Главная Выпуски 19 (3)

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАНИЯМ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

Педагогика и образование , УДК: 37.012 DOI: 10.24412/2076-9121-2025-3-61-78

Авторы

  • Савенков Александр Ильич доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
  • Двойнин Алексей Михайлович кандидат психологических наук

Аннотация

Статья рассматривает методологические и технологические аспекты обеспечения соответствия научных исследований в области образования универсальным требованиям, установленным в научном сообществе. Основное внимание уделяется анализу опыта повышения качества психолого-педагогических исследований через применение экспертной оценки их результативности комитетом по этике психолого-педагогических исследований. В работе рассматриваются активно обсуждаемые в научном и педагогическом сообществах ключевые требования к исследовательским проектам в сфере наук об образовании. Методологическая основа исследования базируется на принципах доказательной педагогики и современных стандартах научной деятельности. В статье подробно анализируются критерии оценки качества исследований, такие как научная новизна, методологическая обоснованность, практическая значимость и этическая корректность. Особое внимание уделяется роли экспертных комиссий в обеспечении высокого уровня исследовательской работы и их вкладу в формирование профессиональных стандартов в области психолого-педагогических исследований. На основании проведенного анализа делается вывод о том, что внедрение систематического подхода к экспертной оценке исследовательских проектов по критериям доказательности будет способствовать повышению их качества и научной ценности. Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по совершенствованию методологических основ и организационных механизмов проведения научных исследований в области образования.

