Авторы
- Семенова Ксения Григорьевна
Аннотация
Проблема изучения личностной системы ценностных ориентаций занимает одно из центральных мест в психологии, а также в смежных науках: философии и социологии. Система ценностей определяет взаимоотношения индивида с окружающими людьми, его отношение к действительности. Благодаря ценностям происходит регуляция поведения, определяется направленность поступков, деятельности в целом. В связи с этим в условиях современной ситуации развития общества изучение сущности и содержания системы ценностных ориентаций в условиях современной ситуации развития общества становится особенно актуальным. Целью настоящего теоретического исследования является раскрытие сущности и содержания ценностных ориентаций в концепциях отечественных и зарубежных авторов. Для исследования были использованы такие методы, как анализ научной литературы, изучение и обобщение опыта и взглядов различных отечественных и зарубежных исследователей на ценностную проблематику. В ходе теоретического анализа были рассмотрены взгляды ведущих классических социологов: У. Томаса, Ф. Знанецкого, М. Вебера, Э. Дюркгейма; представителей биологического и психодинамического подхода в психологии: Э. Толмена, З. Фрейда, Э. Фромма; более подробно рассмотрены взгляды гуманистических психологов, в том числе современных представителей: К. Роджерса, Г. Оллпорта, А. Маслоу, Р. Инглхарта, Д. А. Леонтьева, М. С. Яницкого, В. А. Ядова и др. Благодаря проведенному анализу определена группа схожих феноменов: мотивация, потребности, установки, идеалы и убеждения. Выявлена специфика ценностных ориентаций: структурность, иерархичность и многоаспектность. Раскрыта связь ценностей и поведенческого аспекта, определена актуальность дальнейшего эмпирического исследования, которое заключается в изучении конкретно связанных ценностных ориентаций с поведенческим аспектом.
Как ссылаться
Семенова, К. Г. (2023). ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В КОНЦЕПЦИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(3), 227. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.3.12
Список литературы
1.
1. Coelho, G., Hanel, P., Johansen, M., & Maio, G. (2021). Mental Representations of Values and Behaviors. European Journal of Personality, 1(16), 3–17. https://doi.org/10.1177/08902070211034385
2.
2. Hanel, P. H., Maio, G. R., Soares, A. K., Vione, K. C., & Coelho, G. L. (2018). Cross-cultural differences and similarities in human value instantiation. Frontiers in Psychology, 9, 849. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00849
3.
3. Вебер, М. (1990). Избранные произведения. Москва: Прогресс. http://library.lgaki.info:404/2017/Вебер%20М_Избранные_1990.pdf
4.
4. Дюркгейм, Э. (2019). Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Москва: Юрайт. ttps://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/229824146
5.
5. Хайбулаева, А. Г. (2015). Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде. https://yspu.org/images/archive/d/da/20150629192223!
6.
6. Леонтьев, Д. А. (2022). К психологии возможного: антропологический, детерминистский, аксиологический и экзистенциальный контексты. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 2, 111–121. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.201
7.
7. Яницкий, М. С. (2020). Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике. Вестник Кемеровского государственного университета, 1(81), 194–206. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-1-194-206
8.
8. Яницкий, М. С., Серый, А. В., Браун, О. А., Пелех, Ю. В., Маслова, О. В., Сокольская, М. В., Санжаева, Р. Д., Монсонова, А. Р., Дагбаева, С. Б., Неяскина, Ю. Ю., Кадыров, Р. В., и Капустина, Т. В. (2019). Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты. Сибирский психологический журнал, 72, 46–67. https://doi.org/10.17223/17267080/72/3
9.
9. Маслоу, А., (2022). На подступах к психологии бытия. Москва: Академический проект. http://noolib.ru/files/tomIII/maslow_toward_a_psychology_of_being.pdf
10.
10. Schwartz, S. H., Skimina, E., Cieciuch, J., Davidov, E., Algesheimer, R. (2019). Behavioral signatures of values in everyday behavior in retrospective and real-time selfreports. Frontiers in Psychology, 10, 281. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.00281
11.
11. Ситникова, М. А. (2020). Вариативность показателей темной триады личностных свойств. https://www.dissercat.com/content/variativnost-pokazatelei-temnoitriady-lichnostnykh-svoistv
12.
12. Ермаченкова О. В., и Ратникова Д. Д. (2021). Личностые, мотивационные особенности и ценностные ориентации современных студентов. Вестник МГЭИ (online), 4, 205–216. https://doi.org/10.37691/2619-0265-2021-0-4-205-216
13.
13. Обласова, О. В., и Черникова А. А. (2022). Психологические особенности формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Вестник Алтайского государственного педагогического университета, 4 (53), 63–68. https://doi.org/10.37386/2413-4481-2022-4-63-68
14.
14. Kasser, T. (2011). Cultural values and the well-being of future generations. A cross-national Journal of Cross-Cultural Psychology, 42(2), 206–215. https://doi.org/10.1177/0022022110396865
15.
15. Coelho, G. L, Hanel, P. H., Johansen, M. K., & Maio, G. R. (2019). Mapping the structure of human values through conceptual representations. European Journal of Personality, 33(1), 34–51. https://doi.org/10. 1002/per.2170
16.
16. Lee, J. A., Bardi, A., Gerrans, P., Sneddon, J., & Schwartz, S. (2022). Are valuebehavior relations stronger than previously thought? It depends on value importance. European Journal of Personality, 36(2), 133–148. https://doi.org/10.1177/0890207021100296
17.
17. Lab, I. P., Blyskun, O., & Chala, T. (2021). Psychological Semantic Parameters of Adolescents’ Conformism in the Measurement of Value Orientations. Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala, 13(2), 167–184. https://doi.org/10.18662/rrem/13.2/41
18.
18. Lee, J. A., Bardi, A., Gerrans, P., Sneddon, J. N., Herk, H. V., Evers, U., & Schwartz, S. H. (2021). Are valuebehavior relations stronger than previously thought? It depends on value importance. European Journal of Personality. https://doi.org/10.1177/08902070211002965
19.
19. Boer, D., Maercker, A., Heim, E., (2019). Value Orientations and Mental Health: A Theoretical Review. Transcultural Psychiatry, 56(1). https://doi.org/
10.1177/1363461519832472
20.
20. Karl, J., & Fischer, R. (2022). Human values and basic philosophical beliefs. New Ideas in Psychology, 66(4). https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2022.100944
21.
21. Hanel, P., Foad, C., & Maio, G. (2021). Attitudes and Values. Publisher: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190236557.013.248
22.
22. Antoci, D. (2022). Value Orientations in Education System: Approach, Interpretation, and Formation. Conference: World Lumen Congress, May 26–30. https://doi.org/10.18662/wlc2021/02
23.
23. Hanel, P. H., Maio, G. R., & Manstead, A. S. (2019). A new way to look at the data: Similarities between groups of people are large and important. Journal of Personality and Social Psychology, 116(4), 541–562. http://dx.doi.org/10.1037/pspi0000154
24.
24. Леонтьев, Д. А. (2003) Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл. http://library.lgaki.info:404/2017/Леонтьев%20Д.%20А.pdf31
25.
25. Бубнова, С. С, и Сытин, А. Н. (2006). Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования. М.: Институт психологии РАН. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002998000_166631/