Главная Выпуски 18 (3)

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ

Педагогика и образование , УДК: 37.091:005.934 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.3.01

Авторы

  • Агеева Наталия Сергеевна кандидат филологических наук
  • Суменкова Юлия Игоревна
  • Федоровская Мария Николаевна

Аннотация

Вопрос обеспечения комплексной безопасности школьной образовательной среды является неотъемлемой частью управления деятельностью образовательных учреждений. Особенно актуальной данная проблема становится в свете беспрецедентного развития цифровых технологий, нестабильной политической ситуации в мире, высокого уровня тревожности в социуме. Статья посвящена поиску актуальных решений по обеспечению комплексной безопасности школьного пространства, включая представление лучших отечественных и зарубежных практик, определение болевых точек и эффективных мер. Целью исследования является определение понятийного аппарата проблемы обеспечения комплексной безопасности школ, представление отечественных и зарубежных подходов к изучению данной проблемы в контексте современных вызовов. Главным методом исследования является критический анализ литературы по проблеме исследования. В качестве источника данных использовалась база научных работ Lens.org, а также программный инструмент библиографического анализа данных VOSviewer. В выборку вошло 10 000 релевантных российских и зарубежных работ, опубликованных с 2010 по 2023 г., 58 из них были отобраны для дальнейшего критического анализа. Авторами был проведен библиографический анализ литературы по проблеме исследования, в результате чего было выделено 4 семантических кластера, отражающих ключевые направления российских и зарубежных исследований. Представлено дискуссионное поле по проблеме исследования, ключевые термины и определения, выделены основные подходы к изучению проблемы комплексной безопасности школ в России и за рубежом. Определены системные решения и перспективы исследования, которые вносят вклад в обеспечение комплексной безопасности школьной образовательной среды. Исследование может представлять интерес для руководителей образовательных учреждений, экспертов по вопросам безопасности, исследователей, педагогов и психологов школ, заинтересованных в создании безопасного образовательного пространства для обучающихся.

