Главная Выпуски № 17(4)

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И КОНСТРУИРОВАНИЕМ

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 376.112.4 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.4.12

Авторы

  • Екжанова Елена Анатольевна доктор педагогических наук
  • Назарова Людмила Леонидовна

Аннотация

Младший дошкольный возраст — это время активного психофизического развития ребенка, когда формируются психические процессы, влияющие на познавательное развитие. Вот почему сенсорное развитие в этот период занимает ведущее место. Особенно актуальна проблема сенсорного развития в отношении детей с задержкой психического развития. Первичные нарушения в структуре дефекта данной категории детей замедляют темп развития их сенсорной сферы. Высокие возможности в сенсорном обучении и воспитании детей с задержкой психического развития имеет изобразительная деятельность и конструирование, но особенности организации и содержания коррекционной работы по этому направлению разработаны недостаточно полно как в научном, так и в практическом плане. В связи с этим целью нашей статьи является раскрытие особенностей сенсорной сферы детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и организации коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию на занятиях изобразительной деятельностью и конструированием. Ведущими методами исследования являлись методы наблюдения и беседы. Выборка исследования включала 197 детей в возрасте 3–4 лет: 76 детей с задержкой психического развития разного генеза. Для большей объективности картины исследования мы включили в констатирующий эксперимент 67 детей с нормой развития и 54 ребенка с нарушением интеллекта. В статье раскрываются особенности восприятия цвета, формы, величины предметов, а также тактильного восприятия у детей данной категории. Выявляются уровни сенсорного развития детей с задержкой психического развития, а также описывается и обосновывается эффективность реализации модели, в рамках которой осуществлялась коррекционно-развивающая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях изобразительной деятельностью и конструированием. Разработанная авторами модель позволяет наиболее эффективно организовать индивидуальную и дифференцированную коррекционную помощь детям с задержкой психического развития.