Как ссылаться

Савенков, А. И. & Двойнин, А. М. (2025). ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАНИЯМ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (3), 61. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-3-61-78
Список литературы
1. 1. Ибрагимов, Г. И., и Ибрагимова, Е. М. (2024). Проблема доказательности в педагогических исследованиях: понятийно-терминологический контекст. Педагогика, 88(1), 21–28. EDN LVDXSQ.
2. 2. Шадриков, В. Д., Розов, Н. Х., и Боровских, А. В. (2012). Автореферат полностью отражает… Педагогика, 4, 100–111.
3. 3. Шадриков, В. Д., Розов, Н. Х., и Боровских, А. В. (2016). О направлениях повышения качества диссертаций по педагогике. Высшее образование в России, 3, 53–60.
4. 4. Подуфалов, Н. Д. (2024). О развитии междисциплинарных исследований в области наукообразовании. В Исследование проблем и тенденций развития высшего образования в современной России. Сборник научных трудов (с. 24–48). СПб.: РАНХиГС. EDN FQKUHN.
5. 5. Сериков, В. В. (2020). Доказательность результатов педагогического исследования как методологическая проблема. Инновационные проекты и программы в образовании, 6, 13–18.
6. 6. Методические рекомендации «Применение критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании». Под науч. ред. В. М. Филиппова. Москва: РАО, 2023.
7. 7. Басюк, В. С., и Краснощеков, Н. А. (2023). Особенности организации подготовки научных и научно-педагогических кадров в России: исторический опыт и современное состояние. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 21(4), 7–42. https://orcid.org/10.55959/MSU2073-2635-2023-21-4-7-42.
8. 8. Геворкян, Е. Н. Савенков, А. И., и Двойнин, А. М. (2018a). Комитет по этике психолого-педагогических исследований как инструмент освоения профессионально приемлемых этических стандартов магистрантами. Педагогика, 11, 66–73. EDN YOTXMD.
9. 9. Иванова, С. В. (2023a). Организационно-методологические основы подготовки диссертации. Учебно-методическое пособие. Москва: ИНФРА-М. https://doi.org/10.12737/1914747
10. 10. Иванова, С. В. (2023b). Методологические затруднения молодых исследователей-педагогов. В Педагогика и подготовка педагогических кадров. Сборник научных статей по материалам Пятого профессорского форума (Москва, 24 ноября 2022 г.). Саранск: МГПУ им. М. Е. Евсевьева. EDN VTHJTL.
11. 11. Абакумова, И. В., Алехина, С. В., Андрюшкова, О. В. и др. (2020). Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Ростов-на-Дону, Таганрог: ЮФУ. EDN VSLLTJ.
12. 12. Переславцева, Л. И. (2023). О доказательности в педагогических диссертационных исследованиях. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 68(4), 101–107.
13. 13. Пузанова, Ж. В., Филиппов, В. М., Симонова М. А., и Григорьева, Н. А. (2024). Доказательная педагогика: критерии экспериментальных исследований. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 21(1), 313–327. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-1-313-327.
14. 14. Алехина, И. Г., Жедяевский, Д. Н., Калашников, П. К. и др. (2024). Развитие общей теории и дидактики высшего образования и формирование эффективной информационной образовательной среды. Педагогика, 88(11), 5–15. EDN GTBURR.
15. 15. Романцова, В. К. (2024). К проблеме восприятия квазинаучного контента в современных условиях информатизации и цифровизации. В Ананьевские чтения. Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию общей психологии в Санкт-Петербургском государственном университете (Санкт-Петербург, 16–18 октября 2024 года) (с. 188). Нижний Новгород: Союзкниг. EDN GRMZXK.
16. 16. Савенков, А. И., Двойнин, А. М., Алисов, Е. А., и Севальников, А. А. (2017). Деятельность комитета по этике психолого-педагогических исследований как фактор повышения добросовестности проведения научных исследований в педагогическом университете. В Тенденции развития высшего образования: методологические и практические аспекты. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Ялта, 20–21 апреля 2017 года) (с. 358–364). Ялта: ГПА (филиал) КФУ им. В. И. Вернадского. EDN YYUQGD.
17. 17. Савенков, А. И. (2022). Комитет по этике психолого-педагогических исследований как инструмент борьбы с «академическим мошенничеством» студентов. Hominum, 4, 99–114. EDN YCDZPM.
18. 18. Сериков, В. В. (2024). Методологические ориентиры исследования и проектирования педагогического образования. В Инновационный вектор развития педагогического образования в современных реалиях. Коллективная монография (с. 11–37). Воронеж: Научная книга. EDN KETXMF.
19. 19. Сериков, В. В., и Евдокимова, А. И. (2024). Формирование исследовательской компетентности обучающихся ординатуры средствами интерактивных методов обучения. Отечественная и зарубежная педагогика, 1, 2(98), 6–34. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2024-98-6-34
20. 20. Двойнин, А. М. (2024). К проблеме экспертизы диссертационных исследований в области педагогики и психологии образования. В Ананьевские чтения. Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию общей психологии в Санкт-Петербургском государственном университете (Санкт-Петербург, 16–18 октября 2024 года) (с. 427). Нижний Новгород: Союзкниг. EDN OSNCYG.
21. 21. Геворкян, Е. Н., Савенков, А. И., и Двойнин, А. М. (2018b). Мониторинг соблюдения магистрантами профессионально приемлемых этических стандартов психолого-педагогических исследований. Вестник МГПУ. Серия. «Педагогика и психология», 2(44), 8–17. EDN XPSFJR.
22. 22. Dvoinin, A. M., Shukshina, S. E., Sevalnikov, A. A., Bulanova, I. S., & Ginting, H. (2020). Ethics Committee as A Tool to Improve the Management of Psychological and Pedagogical Research. SHS Web of Conferences: International Scientific and Practical Conference “Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks” (Moscow, April, 17, 2020), 79. Moscow: EDP Sciences. https://doi.org/10.1051/shsconf/20207902030
23. 23. Двойнин, А. М. (2018a). Понятие об академической честности обучающихся. В Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 19–20 ноября (часть II, с. 42–45). Под ред. Ю. П. Поваренкова. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. EDN YXDTQD.
24. 24. Двойнин, А. М. (2018b). Академическая честность обучающихся в образовательных организациях. В Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. Материалы Международной научно-практической конференции, Саранск, 04 декабря 2018 года (с. 140–144). Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева. EDN EUSHWL.
25. 25. Двойнина, В. К. (2025). Тенденции изменений в когнитивной сфере современных детей и подростков как потенциальные факторы подверженности индоктринации в цифровой среде. Мир науки. Педагогика и психология, 13(1). EDN VLWNTK.
26. 26. Васильева, О. Ю. (2024). Педагогическая наука должна служить делу повышения качества образования и воспитания. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования, 2, 5–9. EDN AABMAQ.
Скачать файл .pdf 434.06 кб