Авторы
- Асонова Екатерина Андреевна кандидат педагогических наук
- Киктева Ксения Сергеевна кандидат педагогических наук
- Сененко Олеся Владимировна кандидат филологических наук, доцент
Аннотация
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что спортивные клубы стали обязательной частью образования в российских школах, однако клуб недостаточно осмысляется как компонент образовательного процесса. Представленное в статье исследование было направлено на разработку модели деятельности школьного спортивного клуба как способа организации взаимодействия всех участников образовательных отношений в образовательной организации. Для проведения исследования были использованы такие методы, как анализ российских и зарубежных публикаций по теме, интернет-контента, отражающего деятельность клубов, а также интервьюирование руководителей клубов и собственно моделирование деятельности школьного спортклуба. В результате определения места спортклуба в структуре образовательной организации и выявления его образовательного потенциала были раскрыты приемы и методы вовлечения школьников, педагогов, родителей в школьное сообщество; определены наиболее эффективные подходы к осуществлению медийного освещения деятельности клуба; дополнительно было уточнено, как может быть актуализирован материал по теме здорового образа жизни, чтобы он был востребован руководителями школьных спортклубов и другими педагогами. Представленная в статье модель отражает способы включения клуба в структуру образовательной организации, основанные на определении места разных участников образовательных отношений: школьников, родителей, педагогов,
представителей администрации — в процессе встраивания темы спорта и здорового образа жизни в повестку всей школы. Деятельность клуба определяется через понятия «событие» и «сообщество», задачи которого связаны как со спортом и соревнованиями, так и с созданием условий для продвижения здорового образа жизни и вовлечением в физкультурно-спортивную деятельность все большего количества желающих. Разработанная модель может быть использована образовательными организациями как основа развития деятельности спортивного клуба.
Как ссылаться
Асонова, Е. А., Киктева, К. С. & Сененко, О. В. (2024). ШКОЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К МОДЕЛИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (1-1), 32. https://doi.org/371.833.1
Список литературы
1.
1. Апанаева, Е. Р. (2018). Школьный спортивный клуб как средство оздоровления населения. В: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, посвященной десятилетию победы Казани в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады – 2013, Казань, 24 апреля 2018 года (в 3 т., т. 2, с. 8–11). Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. https://elibrary.ru/item.asp?id=35103237
2.
2. Гаврикова, Т. А. (2019). Школьный спортивный клуб как платформа для социальной интеграции. В: Проблемы и перспективы развития сельских образовательных организаций. Материалы Международной научно-практической конференции, Ярославль, 28–30 марта 2019 года (с. 388–392). Ярославль: Б. и. https://elibrary.ru/item.asp?id=38200969
3.
3. Моргунова, Е. В. (2018). Популяризация ВФСК ГТО в рамках работы школьного физкультурно-спортивного клуба «Тридцаточка». В: Спорт и физическая культура: интеграция научных исследований и практики. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Курган, 20 апреля 2018 года (с. 91–92). Курган: Курганский государственный университет. https://elibrary.ru/item.asp?id=35240072
4.
4. Щвец, Г. В. (2019). Особенности реализации проекта «Школьный спортивный клуб» в общеобразовательные школы. В: Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте. Материалы XIII Международной научно-практической конференции, Смоленск, 28–30 января 2019 года (с. 352–355). Смоленск: Б. и. https://elibrary.ru/item.asp?id=41512655
5.
5. Бортникова, С. А. (2022). Школьный спортивный клуб как форма организации физкультурно-спортивной деятельности обучающихся в условиях малочисленной сельской школы. В: Культура физическая и здоровье современной молодежи. Материалы V Международной научно-практической конференции, Воронеж, 15 сентября 2022 года (с. 62–66). Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет.
https://elibrary.ru/item.asp?id=49319843
6.
6. Журавлев, А. Д. (2022). Школьный спортивный клуб в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В: Современное интегративное пространство специального и инклюзивного образования. Сборник научных трудов по материалам XV Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной памяти профессора Р. Е. Левиной, Курск, 24–25 февраля 2022 года (с. 85–90). Курск: Курский государственный университет. https://elibrary.ru/item.asp?id=49270319
7.
7. Мещеряков, В. С. (2022). Школьный спортивный клуб как форма внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности. В: Преподаватель года 2022. Сборник статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 07 декабря 2022 года (в 2 ч., ч. 2, с. 295–301). Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И. И.). https://elibrary.ru/item.asp?id=49921330
8.
8. Чудаева, О. И. (2021). Школьный спортивный клуб в педагогическом пространстве общеобразовательной организации. Апгрейд молодежных инициатив: Обновление – 2025. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 29–30 октября 2021 года (с. 90–94). Ульяновск: Зебра (ИП Кеньшенская В. В.). https://elibrary.ru/item.asp?id=48002000
9.
