Главная страница Архив КЕЙС-СТАДИ ШКОЛЫ, СОЗДАННОЙ СООБЩЕСТВОМ

КЕЙС-СТАДИ ШКОЛЫ, СОЗДАННОЙ СООБЩЕСТВОМ

, УДК: 37.05

Авторы

  • КЕЙС-СТАДИ ШКОЛЫ, СОЗДАННОЙ СООБЩЕСТВОМ

Аннотация

В статье исследуется феномен школы, созданной сообществом людей, имеющим общие ценности и интересы. Представлены подходы к определению понятия сообщества. Приведены примеры моделей образовательных организаций, имеющих тесную связь с некоторым сообществом, среди которых семейные и коммьюнити-школы. rnЧерез призму общностнообразующих характеристик охарактеризовано сообщество Сэлэт, объединяющее талантливых детей, молодежь и их наставников в Республике Татарстан и за ее пределами. Описаны результаты исследования школы, созданной сообществом Сэлэт в г. Казани, методом кейс-стади на основе интервью с представителями сообщества, анализа данных и наблюдения. rnРаскрыты предпосылки и причины открытия школы сообществом Сэлэт, в том числе наличие многолетнего опыта деятельности в образовательной сфере и стремление передать свою идентичность будущему поколению. Описаны этапы пути, который прошло сообщество Сэлэт, создавая школу, и особенности ее организации и управления. Сделаны выводы о том, что появление школы видится участниками сообщества как результат его закономерного развития, накопления потенциала и опыта, выстраивания взаимоотношений с государственными структурами. Особенностью такой школы является то, что она организована по модели, заданной сообществом, и управляется при непосредственном его участии.rn
Список литературы
1. 1. Borders M. (2018). The Social Singularity: How Decentralization will Allow us to Transcend Politics, Create Global Prosperity, and Avoid the Robot Apocalypse. NY: Social Evolution. 210 p.
2. 2. Coalition for Community Schools (2000). Strengthening schools, families and communities. Working draft. USA. 111 p. https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED499103.pdf.
3. 3. Корнетов Г.Б. (2012). Общественно-активные школы. Школьные технологии. № 6. С. 89–98. https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvenno-aktivnye-shkoly
4. 4. Теннис Ф. (1998). Сообщество и общество. Социологический журнал. №3. С. 206-209. https://cfs.hse.ru/data/2016/05/15/1129029942/Теннис%20-%20Общность%20и%20общество%20(2002).pdf
5. 5. Hillery J.H. (1955). Definitions of Community: Areas of Agreement. Rural Sociology. Vol. 20., с. 111–119.
6. 6. Вахштайн В.С. (2013). К концептуализации сообщества: еще раз о резидентности или работа над ошибками. Социология власти. № 3. С. 8-26. https://cyberleninka.ru/article/n/k-kontseptualizatsii-soobschestva-esche-raz-o-rezidentnosti-ili-rabota-nad-oshibkami/viewer
7. 7. Theodori, G.L. (2005). Community and Community Development in Resource-Based Areas: Operational Definitions Rooted in an Interactional Perspective. Society and Natural Resources, 18. Pp. 661–669. https://doi.org/10.1080/08941920590959640
8. 8. Дементьев С.М. (Сост.) (2015). Социальные общности и их типология [Электронный ресурс]: методические указания к изучению темы Волгоград: ВолгГАСУ. https://vgasu.ru/attachments/oi_dementiev-01_000.pdf
9. 9. Андерсон Б. (2016). Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016. 416 с. https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/xj2zhag7ov/195147667.pdf
10. 10. Зборовский Г.Е. (2016). Общностный подход как методология социологического исследования. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. №1 (41), с. 71-79. https://cyberleninka.ru/article/n/obschnostnyy-podhod-kak-metodologiya-sotsiologicheskogo-issledovaniya/viewer
11. 11. Ильин В.И. (2006). Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис. 256 с. http://social-orthodox.info/materials/5_3_ilin_dram%20_kach_pol_issl.pdf
12. 12. Flyvbjerg B. (2006). Five misunderstandings about case study research. Qualitative Inquiry. Vol. 12(2). P. 219-245. https://www.researchgate.net/publication/221931884_Five_Misunderstandings_About_Case-Study_Research
13. 13. Yin, R.K. (2014). Case study research: Design and methods. Los Angeles, CA: Sage. https://www.researchgate.net/publication/308385754_Robert_K_Yin_2014_Case_Study_Research_Design_and_Methods_5th_ed_Thousand_Oaks_CA_Sage_282_pages
14. 14. Альминдеров В.В., Гиза Тереза, Завалко Н.А. и др. (2017). Интеллектуальная и Творческая Одаренность. Междисциплинарный подход. М.: Научный консультант. 220 с. (глава: Интеллектуальный потенциал через призму интеллекта, творчества и морали – 40с.). https://e.lanbook.com/book/106193
15. 15. Козина И. (1997). Case study: некоторые методические проблемы. Рубеж. № 10-11. С. 177-189. https://socioline.ru/files/6/183/kozina_-_case_study_-_nekotorye_metodicheskie_problemy.pdf
16. 16. Назукина М.В. (2022). Методы исследования территориальных сообществ [Электронный ресурс]: учебное пособие. Пермский государственный национальный исследовательский университет. Пермь, 101 с. http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/Nazukina-Metody-issledovaniya-territorialnyh-soobshchestv.pdf
17. 17. Печенкин В.В., Зайонц В.В. (2011). Сетевые методы исследования виртуальных сообществ. Теория и практика общественного развития. №5. https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-metody-issledovaniya-virtualnyh-soobschestv-1
18. 18. Creswell, J. W. (2018). Research design: Qualitative, quantitative, and mixed methods approaches. 5th ed. https://spada.uns.ac.id/pluginfile.php/510378/mod_resource/content/1/creswell.pdf
19. 19. Ballantine J.H., Spade J.Z., Stuber J.M. (2018). Schools and Society: A Sociological Approach to Education. Sage Publications, Inc. https://doi.org/10.4135/9781071873212
20. 20. Каспржак А.Г. и др. (2021). Новая старшая школа за рубежом: варианты решения. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., OOO «Агей Томеш дизайн». 140 с. https://drive.google.com/file/d/19bRdzFAxsYCpRvOtnNjPm5AHOzSubwPd/view
21. 21. Сулейманов Д.Ш. (2013). Социально образовательное сообщество одаренных детей и молодежи “Сәләт”. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-obrazovatelnoe-soobschestvo-odarennyh-detey-i-molodezhi-s-l-t