Главная Выпуски № 17(4)

ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

История педагогического и психологического образования , УДК: 371.214 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.4.11

Авторы

  • Суханова Татьяна Владимировна кандидат педагогических наук

Аннотация

В современных условиях обновления содержания общего образования, государственных стандартов, общеобразовательных программ и учебных планов чрезвычайно актуально обратиться к богатому опыту системы российского общего образования по созданию учебных планов с самого начала этого процесса, примерно с 1820-х гг. В статье представлен краткий историко-педагогический обзор создания учебных планов для различных учебных заведений общего (в указанный период именуемого средним) образования в дореволюционной России. Показано, каким образом под влиянием векторов государственного развития и политических взглядов руководителей Министерства народного просвещения Российской империи формировалось содержание школьного образования, изменялись состав и структура учебных планов разных типов общеобразовательных учреждений. Представлены конкретные изменения в содержании обучения, постановка задач воспитания через учебный процесс и, в зависимости от этого, изменение состава учебных предметов и количества учебных часов на преподавание тех или иных предметов. Обращается внимание на последовательное движение к единому содержанию общего образования в стране.

Как ссылаться

Суханова, Т. В. (2023). ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 17(4), 192. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.4.11
Список литературы
1. 1. Каптерев, П. Ф. (1915). История русской педагогики. 2-е изд., пересмотр. и доп. Петроград: [тип. В. Безобразов и ко]. 549 с.
2. 2. Черепанов, С. А. (1951). Учебные планы общеобразовательной школы в дореволюционной России (с начала XVIII века). Известия Академии педагогических наук РСФСР, вып. 33, 154–200.
3. 3. Константинов, Н. А. (1956). Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года. Второе изд., испр., и доп. Москва: ГУПИ МП РСФСР. 248 с.
4. 4. Смирнов, В. З. (1954). Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. 312 с.
5. 5. Ганелин, Ш. И. (1954). Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Изд. ГУПИ МП РСФСР. 304 с.
6. 6. Кашин, М. П. (1978). Учебные планы средней школы. Москва: НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. 167 с.
7. 7. Кузин, Н. П., Колмакова, М. Н., и Равкин, З. И. (Отв. ред.) (1980). Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917–1941 гг.). Москва: Педагогика. 456 с.
8. 8. Паначин, Ф. Г., Колмакова, М. Н., и Равкин, З. И. (Ред.) (1988). Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941–1961 гг.). Москва: Педагогика. 272 с.
9. 9. Паначин, Ф. Г., Колмакова, М. Н., и Равкин, З. И. (1987). Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961–1986 гг.). Москва: Педагогика. 416 с.
10. 10. Днепров, Э. Д. (2011). Российское образование в XIX – начале XX века. Т. 2. Становление и развитие системы российского образования (Историко-статистический анализ). Москва: Мариос. 672 с.
11. 11. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения (1864). 2-е изд. Т. 1. Царствование императора Александра I. 1802–1825 гг. Санкт-Петербург. 43 с., 44 стб.
12. 12. Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского (1840). Санкт-Петербург. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/71965#mode/grid/page/1/zoom/6http://elib.shpl.ru/ru/nodes/71965#mode/grid/page/1/zoom/6
13. 13. Петухова, И. В. (2012). Российское образовательное право. Проблемы законодательного регулирования содержания школьного отечественного образования (Новое и Новейшее время). Щелково: ОнтоПринт. 215 с.
14. 14. Демков, М. И. (1909). История русской педагогики. Часть III. Новая русская педагогия (XIX век). Москва: Издание автора. 532 с.
15. 15. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения (1898). 2-е изд. Т. 1. 1802–1834. Санкт-Петербург. 43 с.
16. 16. Рождественский, С. В. (1902). Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802–1902). Санкт-Петербург. 785 с.
17. 17. Толмачев, Е. П. (1998). Александр II и его время. В 2 кн., кн. 1. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб. 432 с.
18. 18. Бабин, В. Г. (1992). Проблемы национальной школы в Государственной Думе I–IV созывов. Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01. Санкт-Петербург. 206 с.
19. 19. Овчинников, А. В. (2010). Политико-правовой процесс в отечественном образовании 1801–1917 гг. Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Москва. 336 с.
20. 20. Ососков, А. В. (1982). Начальное образование в дореволюционной России (1861–1917). Москва: Просвещение. 208 с.
Скачать файл .pdf 421.78 кб