Как ссылаться

Екжанова, Е. А. & Назарова, Л. Л. (2023). ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И КОНСТРУИРОВАНИЕМ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 17(4), 207. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.4.12
Список литературы
1. 1. Метиева, Л. А., и Удалова, Э. Я. (2009). Развитие сенсорной сферы детей. Москва: Просвещение. https://pedlib.ru/Books/5/0315/index.shtml?ysclid=lit4mgtqrp374366719
2. 2. Васильева, В. Н., Агеева, О. Н., и Кузубова, М. Д. (2022, 26 апреля). Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. В: Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. Сборник статей по материалам LVIII Международной научно-практической конференции (т. 4 (58), с. 28–31). Москва, Россия: Интернаука. https://elibrary.ru/aqfmlf
3. 3. Lillard, А. (2012). Preschool children’s development in classic Montessori, supplemented Montessori, and conventional programs. Journal of School Psychology, 50(3), 379–401. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2012.01.001
4. 4. Иванова, А. Е., Кравец, О. Ю., и Рыбкина, И. А. (2014). Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург: КАРО. 104 с. https://prior.studentlibrary.ru/book/ISBN9785992501346.html
5. 5. Doncheva, J., Rahim Abdul Hussein, F., & Habeb Al-Obaydi, L. (2022). Pedagogical interactions for sensory development in preschool children. Proceedings of University of Ruse, 61, book 6.2, 35–42. https://conf.uni-ruse.bg/bg/docs/cp22/6.2/6.2-6.pdf
6. 6. Борозинец, Н. М. (2022, 26 апреля). Значение развития сенсорных процессов у детей раннего возраста с задержкой психического развития. В: Современные подходы в образовании и реабилитации лиц с инвалидностью и ОВЗ: практико-технологические аспекты. Материалы Международной научно-практической конференции (с. 167–170). Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет. https://elibrary.ru/item.asp?id=49556192
7. 7. Янушко, Е. А. (2018). Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года. Москва: Владос. http://elenayanushko.ru/php/content.php?id=610
8. 8. Baglay, Y. (2022, 9 декабря). Comparative analysis of M. Montessori, A. V. Zaporozhets and L. A. Winger’s sensory education systems for pre-school children. In: Arshansky, E. Ya. (Editor in Chief). The youth of the 21st century: education, science, innovations. Proceedings of IX International Conference for Students, Postgraduates and Young Scientists (pp. 179–182). Vitebsk, Belarus: Vitebsk State University named after P. M. Masherov. https://elibrary.ru/item.asp?id=49959716
9. 9. Екжанова, Е. А. (2002). Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. Санкт-Петербург: Сотис. https://vk.com/id62627343
10. 10. Мамайчук, И. И., и ИльинаМ. Н. (2006). Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Санкт-Петербург: Речь. https://elibrary.ru/item.asp?id=20087438
11. 11. Назарова, Л. Л. (2020, 22 января). Особенности сенсорного развития детей с задержкой психического развития. В: Мировые тенденции специального и инклюзивного образования. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции (т. 1, с. 164–168). Москва: Парадигма. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44452451
12. 12. Екжанова, Е. А., и Назарова, Л. Л. (2021). Особенности восприятия величины предметов детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Специальное образование, 3(63), 53–64. https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_03_04
13. 13. Mooney, C. G. (2013). Theories of Childhood, Second Edition: An Introduction to Dewey, Montessori, Erikson, Piaget & Vygotsky (NONE). Yorkton: Redleaf Press. https://archive.org/details/theoriesofchildh00moon/page/n3/mode/2up
14. 14. Екжанова, Е. А. (2003). Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. Дефектология, 6, 51–54. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24232592
15. 15. Леонтьев, А. Н. (2004). Деятельность. Сознание. Личность (сборник). Москва: Академия. https://www.livelib.ru/book/1000096387-deyatelnost-soznanie-lichnost-sbornika-n-leontev
16. 16. Мамайчук, И. И., Ильина М. Н., и Миланич, Ю. М. (2017). Помощь психолога детям с задержкой психического развития. Санкт-Петербург: Эко-Вектор. https://elibrary.ru/item.asp?id=43797654
17. 17. Гадаборшева, З. И. (2018). Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы сенсорного развития дошкольников через овладение продуктивной деятельностью. Мир науки, культуры, образования, 4(71), 378–379. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35576163
18. 18. Ажиев, А. А., и Гадаборшева, З. И. (2018, 15 октября). Продуктивная деятельность как средство сенсорного развития дошкольника. В: Искусство — диалог культур. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, (с. 13–19). Грозный: Алеф. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36886231
19. 19. Смыслина, И. В. (2022, 1 ноября). Особенности цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста и пути его формирования. В: Основные вопросы педагогики, психологии, лингвистики и методики преподавания. Сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции (с. 121–123). Астрахань: Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева. https://elibrary.ru/item.asp?id=50388056
20. 20. Соколова, Н. Д. (2022, 18 февраля). Творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе изобразительной деятельности. В: Стратегия развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации. Материалы Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции (с. 265–269). Нижний Тагил – Екатеринбург; Россия. https://elibrary.ru/item.asp?id=50399426
21. 21. Малофеев, Н. Н., и Шматко, Н. Д. (2007). Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Альманах института коррекционной педагогики, 11, 3. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22573988
22. 22. Екжанова, Е. А., и Резникова, Е. В. (2008). Основы интегрированного обучения. Москва: Дрофа. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=200357681
23. 23. Шматко, Н. Д. (2010). Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности. Дефектология, 5, 12–19. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15231870
24. 24. Екжанова, Е. А., и Резникова, Е. В. (2018). Модель педагогического сопровождения педагогом-тьютором детей с ОВЗ в условиях интегрированного обучения. Специальное образование, 4(52), 21–41. https://doi.org/10.26170/sp18-04-02
25. 25. Екжанова, Е. А. (2022). Современное состояние специального и инклюзивного образования. Системная психология и социология, 2(42), 26–35. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2022.42.2.03
Скачать файл .pdf 853.98 кб