Как ссылаться

Агеева, Н. С., Суменкова, Ю. И. & Федоровская, М. Н. (2024). ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (3), 10. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.3.01
Список литературы
1. 1. Деденко, М. М. (2019, 08–09 ноября). Анализ рисков и угроз комплексной безопасности образовательной среды. В: География и безопасность жизнедеятельности — традиции и инновации в педагогическом образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 110-летию Педагогического института ИГУ, Иркутск (с. 100–103). Иркутск: Институт географии им. В. Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук.
2. 2. Ямилева, Д. В., и Биккинин, И. А. (2019). О показателях безопасности образовательной среды. Russian Journal of Education and Psychology, 8, 58–64. https://cyberleninka.ru/article/n/o-pokazatelyah-bezopasnosti-obrazovatelnoy-sredy
3. 3. Загребина, Е. И. (2015). К вопросу комплексной безопасности образовательных организаций. Казанский педагогический журнал, 1, 97–103. https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-kompleksnoy-bezopasnosti-obrazovatelnyh-organizatsiy
4. 4. Говорунов, И. А., и Бессчетнова, О. В. (2021). Формирование безопасной среды в образовательной организации. В: Актуальные проблемы педагогического и психолого-педагогического образования. Сборник научных статей психолого-педагогического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (с. 30–35). Саратов: Саратовский источник.
5. 5. Кагиров, Б. Н., и Кагирова, Г. В. (2010). Безопасность образовательного учреждения в современных условиях. Известия АлтГУ, 3-2, 150–151. https://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-sovremennyh-usloviyah
6. 6. Шумакова, А. В., и Яшуткин, В. А. (2020). Методологические основы подготовки будущих учителей к обеспечению безопасности образовательной среды общеобразовательной школы. МНКО, 5(84), 142–144. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00907
7. 7. Торикова, Е. Ф., Ториков, А. В., и Кобзарева, И. И. (2020). Комплексная безопасность образовательной организации. В: Образование и педагогика: современные тренды. Монография (с. 38–49). Чебоксары: Среда. https://doi.org/10.31483/r-75856
8. 8. Гордиенко, Т. П., и Смирнова, О. Ю. (2019). К вопросу о мерах обеспечения комплексной безопасности в образовательных организациях. В: Безопасность как фактор устойчивого развития общества. Сборник научных трудов (с. 149–155). Симферополь: Ариал.
9. 9. Тюренкова, С. А. (2022, 25–26 ноября). Антропологический подход к обеспечению безопасности содержательно-методического компонента образовательной среды. В: Антропологическая миссия российского учительства в современном мире. Материалы XVII Международной научно-практической конференции, Ставрополь (с. 154–159). Ставрополь: О. Г. Тимченко.
10. 10. Cornell, D. G., & Mayer, M. J. (2010). Why do school order and safety matter? Educational Researcher, 39, 7–15. http://dx.doi.org/10.3102/0013189X09357616
11. 11. Cornell, D. G., Huang, F., & Konold, T. R. (2017). Development of a Standard Model for School Climate and Safety Assessment. The Final Report. U. S. Department of Justice. 147 p. https://www.ojp.gov/pdffiles1/ojjdp/grants/251102.pdf
12. 12. Osher, D., Dwyer, K. P., Jimerson, S. R., & Brown, J. A. (2012). Developing safe, supportive, and effective schools: Facilitating student success to reduce school violence. In: S. R. Jimerson, A. B. Nickerson, M. J. Mayer, & M. J. Furlong (Eds.), Handbook of school violence and school safety. International research and practice (2nd ed., pp. 27–44). New York, NY: Routledge.
13. 13. Thompson, N. E., & Wheeler, J. P. (2010). Learning environment: Creating and implementing a safe, supportive learning environment. In: P. Erickson, W. S. Fox,& D. Stewart (Eds.), National Standards for Teachers of Family and Consumer Sciences: Research, implementation, and resources. The National Association of Teacher Educators for Family and Consumer Sciences (pp. 235–245).
14. 14. Phillips, S. F., & Rowley, J. F. S. (2016). The Tripod School Climate Index: An invariant measure of school safety and relationships. Social Work Research, 40, 31–39. http://dx.doi.org/10.1093/swr/svv036
15. 15. Mayer, M. J., Nickerson, A. B., & Jimerson S. R. (2021). Preventing School Violence and Promoting School Safety: Contemporary Scholarship Advancing Science, Practice, and Policy. School Psychology Review, 50, 2–3, 131–142. https://doi.org/10.1080/2372966X.2021.1949933
16. 16. Кожеуров, И. В. (2023). Информационная безопасность образовательной среды. Наука в жизни человека, 2, 73–89. https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnayabezopasnost-obrazovatelnoy-sredy
17. 17. Богатырева, Ю. И., и Привалов, А. Н. (2019, 22–26 апреля). Методические аспекты переподготовки учителей информатики в целях обеспечения информационной безопасности обучающихся. В: Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. Материалы Международной научно-практической интернет-конференции (с. 518–526). Под ред. Л. Л. Босовой и Д. И. Павлова. Москва: Московский педагогический государственный университет.
