Авторы
- Телегина Надежда Викторовна кандидат педагогических наук
- Плюшкина Александра Сергеевна кандидат медицинских наук
- Тухватуллина Лейсан Рустемовна
- Баклашова Татьяна Александровна кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация
В статье представлены результаты исследования ученых Казанского федерального университета (Институт психологии и образования, Институт фундаментальной медицины и биологии). Актуальность исследования обусловлена трудностями адаптации иностранных студентов к образовательному процессу в современном вузе, к связи теории и практики при подготовке будущих медиков в новых условиях стремительного роста иностранных обучающихся начальных курсов. Преподаватели-медики сталкиваются с проблемой недостаточной эффективности использования традиционной академической модели проведения практических занятий для студентов-иностранцев, имеющих трудности с русским языком, особенно в первые годы обучения. Целью
исследования выступает разработка, реализация и экспериментальная проверка эффективности интерактивных приемов в проведении практических занятий по гистологии, цитологии и эмбриологии с акцентом на формировании коммуникативных навыков (УК-4, ФГОС ВО). Сущность экспериментальной деятельности заключается в перепроектировании занятий с учетом интерактивных приемов. Основными методами исследования выступают тестирование, беседа, анкетирование, методы математической обработки. Используемые типы оценивания: самооценка, взаимооценка, групповая оценка, осуществляемая преподавателем академической группы. В ходе исследования были получены следующие результаты: доказана возможность и эффективность использования интерактивных приемов на практических занятиях в высшей медицинской школе; получен вывод, что интерактивные приемы позволяют дополнить традиционные методы обучения студентов — будущих медиков, предоставляют дополнительные возможности для их подготовки. Результаты исследования могут способствовать созданию оптимальных условий подготовки иностранных студентов медицинских специальностей в классическом университете.
Как ссылаться
Телегина, Н. В., Плюшкина, А. С., Тухватуллина, Л. Р. & Баклашова, Т. А. (2023). СВЯЗЬ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: НУЖНО ЛИ НАМ ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ? Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(3), 10. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.3.01
Список литературы
1.
1. Donner, R. S., & Bickley, H. (1993). Problem-based learning in American medical education: an overview. Bulletin of the Medical Library Association, 81 (3), 294. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC225793/pdf/mlab00112-0052.pdf
2.
2. Feletti, G. (1993). Inquiry based and problem-based learning: How similar are these approaches to nursing and medical education? Higher Education Research and Development, 12 (2), 143–156. https://doi.org/10.1080/0729436930120203
3.
3. Nandi, P. L., Chan, J. N. F., Chan, C. P. K., Chan, P., & Chan, L. P. K. (2000). Undergraduate medical education: comparison of problem-based learning and conventional teaching. Hong Kong Medical Journal, 6(3), 301–306. https://www.hkmj.org/system/files/hkm0009p301.pdf
4.
4. Ruiz, J. G., Mintzer, M. J., & Leipzig, R. M. (2006). The impact of e-learning in medical education. Academic Medicine, 81(3), 207–212. https://dx.doi.org/10.1097/00001888-200603000-00002
5.
5. Spencer, J. A., & Jordan, R. K. (1999). Learner centred approaches in medical education. BMJ, 318(7193), 1280–1283. https://doi.org/10.1136/bmj.318.7193.1280
6.
6. Пинчук, Т. В., и Орлова, Н. В. (2020). Интерактивные методы обучения в высшем медицинском образовании (аналитический обзор). Медицинское образование и профессиональное развитие, 11(3(39)), 102–116. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44034332
7.
7. Сергеева, В. А. (2016). Деловые игры как активный метод обучения студентов-медиков старших курсов по дисциплине «Внутренние болезни». Педагогика. Вопросы теории и практики, 3(03), 32–35. https://www.gramota.net/materials/4/2016/3/10.html
8.
8. Реброва, Д. Н. (2019). Интерактивные формы аудиторной работы в обучении биологии иностранных студентов-медиков. Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин, 1(18), 127–130. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41362457
9.
9. Boulos, M. N. K., Maramba, I., & Wheeler, S. (2006). Wikis, blogs and podcasts: a new generation of Web-based tools for virtual collaborative clinical practice and education. BMC Medical Education, 6(1), 1–8. https://doi.org/10.1186/1472-6920-6-41
10.
10. Chu, L. F., & Chan, B. K. (1998). Evolution of web site design: implications for medical education on the Internet. Computers in Biology and Medicine, 28(5), 459–472. https://doi.org/10.1016/S0010-4825(98)00027-4
11.
