Главная страница Архив ПОТЕНЦИАЛ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОТЕНЦИАЛ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 37

Авторы

  • Булат Роман Евгеньевич доцент, доктор педагогических наук
  • ПОТЕНЦИАЛ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена объективной потребностью научного обоснования и разработки практических рекомендаций в области совершенствования методического сопровождения педагогических работников общеобразовательных организаций. Анонсированное руководством Минпросвещения России в 2022 году возрождение методической службы предопределяет исследование динамики потребностей профессиональной деятельности педагогических работников. Исследование направлено на поиск потенциала методического сопровождения педагогических работников общего образования посредством активизации деятельности представителей методических структур, совершенствования средств, форм и методов их взаимодействия. Ведущим методом исследования являлся опрос педагогических работников в рамках констатирующего эксперимента. Теоретические выводы, сформулированные на основе анализа научной литературы, подтверждены результатами опроса 128 педагогических работников общего образования. В статье выявлена потребность интеграции методических структур всех уровней в единую систему, обновлении содержания и организационной модели методической работы, а также научно-методического сопровождения образовательного процесса. Доказано, что объективная потребность в повышении качества общего образования предопределяет необходимость роста компетентности всех участников образовательных отношений, в том числе специалистов в области методической деятельности, дидактическое отставание которых отрицательно влияет на деятельность образовательных организаций. Обоснована потребность в повышении статуса штатной должности методиста и юридическим закреплением её функций. Представленные в статье материалы позволяют уточнить функции методиста, которые должны быть обращены на тесное взаимодействие с другими категориями педагогических работников, на передовую роль в цифровой дидактике, а также на адресную поддержку педагогов
Список литературы
1. Грибцова, Ю. В. (2023). Методическое сопровождение дополнительного образования педагогов как элемент системы непрерывного профессионального развития: опыт Липецкой области. Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство, 2, 23–26. URL: https://elibrary.ru/vemukd
2. Тетина, С. В., и Гутрова, Ю. В. (2021). Организация методической работы в муниципалитете в контексте внедрения и реализации системы методических служб. Вестник педагогических наук, 6, 224–229. URL: https://elibrary.ru/gfekzo
3. Домашенко, И. В. (2021). Актуальные подходы к развитию профессиональной компетентности методистов муниципальных методических служб в системе постдипломного профессионального образования. Научная сокровищница образования Донетчины, 1, 69–74. URL: https://elibrary.ru/bdoqek
4. Назарова, А. В. (2021). Роль профессионального стандарта педагога и методической службы в развитии специалиста. В: Психолого-педагогические проблемы социализации личности в условиях нормативного и нарушенного развития. Сборник статей участников Международного конкурса студенческих НИР по педагогике, психологии и дефектологии, Оренбург, 17 апреля 2021 г. (с. 216-219). Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. URL: https://elibrary.ru/rjzzed
5. Baker, V. L., & Lutz, Ch. (2021). Faculty Development Post COVID-19: A Cross-Atlantic Conversation and Call to Action. The Journal of the Professoriate, 12(1), 55–79
6. Rubach, C., & Lazarides, R. (2021). Addressing 21st-century digital skills in schools - development and validation of an instrument to measure teachers' basic ICT competence beliefs. Computers in Human Behavior, 118. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106636
7. Lantz-Andersson, A., Skantz-Åberg, E., Roka, A., Lundin, M., & Williams, P. (2022). Teachers' collaborative reflective discussions on technology-mediated teaching: Envisioned and enacted transformative agency. Learning, Culture and Social Interaction, 35. https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2022.100645
8. Беляева, А. В., Панина, Е. С., Савонина, Д. Р., и Чужиненко, А. С. (2023). Актуальные задачи методического сопровождения педагогической деятельности. Социальные отношения, 3(46), 98–107. URL: https://elibrary.ru/sqdprb
9. Reeves, T. C. (2011). Can educational research be both rigorous and relevant? Educational Designer: Journal of the International Society for Design and Development in Education, 1(4). http://www.educationaldesigner.org/ed/volume1/issue4/
10. Обоскалов, А. Г., Маковецкая, Ю. Г., и Серикова, В. И. (2021). Мониторинг эффективности модели методической работы в системе образования Челябинской области: проблемы и перспективы. Методист, 10, 6–9. URL: https://elibrary.ru/cnyhbh
11. Copridge, K.W., Uttamchandani, S., & Birdwell, T. (2021). Faculty Reflections of Pedagogical Transformation in Active Learning Classrooms. Innov High Educ, 46, 205–221. https://doi.org/10.1007/s10755-021-09544-y
