Главная страница Архив Концепция повышения квалификации и самообразовательной деятельности учителей математики

Концепция повышения квалификации и самообразовательной деятельности учителей математики

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 37.018.46

Авторы

  • Концепция повышения квалификации и самообразовательной деятельности учителей математики

Аннотация

Актуальность разработки концепции повышения квалификации и самообразовательной деятельности учителей математики с использованием веб-ориентированных ресурсов обусловлена запросом общества в высококвалифицированных педагогах, владеющих современными методами и технологиями обучения с использованием веб-ориентированных ресурсов. В связи с этим, данная статья содержит описание процесса развития системы повышения квалификации учителей математики с начала XX в. по настоящее время, результаты анализа некоторых существующих концепций обучения, описание теоретико-методологической основы и сущности процесса повышения квалификации и самообразовательной деятельности учителей математики. Ведущим методом исследования представленной в статье проблемы, являлся анализ результатов анкетирования, который позволил выявить вывод, что более 80% опрошенных учителей математики считают необходимым разработку концепции повышения квалификации и их самообразовательной деятельности учителей математики. Выборка исследования включала 278 учителей математики г. Минска. В статье обоснована необходимость, раскрыто содержание и структура авторской концепции, базирующейся на полипарадигмальном подходе, предполагающим взаимодополнения положений синергетического, системно-деятельностного, компетентностного, логистического, коннективиского, инструментального подходов в обучении, общедидактических принципов (фундаментальности, гуманизации и гуманитаризации, партисипативности, фундирования, оптимальной информационной насыщенности, опережающего характера обучения) и методических условий цифровой дидактики. Концепция включает блок целеполагания, содержательный, прикладной и диагностический блоки. В статье обоснована необходимость и описан алгоритм реализации цикла «обучение на повышении квалификации – самообразовательная деятельность в межкурсовой период – консультирование в межкурсовой период – обучение на повышении квалификации» как механизм построения индивидуальной траектории повышения квалификации и самообразовательной деятельности учителей математики. Представленные в статье материалы являются научно-педагогическим основанием разработки и апробации дидактической системы повышения квалификации и активизации самообразовательной деятельности учителей математики с использованием веб-ориентированных ресурсов.
Список литературы
1. Захарова, О. А. (2017). Модель системы научно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования (ДПО) в информационно-образовательной корпоративной среде. Образовательные технологии и общество, 4, 366–371. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30517178
2. Горбунова, Л. Н. (2010). Исследовательски ориентированное повышение квалификации педагогических кадров в контексте развития современного российского образования. Дис. ... д-ра пед наук. Барнаул. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19243515
3. Слепцова, М. В. (2022). Педагогическая концепция организации электронного обучения в вузе. Дис. ... д-ра пед наук. Москва. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54430563
4. Патаракин, Е. Д., Ярмахов, Б. Б. (2021). Выращивание данных для школьных виртуальных лабораторий. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования», 4, 347–359. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48084035
5. Downes, S. (2004). Bantin's Speech: Learning Objects. International Journal of Educational Technologies and Distance Learning, 1 (11), 3–14. https://typeset.io/journals/international-journal-of-distance-education-technologies-d3w1u63a?paper_q=Bantin%27s+Speech%3A+Learning+Objects
6. Krol, Ed. (1996). The whole Internet: User's guide & catalog. Sebastopol (Calif.): O'Reilly, Cop. https://search.rsl.ru/ru/record/01000952052
7. Ричардсон, Т. Э. Джон. (2006). Мысленные образы: когнитивный подход. Москва : Когито-Центр. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002906453
8. Thompson, J. (2005). Books in the Digital Age : The Transformation of Academic and Higher Education Publishing in Britain and the United States. UK: Polity
9. Кузнецова, И. В. (2015). Развитие методической компетентности будущего учителя математики в процессе обучения математическим структурам в сетевых сообществах. Дис. ... д-ра пед наук. Архангельск. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26030759
10. Напалков, С. В. (2013). Тематические образовательные web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении алгебре в основной школе. Дис. ... д-ра пед наук. Саранск. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21335586
11. Бровка, Н. В., Прохоров, Д. И. (2022). Научно-теоретические аспекты дополнительного образования учителей математики. Вестник Могилевского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки», 2, 7–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49434762
12. Qin, L. (2020). Country effects on teacher turnover intention: a multilevel, cross-national analysis. Educational Research for Policy and Practice, 20(1), 79–105. https://doi.org/10.1007/ s10671-020-09269-3
13. Toraman, C., & Celik, S. (2021). Lise Öğrencilerinin Öğretmenlik Mesleğine Yönelik Tutum Ölçeğinin Geliştirilmesi ve Ölçeğin Mesleki Değerlerle İlişkisi. Marmara Üniversitesi Atatürk Eğitim Fakültesi Eğitim Bilimleri Dergisi, 53(53), 47–68. https://doi.org/10.15285/ maruaebd.676792
14. Ilany, B. (2022). Why I Chose to Become a Mathematics Teacher? – An Analysis of the Motivations behind the Choice of Profession Based on Gender, Seniority, and Age of Students. Creative Education, 13(01), 183–202. https://doi.org/10.4236/ce.2022.131013
15. Greco, A., Annovazzi, C., Palena, N., Camussi, E., Rossi, G., & Steca, P. (2022). Self-Efficacy Beliefs of University Students: Examining Factor Validity and Measurement Invariance of the New Academic Self-Efficacy Scale. Frontiers in Psychology, 12(1), 1–14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.498824
16. Рапацевич, Е. С. (2006). Психолого-педагогический словарь. Минск: Современное слово
17. Дмитриева, Л. В. (1999). Подходы к экспертизе философских оснований образовательных концепций. Экспертиза инновационных процессов в образовании: подходы к проблеме экспертизы в образовании, 1, 101–105
18. Ломакина, Т. Ю. (2005). Концепция непрерывного профессионального образования. Москва: ИТИП РАО. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002845940
19. Ваганова, В. И. (2005). Система профессионально-методической подготовки преподавателя физики в классическом университете. Москва: Прометей
20. Урбан, М. А. (2020). Методическая система начального обучения математике с использованием учебного моделирования. Дис. ... д-ра пед наук. Минск
21. Равен, Д. (2002). Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. Москва: Когито-Центр. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000911346
22. Гриншкун, В. В. (2019). Определение подходов к комплексному исследованию информационной образовательной среды в системах общего, профессионального и дополнительного образования. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования», 16, 12–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37197615
23. Носков, М. В., Носкова, О. Е. (2022). Формирование междисциплинарной профессиональной поликомпетентности в процессе общетехнической подготовки. Преподаватель XXI века, 1, 30–40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48328281
24. Nieves, L. H., Moya, E. C., Soldado, R. M. (2019). A MOOC on Universal Design for Learning Designed Based on the UDL Paradigm. Australasian Journal of Educational Technology, 35(6), 30–47. https://www.researchgate.net/publication/338258770_A_MOOC_on_universal_design_for_learning_designed_based_on_the_UDL_paradigm
25. Soldado, R. M. (2020). Educación virtual para todos : una revisiоn sistematica. Education in the knowledge society 21, 15, 1–13. https://www.researchgate.net/publication/342907961_Educacion_virtual_para_todos_una_revision_sistematica