Главная Выпуски № 17(4)

РЕФЛЕКСИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ОСНОВА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА

Педагогическое образование , УДК: 37.022 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.4.03

Авторы

  • Федоренко Елена Юрьевна кандидат психологических наук
  • Дрейцер Софья Ильинична
  • Островерх Ангелина Игоревна

Аннотация

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью формирования у студентов способности к самоопределению в ситуации неопределенности. Учащимся важно овладеть не только предметными компетенциями, но также умением обнаруживать свое незнание в постоянно меняющейся ситуации неопределенности и самостоятельно планировать собственное обучение. Необходимо приобрести такие инструменты самоопределения, с помощью которых возможно справиться с неопределенностью мира и построить собственные основания выбора и принятия решений. В связи с этим целью данной статьи является изучение вопросов о механизмах самоопределения и деятельностной природе самоопределения. Исследование реализовано в рамках традиций культурно-исторической психологии и методологии деятельностного подхода в психологии и педагогике. В качестве теоретических и методологических оснований разработки понятия самоопределения были использованы труды психологов, методологов и педагогов, занимающихся исследованием и созданием инновационных психолого-педагогических практик. Результатами исследования являются теоретический анализ понятия и механизмов самоопределения в трудах отечественных и зарубежных авторов, а также описание опыта разработки условий для самоопределения студентов бакалавриата на примере программы «Предпринимательство в образовании» Московской высшей школы социальных и экономических наук. В статье представлена связь самоопределения с устройством образовательного пространства в университете и организацией рефлексивного отношения студентов к процессу своего обучения. Выводами статьи стали предположения о том, какие способы организации образовательного пространства и рефлексивного отношения студентов к нему способствуют самоопределению. Практическая значимость статьи заключается в применении описанного механизма самоопределения для проведения дальнейшего экспериментального исследования по организации самоопределения студентов.