11. Kamel Boulos, M. N., & Wheeler, S. (2007). The emerging Web 2.0 social software: an enabling suite of sociable technologies in health and health care education 1. Health Information & Libraries Journal, 24(1), 2–23. https://doi.org/10.1111/j.1471-1842.2007.00701.x
12.
12. Galimova, E. G., Sibgatullina, T. V., & Telegina, N. V. (2017). E-education: organizational and pedagogical conditions of its efficiency. IFTE 2017 — 3rd International Forum on Teacher Education, 29, 815–821. https://doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.02.93
13.
13. Vaona, A., Banzi, R., Kwag, K. H., Rigon, G., Cereda, D., Pecoraro, V., Tramacere I., & Moja, L. (2018). E‐learning for health professionals. Cochrane Database of Systematic Reviews, 1(1), 1–77. https://doi.org/10.1002/14651858.CD011736.pub2
14.
14. Barteit, S., Guzek, D., Jahn, A., Bärnighausen, T., Jorge, M. M., & Neuhann, F. (2020). Evaluation of e-learning for medical education in low-and middle-income countries: A systematic review. Computers & Education, 145, 103726. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103726
15.
15. Syed, S., Rastogi, A., Bansal, A., Kumar, A., Jindal, A., Prakash, A., Agarwal, G., & Varshney, M. (2021). Future of e-learning in medical education — perception, readiness, and challenges in a developing country. Frontiers in Education, 6, 598309. https://doi.org/10.3389/feduc.2021.598309
16.
16. Higgins, M., Madan, C., & Patel, R. (2021). Development and decay of procedural skills in surgery: A systematic review of the effectiveness of simulation-based medical education interventions. The Surgeon, 19(4), e67-e77. https://doi.org/10.1016/j.surge.2020.07.013
17.
17. McGaghie, W. C., Issenberg, S. B., Petrusa, E. R., & Scalese, R. J. (2010). A critical review of simulation‐based medical education research: 2003–2009. Medical Education, 44(1), 50–63. https://doi.org/10.1111/j.1365-2923.2009.03547.x.
18.
18. Thistlethwaite, J. E., Davies, D., Ekeocha, S., Kidd, J. M., MacDougall, C., Matthews, P., Purkis, J., & Clay, D. (2012). The effectiveness of case-based learning in health professional education. A BEME systematic review: BEME Guide No. 23. Medical Teacher, 34(6), e421–e444. https://doi.org/10.3109/0142159X.2012.680939
19.
19. Telegina, N. V., Galimova, E. G., & Dobrotvorskaya, S. G. (2017). The use of interactive learning technologies in math classes. Modern Journal of Language Teaching Methods, 7(4), 106–113. https://dspace.kpfu.ru/xmlui/viewer?file=115759;wos_STATYa_2017.pdf&sequence=-1&isAllowed=y
20.
20. Михайлова, Л. В., Мохаммад, А., Авилова, Т. М., и Чумаков, В. И. (2018). Междисциплинарный подход к психолого-педагогической адаптации студентов медицинского вуза. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 4, 135–139. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35019925
21.
21. Мамина, В. П. (2021). Особенности социально-психологической адаптации студентов первого года обучения медицинского вуза. Общество: социология, психология, педагогика, 7(87), 67–70. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46428278
22.
22. Стул, Т. Г., Молибога, Г. Л., и Паршина, Е. О. (2017). Об особенностях организации учебного процесса у студентов-иностранцев в медицинском вузе. В: Краснова, Н. А. (ред.). Творческие и инновационные подходы в образовании, науке и искусстве. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции (с. 140–147). Санкт-Петербург. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30748848&pff=1
23.
23. Зобнина, Н. Л. (2020). Интерактивные методы обучения в системе подготовки иностранных студентов в медицинском вузе. В: Еремин, А. В. (ред.).
Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы. Материалы II Международной научно-практической
конференции (с. 355–360). Саратовский государственный медицинский университет. Саратов. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44522447&pff=1
24.
24. Чиркова, В. М., и Рубцова, Е. В. (2017). Медицинская деловая игра как интерактивный метод обучения иностранных студентов профессиональному общению на русском языке. Карельский научный журнал, 6(3(20)), 78–80. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30453036
25.
25. Итинсон, К. С., и Чиркова, В. М. (2019). Анализ существующих информационных ресурсов сети Интернет, используемых в обучении студентов в медицинских вузах. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 8(1(26)), 144–146. https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-suschestvuyuschih-informatsionnyh-resursov-setiinternet-ispolzuemyh-v-obuchenii-studentov-v-meditsinskih-vuzah/viewer