Авторы
- Ле-ван Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института си- стемных проектов МГПУ. E-mail: t.levan.pedagog@gmail.com
- Зададаев Сергей Алексеевич кандидат физико-матемаических наук, доцент кафедры ТВиМС Финансового университета при Правительстве РФ, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: zadadaev@mail.ru
- Шиян Игорь Богданович кандидат психологических наук, заместитель директора Института системных проектов, заведующий лабораторией разви- тия ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: igor.bogdanovich@gmail.com
- Шиян Ольга Александровна кандидат педагогических наук, веду- щий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: olgablues@gmail.com
Аннотация
В статье актуализируется использование для комплексной оценки качества дошкольного образования шкал ECERS-R как инструмента саморазвития системы дошкольного образования. Результаты проведенного в 2016 году исследования мнений работников дошкольных образовательных организаций об отдельных критериях качества, выраженных в индикаторах шкал, и их наличии в собственной практике сравниваются с экспертной оценкой качества дошкольного образования, полученной в ходе апробации шкал в 2015 году. На основании этого представлены рекомендации по использованию шкал для совершенствования рефлексивных способностей педагогов в процессе их профессионального развития.
Как ссылаться
Ле-ван, Т. Н., Зададаев, С. А., Шиян, И. Б. & Шиян, О. А. (2016). Оценка рефлексивных способностей педагогов и их развитие с помощью шкал для комплексной оценки качества образования ECERS-R Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2016, №3 (37),
Список литературы
1.
1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7-60.
2.
2. Борисенков В.П. Качество образования и проблемы подготовки педагогических кадров // Образование и наука. 2015. № 3 (122). С. 4-18.
3.
3. Бренифье О. Искусство обучать через дискуссию. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 128 с.
4.
4. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М.: Мариос, 2011. 472 с.
5.
5. Колесникова Е.М. Педагоги дошкольного образования в изменяющемся институциональном контексте: реформы социальной политики и перспективы профессиональной группы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2013. № 3 (31). С. 31-37.
6.
6. Недосека О.Н. О психологических особенностях профессионального поведения воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Дошкольное воспитание. 2011. № 5. С. 84-87.
7.
7. Основы андрагогики / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Academe, 2007. 240 с.
8.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Миноб-рнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета - Федеральный выпуск № 6241 (265). 25 ноября 2013 года. URL: http:// rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 06.06.2016).
9.
9. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С. 41-44.
10.
10. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях: переработанное издание. М.: Национальное образование, 2016. 130 с.
11.
11. Шеридан С. Нужно оценивать не детей, а качество дошкольного образования // Современное дошкольное образование. 2013. № 5 (37). C. 26-29.
12.
12. Шиян И.Б., Зададаев С.А., Ле-ван Т.Н., Шиян О.А. Апробация шкал оценки качества дошкольного образования ECERS-R в детских садах города Москвы //
13.
Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика
14.
и психология». 2016. №2 (36). С. 77-92.
15.
13. Шиян О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование. 2013. № 5. С. 68-78.
16.
14. Developmentally Appropriate Practice in Early Childhood Programs Serving Children from Birth through Age 8: A position statement of the National Association for the Education of Young Children (NAEYC). USA, 2009. 32 p.
17.
15. Early Child Development Agency: Official web-site. URL: https://www.ecda.gov. sg/pages/default.aspx (application date: 06.06.2016)
18.
16. Sheridan S., Giota J., Han Y.-M., Kwon J.-Y. A cross-cultural study of preschool quality in South Korea and Sweden: ECERS evaluations // Early Child Research Quarterly, Volume 24, Issue 2, 2009. Pp. 142-156.
19.
17. Sylva K., Siraj-Blatchford I., Taggart B., Sammons P., Melhuish E., Elliot K., et al. Capturing quality in early childhood through environmental rating scales // Early Child Research
20.
Quarterly, Volume 21, 2006. Pp.76-92.
21.
18. Tietze W., Cryer D., Bairrao J., Palacios J., Wetzel G. Comparisons of observed process quality in early child care and education programs in five countries // Early Childhood Research Quarterly, Volume 11, Issue 4, 1996. Pp. 447-475.