Главная Выпуски № 17(4)

МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ВЫБОРА ПЕРВОКУРСНИКАМИ ПРЕДПРОФИЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ «2 + 2 + 2»

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 159.9 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.4.08

Авторы

  • Поставнева Ирина Васильевна кандидат психологических наук, доцент
  • Поставнев Владимир Михайлович кандидат психологических наук, доцент
  • Ключко Ольга Ивановна доктор философских наук, доцент
  • Листик Елена Мариковна кандидат психологических наук, доцент
  • Косяк Виктория Валерьевна
  • Фролова Евгения Валериевна кандидат психологических наук, доцент

Аннотация

Актуальность исследования образовательных и психологических эффектов реализации образовательных программ по модели «2 + 2 + 2» обусловлена открывающимися возможностями повышения психологической грамотности первокурсников как условия их успешной адаптации к системе обучения в вузе. В статье раскрываются возможности формирования психологической компетентности будущих педагогов через внедрение образовательных программ в рамках указанной модели, что позволяет обеспечить внутреннюю академическую мобильность студентов бакалавриата начиная с первого курса обучения, реализовать ресурс дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. Для изучения образовательных и психологических эффектов внедрения модели «2 + 2 + 2» в образовательный процесс нами был проведено анкетирование первокурсников бакалавриата, поступивших в 2022 году на направление подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки». В опросе приняли участие 139 первокурсников. Испытуемым была предложена анкета «Мотивационные основания выбора студентами 1-го курса предпрофильных модулей». Анализ результатов опроса первокурсников, обучающихся в рамках модели «2 + 2 + 2», показал, что значимым основанием для выбора предпрофильных модулей являются мотивы не только получения профессиональных знаний, но и понимания себя и других, саморегуляции своего физического и эмоционального состояния. В статье показано, что, наряду с ориентацией на предпочитаемый профиль подготовки, преимущественным основанием для выбора студентами вариативных предпрофильных модулей является их потребность в ресурсах, направленных на решение наиболее актуальных задач вхождения в период студенчества, среди которых освоение новых социальных ролей, адаптация в образовательной организации, формирование профессиональных компетенций.