18. 18. Сичинава, А. В. (2023). Проблема киберсоциализации и медиа-аскетизм в современной образовательной практике. Педагогическое образование, 4(3), 83–86.
19. 19. Ивлиев, С. Н., Крылова, С. Л., и Квасков, А. А. (2020). Угрозы информационного воздействия на информационные системы образовательных организаций. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки, 6, 82–87. https://doi.org/10.37882/2223-2966.2020.06.15
20. 20. Ахметов, Б. С., и Лахно, В. А. (2022). Защита информации и кибербезопасность цифровой образовательной среды университета. Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева, 1(120), 134–141.
21. 21. Баева, И. А. (2020). Психологическая безопасность образовательной среды: как ее создать и измерить. Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития, 6, 280–284. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnoy-sredy-kak-ee-sozdat-i-izmerit
22. 22. Самородова, В. В. (2019). Студенческое самоуправление как фактор формирования социально безопасной среды вуза. Казанский педагогический журнал, 6(137), 43–48.
23. 23. Сидоркин, В. А., и Мальцева, Т. В. (2023). Модель комплексной безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения нации. Прикладная психология и педагогика, 8(1), 169–179. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2023-8-1-169-179
24. 24. Филиппова, С. А., и Буторина, И. А. (2023, 18–19 октября). Структурно-функциональная модель становления готовности специалиста сферы образования к обеспечению психологической безопасности образовательной среды. В: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития (к 85-летию ТГПУ им. Л. Н. Толстого). Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Тула (с. 130–132). Чебоксары: Среда.
25. 25. Кузнецова, Е. Н., и Хилько (Швецова), О. В. (2020). Психологические особенности проявления социальной тревожности, социофобии у студентов педагогического вуза как критерий комплексной безопасности образовательной среды. Проблемы современного педагогического образования, 69(3), 278–281.
26. 26. Киндарова, З. Б., и Ярычев, Н. У. (2021). Проектирование безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации как функции и направления профессиональной деятельности будущих педагогов. Мир науки. Педагогика и психология, 9(3), 1–10.
27. 27. Якиманская, И. С. (2023). Психология безопасности образовательной среды: территория, образовательная организация, семья. Москва: Знание-М.
28. 28. Какадий, И. И., и Павлов, В. Н. (2020). Субъекты и объекты социальной безопасности в образовательном учреждении. Бюллетень науки и практики, 6(1), 321–324.
29. 29. Рыжова, А. А., Рыжова, О. А., Власова, А. А., и Минакова, В. В. (2022). Современные угрозы безопасности в образовательных организациях. Вестник Пензенского государственного университета, 2(38), 20–24.
30. 30. Довгяло, В. К. (2022). Комплексная безопасность образовательной среды общеобразовательной организации: организационно-правовые аспекты. В: Современная система общего образования в России: теоретико-правовые и педагогические аспекты. Коллективная монография (с. 7–31). Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.
31. 31. Чурилов, С. А. (2023). Подходы к обеспечению комплексной безопасности в образовательной среде. Обзор НЦПТИ, 3(34), 7–10.
32. 32. Мазуров, В. А., и Стародубцева, М. А. (2021). Проблемы противодействия идеологии терроризма и кибертерроризма в современной России. Монография. Барнаул: Издательство Алтайского университета.
33. 33. Devlin, D. N., & Gottfredson, D. C. (2018). The roles of police officers in schools: Effects on the recording and reporting of crime. Youth Violence and Juvenile Justice, 16(2), 208–223. https://doi.org/10.1177/1541204016680405
34. 34. Homer, E. M., & Fisher, B. W. (2020). Police in schools and student arrest rates across the United States: Examining differences by race, ethnicity, and gender. Journal of School Violence, 19(2), 192–204. https://doi.org/10.1080/15388220.2019.1604377
35. 35. Owens, E. G. (2017). Testing the school‐to‐prison pipeline. Journal of Policy Analysis and Management, 36(1), 11–37. https://doi.org/10.1002/pam.21954
36. 36. Theriot, M. T. (2016). The impact of school resource officer interaction on students’ feelings about school and school police. Crime & Delinquency, 62(4), 446–469. https://doi.org/10.1177/0011128713503526
37. 37. Perumean-Chaney, S. E., & Sutton, L. M. (2013). Students and perceived school safety: The impact of school security measures. American Journal of Criminal Justice, 38, 570–588. https://doi.org/10.1007/s12103-012-9182-2
38. 38. Skiba, R. J., & Losen, D. (2016). From reaction to prevention: Turning the page on school discipline. American Educator, 39(4), 4–11. https://eric.ed.gov/?id=EJ1086522
39. 39. Hirschfield, P. J. (2018). Schools and crime. Annual Review of Criminology, 1(1), 149–169. https://doi.org/10.1146/annurev-criminol-032317-092358
40. 40. Rocque, M., & Snellings, Q. (2018). The new disciplinology: Research, theory, and remaining puzzles on the school-toprison pipeline. Journal of Criminal Justice, 59, 3–11. https://doi.org/10.1016/j.jcrimjus.2017.05.002
