Главная Выпуски 18 (1-1)

ШКОЛА, СОЗДАННАЯ НА ОСНОВЕ СООБЩЕСТВА: ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КЕЙСА ШКОЛЫ СООБЩЕСТВА «СЭЛЭТ»)

Педагогическое образование , УДК: 37.05 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.1-1.06

Авторы

  • Якубова Диляра Джавдетовна кандидат филологических наук, доцент

Аннотация

В статье исследуется редкий феномен школы, созданной сообществом людей, имеющих общие ценности и интересы. Целью работы является раскрытие его особенностей через представление результатов исследования одного такого случая методом кейс-стади. Для определения объекта исследования описаны подходы к определению понятия сообщества. Приведены примеры моделей образовательных организаций, имеющих тесную связь с некоторым сообществом, среди которых семейные и комьюнити-школы. Через призму общностнообразующих характеристик рассмотрено сообщество «Сэлэт», объединяющее талантливых детей, молодежь и их наставников в Республике Татарстан и за ее пределами. Описаны результаты исследования школы, созданной сообществом «Сэлэт» в Казани, методом кейс-стади на основе интервью с представителями сообщества, анализа данных и наблюдения. Раскрыты предпосылки и причины открытия школы сообществом «Сэлэт». Описаны этапы пути, который прошло сообщество «Сэлэт», создавая школу, и особенности ее организации и управления. Сделаны выводы о том, что появление школы видится участниками сообщества как результат его закономерного развития, накопления потенциала и опыта, выстраивания взаимоотношений с государственными структурами. Особенностью такой школы является то, что она организована по модели, заданной сообществом, и управляется при непосредственном его участии.