Как ссылаться

Поставнева, И. В., Поставнев, В. М., Ключко, О. И., Листик, Е. М., Косяк, В. В. & Фролова, Е. В. (2023). МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ВЫБОРА ПЕРВОКУРСНИКАМИ ПРЕДПРОФИЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ «2 + 2 + 2» Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 17(4), 133. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.4.08
Список литературы
1. 1. Басюк, В. С. (2022). Современные тенденции подготовки педагогов в условиях быстро меняющихся социальных вызовов. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, 3, 38–55. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2022-3-38-55
2. 2. Марголис, А. А. (2019). Оценка квалификации учителя: обзор и анализ лучших зарубежных практик. Психологическая наука и образование, 24(1), 5–30. https://doi.org/10.17759/pse.2019240101
3. 3. Геворкян, Е. Н., Савенков, А. И., и Агранат, Д. Л. (2021). Академическая мобильность студентов бакалавриата и магистратуры в условиях реализации академических и прикладных образовательных программ. В: Геворкян, Е. Н., Подуфалов, Н. Д., и Стриханов, М. Н. (Aвторы-составители). Инновационные процессы в высшем и профессиональном образовании и профессиональном обучении. Коллективная монография (с. 193–201). Москва.
4. 4. Kavenuke, P. S., Kinyota, M. K., & Joel, J. (2020). The critical thinking skills of prospective teachers: Investigating their systematicity, self-confidence and scepticism. Thinking Skills and Creativity, 37. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100677
5. 5. Abdelrahman, R. M. (2020). Metacognitive awareness and academic motivation and their impact on academic achievement of Ajman University students. Heliyon, 6(9), e04192. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e04192
6. 6. Safina, A. M., Garifullina, R. U., Ganieva, A. M., & Matushenko, O. A. (2020). Emotional intelligence in teacher’s activities. Journal of History Culture and Art Research, 9(2), 61–71. https://doi.org/10.7596/taksad. v9i2.2677
7. 7. Басюк, В. С., Малых, С. Б., и Тихомирова, Т. Н. (2022). Федеральная сеть психологических служб образовательных организаций высшего образования: концепция, приоритеты и ресурсы развития. Психологическая наука и образование, 27(6), 4–18. https://doi.org/10.17759/pse.2022270601
8. 8. Антонова, Н. А., Ерицян, К. Ю., и Цветкова, Л. А. (2021). Запрос на психологическую помощь студентов педагогического вуза. Психология человека в образовании, 3(2), 208–217. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-208-217
9. 9. Bakker, А. В., & Vries, J. (2021). Job Demands-Resources theory and self-regulation: New explanations and remedies for job burnout. Anxiety Stress Coping, 34, 1–21. https://doi.org/10.1080/106158 06.2020.1797695
10. 10. Наумова Д. В. (ред.), Ясвин, В. А., Мартьянова, Г. Ю., Цаплина, О. В., Ключко, О. Н., Павленко, Т. А., ... и Егорова, Т. Н. (2021). Психопрофилактика и психологическое просвещение в образовательной среде. Учебник для вузов (c. 113–140). Москва: Юрайт. https://urait.ru/bcode/481970
11. 11. Антонова, Н. А. (2020). Установки студентов к получению помощи в сфере психического здоровья. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 195, 213–222. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2020-195-213-222
12. 12. Анисимова, Т. В., и Цветкова, Л. А. (2021). Психологические, социальные и средовые ресурсы здоровья учащихся разных ступеней образования в современной России. Вестник Российского фонда фундаментальных исследований, 4(112), 44–49. https://doi.org/10.22204/2410-4639-2021-112-04-44-49
13. 13. Дубровина, И. В. (2022). Психологическое здоровье личности как феномен. Гуманизация образования, 4, 35–43. EDN ZXRTXM. https://doi.org/10.24412/1029-3388-2022-4-35-43
14. 14. Фролова, Е. В. (2022). Структура творческих способностей у студентов с различным уровнем академической успеваемости. Известия Института педагогики и психологии образования. http://izvestia-ippo.ru/frolova-e-v-struktura-tvorcheskikh-spo/
15. 15. Косяк, В. В. (2019). Детерминанты восприятия модальности образовательной среды студентами педагогического вуза. Известия Института педагогики и психологии образования, 3, 57–61. http://izvestia-ippo.ru/kosyak-v-v-determinanty-vospriyatiya-mod/
16. 16. Postavnev, V. M, Alisov, E. A., Postavneva, I. V., Podymova, L. S., & Ginting, H. (2020). Differential Acmeological Approach to The Design of Psychological Support for Professional and Personal Development of Pedagogical University Students. In: SHS Web of Conferences. International Scientific and Practical Conference “Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks”, 2021. https://doi.org/10.1051/shsconf/20207902021
17. 17. Айгунова, О. А., Геворкян, Е. Н., и Осипенко, Л. Е. (2017). Столичное образование и работодатели: в поисках эффективных моделей партнерства (на материале совместного мониторинга качества подготовки студентов. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 3(41), 37–46.
18. 18. Геворкян, Е. Н., и Савенков, А. И. (2019). Диверсификация содержания подготовки будущих педагогов. Педагогика, 4, 70–73.
19. 19. Ключко, О. И., Голубушина, К. К., Виноградова, И. А., и Самосадова, Е. В. (2015). Цели профессионального развития студентов педвуза и педагогов-практиков. Высшее образование в России, 5, 103–110.
20. 20. Ильевич, Т. П., и Федорук, К. Р. (2021). Компетентностный подход к системе профессиональной подготовки в условиях вуза: от методологии к моделированию. Вестник Приднестровского университета. Серия: Гуманитарные науки, 1(67), 77–83.
21. 21. Ерошенкова, Е. И., Шаповалова, И. С., Карабутова, Е. А., Анохина, С. В., и Мирошникова, О. С. (2022). Просоциальная компетентностная модель будущего педагога. Образование и наука, 24(2), 11–47. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-11-47
22. 22. Johnson, M. (2021). Where Are Our Values Bred? Sources of Moral Norms. Morality for Humans, 2, 48–72. https://doi.org/10.7208/9780226113548-004
23. 23. Mukhin, M. I. (2021). A teacher of the future school. Perspektivy nauki i obrazovania — Perspectives of Science and Education, 49(1), 10–23. https://doi.org/10.32744/pse.2021.1.1
Скачать файл .pdf 424.19 кб