41. 41. Curran, F. C. (2019). The law, policy, and portrayal of zero tolerance school discipline: Examining prevalence and characteristics across levels of governance and school districts. Educational Policy, 33(2), 319–349. https://doi.org/10.1177/0895904817691840
42. 42. Borum, R., Cornell, D. G., Modzeleski, W., & Jimerson, S. R. (2010). What can be done about school shootings? A review of the evidence. Educational Researcher, 39(1), 27–37. https://doi.org/10.3102/0013189X09357620
43. 43. Woitaszewski, S., Crepeau-Hobson, F., Conolly, C., & Cruz, M. (2018). Rules, requirements, and resources for school-based threat assessment: A fifty state analysis. Contemporary School Psychology, 22(2), 125–134. https://doi.org/10.1007/s40688-017-0161-y
44. 44. Cornell, D. G., Mayer, M. J., & Sulkowski, M. L. (2021). History and future of school safety research. School Psychology Review, 50(2–3), 143–157. https://doi.org/10.1080/2372966X.2020.1857212
45. 45. McDougall, P., & Vaillancourt, T. (2015). Long-term adult outcomes of peer victimization in childhood and adolescence: Pathways to adjustment and maladjustment. The American Psychologist, 70(4), 300–310. https://doi.org/10.1037/a0039174
46. 46. Schoeler, T., Duncan, L., Cecil, C. M., Ploubidis, G. B., & Pingault, J. B. (2018). Quasi-experimental evidence on shortand long-term consequences of bullying victimization: A metaanalysis. Psychological Bulletin, 144(12), 1229–1246. https://doi.org/10.1037/bul0000171
47. 47. Robers, S., Zhang, J., & Truman, J. (2010). Indicators of School Crime and Safety: 2010 (NCES 2011-002/ NCJ 230812). National Center for Education Statistics, U.S. Department of Education, and Bureau of Justice Statistics, Office of Justice Programs, U.S. Department of Justice. Washington, DC. https://nces.ed.gov/pubs2011/2011002.pdf
48. 48. Thapa, A., Cohen, J., Guffey, S., & Higgins-D’Alessandro, A. (2013). A review of school climate research. Review of Educational Research, 83(3), 357–385. https://doi.org/10.3102/0034654313483907
49. 49. Wang, M. T., & Degol, J. L. (2016). School climate: A review of the construct, measurement, and impact on student outcomes. Educational Psychology Review, 28(2), 315–352. https://doi.org/10.1007/s10648-015-9319-1
50. 50. Cornell, D., & Huang, F. (2016). Authoritative school climate and high school student risk behavior: A cross-sectional multi-level analysis of student self-reports. Journal of Youth and Adolescence, 45(11), 2246–2259. https://doi.org/10.1007/ s10964-016-0424-3
51. 51. Gage, N. A., Larson, A., Sugai, G., & Chafouleas, S. M. (2016). Student perceptions of school climate as predictors of office discipline referrals. American Educational Research Journal, 53(3), 492–515. https://doi.org/10.3102/0002831216637349
52. 52. Konold, T., Cornell, D., Shukla, K., & Huang, F. (2017). Racial / ethnic differen ces in perceptions of school climate and its association with student engagement and peer aggression. Journal of Youth and Adolescence, 46(6), 1289–1303. https://doi.org/10.1007/s10964-016-0576-1
53. 53. Konold, T., Cornell, D., Jia, Y., & Malone, M. (2018). School climate, student engagement, and academic achievement: A latent variable, multilevel multi-informant examination. AERA Open, 4(4), 1–17. https://doi.org/10.1177/2332858418815661
54. 54. Shindler, J., Jones, A., Williams, A. D., Taylor, C., & Cardenas, H. (2016). The school climate-student achievement connection: If we want achievement gains, we need to begin by improving the climate. Journal of School Administration Research and Development, 1, 9–16. https://doi.org/10.32674/jsard.v1i1.1905
55. 55. Nation, M., Splett, J. W., Voight, A., & Weist, M. (2019). School — community collaborations to promote school safety. In: M. J. Mayer, & S. R. Jimerson (Eds.). School safety and violence prevention: Science, practice, policy (pp. 273–296). American Psychological Association, . https://doi.org/10.1037/0000106-012
56. 56. Sprague, J. R., Whitcomb, S. A., & Bear, G. G. (2019). Mechanisms for promoting and integrating schoolwide discipline approaches. In: M. J. Mayer & S. R. Jimerson (Eds.), School safety and violence prevention: Science, practice, policy (pp. 95–120). American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/0000106-005
57. 57. Scherr, T. G., & Maye, M. J. (2019). Supporting at-risk and marginalized students. In: M. J. Mayer & S. R. Jimerson (Eds.), School safety and violence prevention: Science, practice, policy (pp. 121–148). American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/0000106-006
58. 58. Katz, J., Dymnicki, A. B., Osher, D. M., Williamson, S., & Klochikhin, E. (2019). Using actionable models to leverage local school data. In: M. J. Mayer & S. R. Jimerson (Eds.), School safety and violence prevention: Science, practice, policy (pp. 177–198). American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/0000106-008
Скачать файл .pdf 872.75 кб