Авторы
- Белолуцкая Анастасия Кирилловна кандидат психологических наук
- Щербакова Татьяна Владимировна кандидат исторических наук
Аннотация
Современный этап развития общества характеризуется преобладанием инновационного сектора экономики, где подавляющая часть деятельности
реализуется с помощью роботов и информационных технологий. Главным фактором здесь становятся инвестиции в человеческий капитал, что порождает на рынке услуг высокую конкуренцию среди специалистов, занимающихся образованием личности. Это требует от педагогов новых компетенций, связанных с развитием мышления и творчества учащихся. Работы, посвященные взаимосвязи творческого мышления педагогов и их профессиональных компетенций, обладают высокой степенью актуальности и практической значимости, но в научной литературе представлены недостаточно. Методологическим основанием исследования является структурно-диалектический подход, где процесс интеллектуального творчества операционализирован через действия диалектического мышления. Для диагностики диалектического мышления педагогов использовалась методика «А если подумать?». Для диагностики профессиональных компетенций педагогов была разработана авторская кейсовая методика. Представлены данные об успешности выполнения педагогами кейсовых заданий, направленных на выявление компетенций, связанных с развитием творческого мышления учащихся. Установлена статистически значимая взаимосвязь
между уровнем диалектического мышления педагогов и их профессиональными компетенциями.
Как ссылаться
Белолуцкая, А. К. & Щербакова, Т. В. (2024). ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (3), 105. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.3.07
Список литературы
1.
1. Sternberg R., J., & Grigorenko, E. (1997). Guilford’s model of the structure of intelligence: a structure without a foundation. In: D. B. Bogoyavlenskaya (Ed.) Basic modern concepts of creativity and giftedness (pp. 111–127). Molodaya Gvardiya.
2.
2. Sternberg, R. J., & Lubart, T. I. (1996). Investing in creativity. American Psychologist, 51(7), 677–688. https://doi.org/10.1037/0003-066X.51.7.677
3.
3. Arlin, P. (2011). Dialectical thinking: Further implication for Creative thinking. In: Encyclopedia of Creativity, vol. 1 (eds. by A. M. Runko, S. L. Pritzer; pp. 383–386). Academic Press.
4.
4. Basseches, M. (2005). The Development of Dialectical Thinking as an Approach to Integration. Integral Review, 1, 47–63.
5.
5. Белолуцкая, А. К. (2017а). Подходы к исследованию диалектического мышления. Психологический журнал, 38(2), 44–54. EDN YFPWTJ.
6.
6. Cheng, C. (2009). Dialectical thinking and coping flexibility: a multimethod approach. Journal of Personality, 471–491.
7.
7. Kaya, A. N., & Cikis, S. (2017). Links between creative perfomance and post-formal thought. Creativity. Theories, Research, Applications, 4(1), 116–136. https://doi.org/10.1515/ctra-2017-0006
8.
8. Krasheninnikov, E. E., Belolutskaya, A. K., & Vorob’eva, E. V. (2013). Diagnostika dialekticheskogo myshleniya. Moscow: MGPU. 140 p. EDN ULBPRP.
9.
9. Paletz, S. B. F., Bogue, K., Miron-Spektor, E., & Spencer-Rodgers, J. (2018). Dialectical thinking and creativity from many perspectives: Contradiction and tension. In: J. Spencer-Rodgers, & K. Peng (Eds.). The psychological and cultural foundations of East Asian cognition: Contradiction, change, and holism (pp. 267–308). Oxford University Press.
10.
10. Riegel, K. F. (1973). Dialectic operations: The final period of cognitive development. Human Development, 16(5), 346–370. https://doi-org.proxy3.noblenet.org/10.1159/000271287
11.
11. Yang Ch.-Ch., & Yang Ch.-Sh. (2010). Dialectical thinking and creativity among young adults: A postformal operations perspective. Psychological Reports, 106, 79–92.
12.
12. Liu, H., Wang, F., & Yang, X. (2015) More Dialectical Thinking, Less Creativity? The Relationship between Dialectical Thinking Style and Creative Personality: The Case of China. PLoS ONE, 10, 4, e0122926. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0122926
13.
13. Belolutskaya, A. K. (2015). Multidimensionality of thinking in the context of creativity studies. Psychology in Russia: State of the Art, 8(1), 43–60. https://doi.org/10.11621/pir.2015.0105. EDN UFZCLB.
14.
14. Белолуцкая, А. К. (2017b). Диагностика способности старшеклассников и студентов к преобразованию проблемно-противоречивых ситуаций: методика «Герои в городе». Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 3(41), 54–71. EDN ZFOUMD.
15.
15. Belolutskaya, A. K. (2023). Intellectual Mechanisms of Solving of Problematic Situations with a High Degree of Uncertainty. In: N. Rezaei (Ed.). Brain, Decision Making and Mental Health. Integrated Science, vol. 12. Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-031-15959-6_30
16.
16. Шиян, О. А., Белолуцкая, А. К., Ле-Ван, Т. Н., и Зададаев, С. А. (2021). Когнитивное развитие дошкольников: взаимосвязь нормативных, преобразующих и символических способностей. Современное дошкольное образование, 6(108), 14–25.
https://doi.org/10.24412/1997-9657-2021-6108-14-25. EDN YTAAPS.
17.
17. Veraksa, N. E. (2010). Structural Approach to Dialectic Cognition. Psychology in Russia: State of the Art, 3, 227–239 .
18.
18. Veraksa, N. E., Belolutskaya, A. K., Vorobyeva, I. I. et al. (2013). Structural Dialectical Approach in Psychology: Problems and Research Results. Psychology in Russia: State of the Art, 6(2), 65–77.