.1037/a0019682