12. Lucas, M., Bem-Haja, P., Siddiq, F., Moreira, A., & Redecker, C. (2021). The relation between in-service teachers' digital competence and personal and contextual factors: what matters most? Computers & Education, 160. https://doi.org/10.1016.compedu.2020.104052
13. Tondeur, J., Howard, S., & Yang, J. (2020). One-size does not fit all: towards an adaptive model to develop preservice teachers' digital competencies // Computers in Human Behavior, 116. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106659
14. Birdwell, T. & Uttamchandani, S. (2019). Learning to teach in space: Design principles for faculty development in active learning classrooms. Journal of Learning Spaces, 8(1), 19–27
15. Oh, E., & Reeves, T. (2010). The implications of the differences between design research and instructional systems design for educational technology researchers and practitioners. Educational Media International, 47(4), 263–275
16. Кладова, И. С. (2022). Методический мониторинг как практика адресной работы с образовательными учреждениями. Непрерывное образование, 4(42), 57–61. URL: https://elibrary.ru/wvogpx
17. Damen, N., & Toh, C. (2019). Looking for inspiration: Understanding the information evaluation and seeking behavior of novice designers during creative idea generation. Proc. of the Design Society: International Conference on Engineering Design, 1(1), 1793–1802
18. Kwon, E., Rao, V., Goucher-Lambert, K. (2023). Understanding inspiration: Insights into how designers discover inspirational stimuli using an AI-enabled platform. Design Studies, 88. https://doi.org/10.1016/j.destud.2023.101202
19. Savard, I., Bourdeau, J., & Paquette, G. (2020). Considering cultural variables in the instructional design process: A knowledge-based advisor system, Computers & Education, 145. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103722
20. ЮНЕСКО. 2023 г. (2023). Всемирный доклад по мониторингу образования резюме: технологии в образовании: на чьих условиях? Париж, ЮНЕСКО. URL: https://doi.org/10.54676/AATW1274
21. Пирожкова, О. Б. (2022). Трансформация методической службы в условиях создания единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Кубанская школа, 3(67), 63–66. URL: https://elibrary.ru/ityunp
22. Чушникова, О. В. (2022). Роль окружного методического объединения в повышении профессиональной компетентности педагогов. Образование в Кировской области, 4(64), 60–61. URL: https://elibrary.ru/jaxjtd
23. Золотарева, А. В. (2023). Организация методической деятельности региона. В: Приоритеты, возможности, проблемы. IV Авдеевские чтения. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году культурного наследия народов России, 85-летию со дня основания Дворца детского творчества имени Ф.И. Авдеевой города Якутска, Якутск, 22–23 ноября 2022 г. (с. 21–27). Якутск: Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. URL: https://elibrary.ru/voynjy
24. Модестова, Т. В. (2023). Об эффективности методического сопровождения педагогов. География в школе, 6, 23–31. URL: https://doi.org/10.47639/0016-7207_2023_6_23. https://elibrary.ru/efmvid
25. Ганаева, Е.А., и Забавина, С. В. (2018). Проблемы и перспективы развития муниципальной методической службы. Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья, 4(20), 6–16. URL: https://elibrary.ru/tyhqqz
26. Чарнецкая, Ж. Н., и Галеева, Н. Л. (2023). Научно-методическая работа в современной школе: новое или актуальное? В: Шамовские чтения. Сборник статей XV Международной научно-практической конференции: В 2 ч., Москва, 21–25 января 2023 г. Ч. 2. (434–438). Москва: 5 за знания. URL: https://elibrary.ru/hlpkao
27. Фролов, И. Н. (2011). Единое информационно-методическое пространство региона как путь к повышению уровня методической компетентности учителя. Russian Journal of Education and Psychology, 8 (4), 52
28. Баранов, П. А. (2021). Основные этапы и тенденции развития методической службы петербургской школы (1800-1990-е годы). Преподавание истории в школе, 3, 9–13. URL: https://elibrary.ru/xdfsvr
29. Каракчиева, М. А., Булат, Р. Е., и Байчорова, Х. С. (2022). Нормативно-правовые основы развития качества высшего образования на основе активизации деятельности специалистов в области методической работы. В: Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров к профессиональной деятельности в экстремальных условиях. Сборник научных трудов Международной НПК, Санкт-Петербург, 13 мая 2022 г. Под общей редакцией Р.Е. Булата. (с. 140-146). СПбУ ГПС МЧС России: ООО "НПО ПБ АС", 2022. URL: https://elibrary.ru/etuwhg
30. McKenney, S. E., & Reeves, T. C. (2013). Systematic review of design-based research progress: Is a little knowledge a dangerous thing? Educational Researcher, 42(2), 97–100
31. Ванновская, О. В., Булат, Р. Е., и Байчорова, Х. С. (2023). Развитие коммуникативной компетентности разработчиков учебно-методических материалов ДОТ посредством социально-психологического тренинга. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2, 187–207. URL: https://doi.org/10.35231/18186653_2023_2_187. – https://elibrary.ru/liwpaf
32. Chiu, P. H. P., Im, S. W. T., & Shek, C. H. (2022). Disciplinary variations in student perceptions of active learning classrooms. International Journal of Educational Research Open, 3. https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2022.100131
33.