Как ссылаться

Федоренко, Е. Ю., Дрейцер, С. И. & Островерх, А. И. (2023). РЕФЛЕКСИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ОСНОВА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 17(4), 42. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.4.03
Список литературы
1. 1. Townsend, D., Hunt, R., Beal, D., & Jin, J. H. (2020). Venturing into the Unknown: A Meta-Analytic Assessment of Uncertainty in Entrepreneurship Research. Academy of Management Proceedings, 17318. https://doi.org/10.5465/AMBPP.2020.17318abstract
2. 2. Nwabueze, A. I., & Isilebo, N. C. (2022). Moderm trends in education development. In: International and comparative education: Cross-culturalapproach (pp. 545–558). Port Harcourt: Celwil Publishers. https://www.researchgate.net/publication/360108214_MODERN_TRENDS_IN_EDUCATIONAL_DEVELOPMENT
3. 3. de Beer, L., Vos, D., & Steyn, H. (2018). Education in Modern Society. BCES Conference Books, 16, 10–18. Sofia: Bulgarian Comparative Education Society. https://www.researchgate.net/publication/342448251_Education_in_Modern_Society
4. 4. Mаgruk, А. (2020). Uncertainties, Knowledge, and Futures in Foresight Studies — A Case of the Industry 4.0. Foresight and STI Governance, 14(4), 20–33. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2020.4.20.33
5. 5. Roberson, Jr., D. N., Zach, S., Choresh, N., & Rosenthal, I. (2021). Self Directed Learning: A Longstanding Tool for Uncertain Times. Creative Education, 12, 1011–1026. https://doi.org/10.4236/ce.2021.125074
6. 6. Laszlo, A., Luksha, P., & Karabeg, D. (2017). Systemic innovation, education and the social impact of the systems sciences. Systems Research and Behavioral Science, 34(5), 601–608. https://doi.org/10.1002/sres.2492
7. 7. Sherouk, J. (2017). Skill of Forecasting Career Trends. In: Student-Driven Learning Strategies for the 21st Century Classroom. Publisher: IGI Global. https://doi.org/10.4018/978-1-5225-1689-7.ch022
8. 8. Sherouk, K., & Raad, K. (2020). What Educational Actions are Urgently Needed for Developing E-Learning and Enhancing the 21st Century Skills. 2020 Sixth International Conference on e-Learning (econf), Sakheer, Bahrain (pp. 51–54). https://doi.org/10.1109/econf51404.2020.9385518
9. 9. Башун, О. В., и Прошина, И. И. (2015). Основные проблемы при переходе к Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки, 2(26), 64–68.
10. 10. Кипурова, С. Н., и Малий, Д. В. (2014). Сущность профессионального самоопределения студента вуза. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки, 4(2), 108–117.
11. 11. Щедровицкий, П. Г. (2022). Эскизные наброски к базовой схеме самоопределения. Сайт философа и методолога Петра Щедровицкого. https://shchedrovitskiy.com/nabroski-k-bazovoy-sheme-samoopredeleniya-1/
12. 12. Петровский, В. А. (2010). Человек над ситуацией. Москва: Смысл. 559 с.
13. 13. Хасан, Б. И. (2018). Конструктивная психология конфликта. Москва: Юрайт.
14. 14. Хасан, Б. И. (2020). Содержательный конфликт как условие оформления образовательного интереса и профессионального самоопределения. В: Кимб, Д. В. (отв. ред.). Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики. Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, Красноярск, 02–03 апреля 2020 года. В 2-х ч. Ч. 2, 11–13. Красноярск: Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.
15. 15. Фрумин, И. Д., и Эльконин, Б. Д. (1993). Образовательное пространство как пространство развития. Вопросы психологии, 1, 24–32.
16. 16. Фрумин, И. Д. (1987). Самоопределение и выбор в интенсивном педагогическом процессе. Проблемы самоопределения молодежи, 52–54.
17. 17. Лученков, А. В. (2016). Модель старшей школы, ориентированной на возрастные особенности учащихся: результаты внедрения. Вопросы образования, 1, 191–204.
18. 18. Дука, Н. А., и Дука, Т. О. (2012). Образовательный выбор студента как междисциплинарный феномен. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2(49), 60–63.
19. 19. Brooks, C., & Young, S. (2011). Are Choice-Making Opportunities Needed in the Classroom? Using Self-Determination Theory to Consider Student Motivation and Learner Empowerment. International Journal of Teaching and Learning in Higher Education, 23(1), 48–59. http://www.isetl.org/ijtlhe/
20. 20. Попов, А. А., Аверков, М. С., и Матюнина М. А. (2022). Самоопределение: модель и способ организации. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 65, 154–170.
21. 21. Алексеев, Н. Г. (2002). Проектирование условий развития рефлексивного мышления: aвтореф. ... д-ра психол. наук. Москва: МПГУ. 51 с.
22. 22. Осипов, П. Н. (2011). Профессиональное самоопределение студентов как социально-педагогическая проблема. Вестник Казанского технологического университета, 5, 237–242.
23. 23. Wardani, A., Gunawan, I., Kusumaningrum, D., Benty, D., Sumarsono, R., Nurabadi, A., & Handayani, L. (2020). Student Learning Motivation: A Conceptual Paper. In: Proceedings of the 2nd Early Childhood and Primary Childhood Education (ECPE 2020). https://doi.org/10.2991/assehr.k.201112.049
24. 24. Seifert, T. (2004). Understanding student motivation. Educational Research, 46, 137–149. https://doi.org/10.1080/0013188042000222421
25. 25. Godor, B. P., van der Horst, F., & Hallen, R. (2023). Unravelling the Roots of Emotional Development: Examining the Relationships Between Attachment, Resilience and Coping in Young Adolescents. The Journal of Early Adolescence. https://doi.org/10.1177/02724316231181876
26. 26. Gallagher, T., & Bennett, S. (2018). The six ‘P’ model: principles of coaching for inclusion coaches. International Journal of Mentoring and Coaching in Education, 7. https://doi.org/10.1108/IJMCE-03-2017-0018
27. 27. Yirci, R., Karakose, T., & Kocabaş, I. (2016). Coaching as a Performance Improvement Tool at School. Journal of Education and Practice, 7(13). https://www.researchgate.net/publication/305692064_Coaching_as_a_Performance_Improvement_Tool_at_School_1
28. 28. Кукушин, М. (2016). Коучинг и тьюторство. Вести образования, 2(131). http://www.thetutor.ru/blogi-chlenov-mta.html
29. 29. Ковалева, Т. М. (2016). Коучинг и тьюторство как преемственные взаиморесурсные антропопрактики. Вести образования, 2(131). http://edition.vogazeta.ru/ivo/info/14733.html
30. 30. Горюнова, Л. В., и Дорохманова, М. А. (2015). Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования. Концепт, 12.
31. 31. Юдина, Ю. Г., и Дрейцер, С. И. (2018) Рефлексивное оборачивание проектного действия студента как необходимое условие становления его индивидуальной образовательной инициативности. Практики развития: индивидуальная инициатива в новом образовательном пространстве, 83–90.
32. 32. Moser, K. S. (2000). Metaphor Analysis in Psychology — Method, Theory, and Fields of Application [22 paragraphs]. Forum Qualitative Sozialforschung Forum: Qualitative Social Research, 1(2), 21. http://nbn-resolving.de/urn:nbn:de:0114-fqs0002212
33. 33. Dooremalen, A., & Borsboom, D. (2011). Metaphors in psychological conceptualization and explanation. Journal of Intellectual Disability Research — J INTELLECT DISABIL RES. https://www.researchgate.net/publication/254782705_Metaphors_in_psychological_conceptualization_and_explanation
34. 34. Хасан, Б. И. (2018). Почему игра? Человек.RU, 13, 116–127.
35. 35. Липская, Т. А. (2009). Возможности метафоры как психологического метода. Известия Самарского научного центра РАН, 4(3), 691–695.
36. 36. Chemsi, G., Mounir, S., Radid, M., & Talbi, M. (2020). Study of the Self-Determined Motivation among Students in the Context of Online Pedagogical Activities. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 15, 17. https://doi.org/10.3991/ijet.v15i05.11392
37. 37. Imamudin, N., & Budiman, S. (2020). Development of Self-Determination. In: Proceedings of the International Conference on Educational Psychology and Pedagogy — Diversity in Education” (ICEPP 2019). https://doi.org/10.2991/assehr.k.200130.094
38. 38. Kinsella, M., Moloney, D., Nestor, N., Wyatt, J., Last, J., & Rackard, S. (2023). Fostering Student Engagement in a Digitally Mediated Environment: Attitudes and Experiences of Student Advisers. Student Engagement in Higher Education Journal, 4(3), 91–121. https://sehej.raise-network.com/raise/article/view/1163
39. 39. Reeve, J. (2012). A Self-determination Theory Perspective on Student Engagement. In: Handbook of Research on Student Engagement (pp 149–172). https://doi.org/10.1007/978-1-4614-2018-7_7
Скачать файл .pdf 446.16 кб