Как ссылаться

Якубова, Д. Д. (2024). ШКОЛА, СОЗДАННАЯ НА ОСНОВЕ СООБЩЕСТВА: ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КЕЙСА ШКОЛЫ СООБЩЕСТВА «СЭЛЭТ») Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (1-1), 119. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.1-1.06
Список литературы
1. 1. Borders, M. (2018). The Social Singularity: How Decentralisation will Allow us to Transcend Politics, Create Global Prosperity, and Avoid the Robot Apocalypse. NY: Social Evolution, 210 p.
2. 2. Янкевич, С. В., и Пучков, Е. В. (2021). Семейное образование в России и зарубежных странах: подходы к правовому регулированию. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 17(2), 104–117. https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-obrazovanie-v-rossii-i-zarubezhnyh-stranah-podhody-k-pravovomu-regulirovaniyu
3. 3. Dryfoos, J., & Maguire, S. (2019). Inside full-service community schools. Skyhorse, 256 p. https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=uTFGDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT26&dq=community+school&ots=03uPbPHzxr&sig=P6hjOszU00UEPimC8PT9OlUlocE&redir_esc=y#v=onepage&q=community%20school&f=false
4. 4. Корнетов, Г. Б. (2012). Общественно-активные школы. Школьные технологии, (6), 89–98. https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvenno-aktivnye-shkoly
5. 5. Теннис, Ф. (1998). Сообщество и общество. Социологический журнал, (3), 206–209. https://cfs.hse.ru/data/2016/05/15/1129029942/Теннис%20-%20Общность%20и%20общество%20(2002).pdf
6. 6. Дюркгейм, Э. (1990). О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука. 575 с.
7. 7. Вебер, М. (1990). Избранные произведения. Москва: Прогресс, 1990. 808 с.
8. 8. Hillery, J. H. (1955). Definitions of Community: Areas of Agreement. Rural Sociology, 20, 111–119.
9. 9. Демчук, Н. В. (2019). Местное сообщество: интерпретация понятия. Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2(41), 111–121. https://cyberleninka.ru/article/n/mestnoe-soobschestvo-interpretatsiya-ponyatiya/viewer
10. 10. Theodori, G. L. (2005). Community and Community Development in Resource-Based Areas: Operational Definitions Rooted in an Interactional Perspective. Society and Natural Resources, 18, 661–669. https://doi.org/10.1080/08941920590959640
11. 11. Дементьев, С. М. (Сост.). (2015). Социальные общности и их типология. Методические указания к изучению темы. Волгоград: ВолгГАСУ. https://vgasu.ru/attachments/oi_dementiev-01_000.pdf
12. 12. Андерсон, Б. (2016). Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016, 416 с. https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/xj2zhag7ov/195147667.pdf
13. 13. Зборовский, Г. Е. (2016). Общностный подход как методология социологического исследования. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, № 1(41), 71–79. https://cyberleninka.ru/article/n/obschnostnyypodhod-kak-metodologiya-sotsiologicheskogo-issledovaniya/viewer
14. 14. Ильин, В. И. (2006). Драматургия качественного полевого исследования. Санкт-Петербург: Интерсоцис. 256 с. http://social-orthodox.info/materials/5_3_ilin_dram%20_kach_pol_issl.pdf
15. 15. Epstein, J. (1987). Teacher practices of parent involvement: What research says to teachers and administrators. Education in Urban Society, 19, 119–136. https://doi.org/10.1177/0013124587019002002
16. 16. Гошин, М. Е., Григорьев, Д. С., и Мерцалова, Т. А. (2019). Типы родительской вовлеченности в образование и успеваемость школьников. Вопросы психологии, (2), 29–45. https://www.researchgate.net/publication/333984645_Tipy_roditelskoj_vovlecennosti_v_obrazovanie_i_uspevaemost_skolnikov
17. 17. Flyvbjerg, B. (2006). Five misunderstandings about case study research. Qualitative Inquiry, 12(2), 219–245. https://www.researchgate.net/publication/221931884_Five_Misunderstandings_About_Case-Study_Research
18. 18. Yin, R. K. (2014). Case study research: Design and methods. Los Angeles, CA: Sage. https://www.researchgate.net/publication/308385754_Robert_K_Yin_2014_Case_Study_Research_Design_and_Methods_5th_ed_Thousand_Oaks_CA_Sage_282_pages
19. 19. Альминдеров, В. В., Гиза, Т., Завалко, Н. А., Иовчук, Н. М., Кравцов, А. В., Лебедев, А. Н., ..., и Шакирова, Д. М. (2017). Интеллектуальная и творческая одаренность. Междисциплинарный подход. Монография. М.: Научный консультант. 220 с. (глава: Интеллектуальный потенциал через призму интеллекта, творчества и морали. 40 с.). https://e.lanbook.com/book/106193
20. 20. Кучко, Е. Е. (2023). Методологические основания использования триангуляции в социологических исследованиях. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, (1), 46–52. https://elib.bsu.by/handle/123456789/296870
21. 21. Козина, И. (1997). Case study: некоторые методические проблемы. Рубеж, (10–11), 177–189. https://socioline.ru/files/6/183/kozina_-_case_study_-_nekotorye_metodicheskie_problemy.pdf
22. 22. Ballantine, J. H., Spade, J. Z., & Stuber, J. M. (2018). Schools and Society: A Sociological Approach to Education. SAGE Publications, Inc. https://doi.org/10.4135/9781071873212
23. 23. Каспржак, А. Г., Байбурин, Р. Ф., Исаев, Д. А., Копылова, А. О., Лебедев, М. В., Логутова, Н. Л., ..., и Филиппов, А. В. (2021). Новая старшая школа за рубежом: варианты решения (под редакцией А. Г. Каспржака, Р. Ф. Байбурина, Н. Л. Логутовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»). М.: Агей Томеш дизайн. 140 с. https://drive.google.com/file/d/19bRdzFAxsYCpRvOtnNjPm5AHOzSubwPd/view
24. 24. Назукина, М. В. (2022). Методы исследования территориальных сообществ. Учебное пособие. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет. 101 с. http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/Nazukina-Metody-issledovaniya-territorialnyh-soobshchestv.pdf
25. 25. Печенкин, В. В., и Зайонц, В. В. (2011). Сетевые методы исследования виртуальных сообществ. Теория и практика общественного развития, (5). https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-metody-issledovaniya-virtualnyh-soobschestv-1
26. 26. Creswell, J. W., & Creswell, J. D. (2018). Research design: Qualitative, quantitative, and mixed methods approaches (5th ed.). https://spada.uns.ac.id/pluginfile.php/510378/mod_resource/content/1/creswell.pdf
27. 27. Сулейманов, Д. Ш. (2013). Социально образовательное сообщество одаренных детей и молодежи “Сәләт”. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-obrazovatelnoesoobschestvo-odarennyh-detey-i-molodezhi-s-l-t
Скачать файл .pdf 468.33 кб