9. Саламатина, О. В. (2021). Школьный спортивный клуб: развитие через диалог и объединение. Молодые исследователи и наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник научных статей по материалам Всероссийской (с международным участием) студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 27–28 декабря 2021 года (c. 148–151). Йошкар-Ола: СТРИНГ. https://elibrary.ru/item.asp?id=47740751
10.
10. Стерхов, Д. А. (2022). Сетевое информационно-образовательное обеспечение проекта «Школьный спортивный клуб» (на примере клуба «Сокол»). Формирование научного и кадрового потенциала развития Удмуртской Республики. Сборник конференции, Ижевск, 08–10 ноября 2022 года (с. 581–589). Ижевск: Удмуртский университет. https://elibrary.ru/item.asp?id=49991449
11.
11. Котуранова, И. Д. (2022). Школьный спортивный клуб: проблемы и особенности. Научные труды Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского. Материалы докладов психолого-педагогических секций, Калуга, 12–14 апреля 2022 года (с. 61–65). Калуга: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского. https://elibrary.ru/item.asp?id=49365436
12.
12. Chang, Sh.-Yu. (2022). A Study of the Students’ Participation Motive in Hugh School Sports Club. PUPIL: International Journal of Teaching, Education and Learning, 6(1), 56–71. https://doi.org/10.20319/pijtel.2022.61.5671
13.
13. Bhushan, R. (2020). Impact of Sports Club Membership on Building of Attitude towards Physical Education and Sports. International Journal of Interdisciplinary Research and Innovations, 4(2), 1–7.
14.
14. Son, S.-H., Ko, Y., & Kim, J.-S. (2021). Self-esteem and social development according to participation in school sports club. Journal of Exercise Rehabilitation, 17(3), 164–168. https://doi.org/10.12965/jer.2142286.143
15.
15. Cho, N., Shin, M., & Ahn, H. (2022). Psychosocial Characters and Their Behavioural Indexes for Evaluation in Secondary School Physical Education Classes
and Sports Club Activities. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(11), 6730. https://doi.org/10.3390/ijerph19116730
16.
16. Seino, J., Tamaru, N., & Takahashi, Y. (2023). The Ideal Image of an Instructor Desired by Students for High School Baseball Club and Ekiden Club Competitive at the Highest Level in Japan: Based on Focus Group Interviews with the Club Member Students. Japan Journal of Physical Education, Health and Sport Sciences, 68, 191–208. https://doi.org/10.5432/jjpehss.22068
17.
17. Mineshita, Yu., Kim, H.-K., Shinto, T., Kuwahara, M., & Shibata, S. (2021). Attending a Sports Club Can Help Prevent Visual Impairment Caused by Cram School in Elementary School Children in Japan. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(23), 12440. https://doi.org/10.3390/ijerph182312440
18.
18. Larsen, M., Madsen, M., Cyril, R., Madsen, E., Lind, R., Ryom, K., Christiansen, S., Elbe, A-M., & Krustrup, P. (2021). Well-being, physical fitness and health profile of 10–12 years old boys in relation to leisure-time sports club activities: a cross-sectional study. BMJ Open, 11, e050194. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2021-050194
19.
19. Nambiar, V., & Giri, R. (2022). Biophysical and anthropometric indices of children enrolled in a customized sports club in a school setting. IP Journal of Nutrition, Metabolism and Health Science, 5(2), 57–64. https://doi.org/10.18231/j.ijnmhs.2022.011
20.
20. Biese, K., Winans, M., Hernandez, M., Schaefer, D., & Bell, D. (2021). The Association of High School Sport Participation and Injury History in Collegiate Club Sport Athletes. Journal of Athletic Training, 56(12), 1271–1277. https://doi.org/10.4085/1062-6050-0021.21
21.
21. Steiger, A., & Furrer, V. (2019). Social participation of children with intellectual disabilities in integrative physical education and integrative sports clubs (SoPariS). In: Conference: “Sport and Brain”, 11. Annual Meeting of the Swiss Society of Sport Science At: Fribourg/Freiburg (CH).
22.
22. Suzuki, H. (2020). A study on “corporal punishment” in school sports clubs in Japan: A focus on a popular belief, “the military origin theory”, that the roots of corporal punishment in Japanese sports clubs come from some behavioral patterns in the Japanese old military. Japan Journal of Physical Education, Health and Sport Sciences, 65, 205–223. https://doi.org/10.5432/jjpehss.19063
23.
23. Cho, K., Tsuda, E., & Oh, D. (2022). School Sports Club in South Korea: Supporting Middle School Students’ Physical Activity Engagement and Social-Emotional Development in Schools. Journal of Physical Education Recreation & Dance, 94(4), 9–13. https://doi.org/10.1080/07303084.2023.2172110
24.
24. Седова, Ф. В. (2021). Школьный спортивный клуб «Старт» — путь к здоровью и успеху. Источник, 3, 41–42. https://elibrary.ru/item.asp?id=46709841
25.
25. Nuñez Enriquez, O., & Oliver, K. (2020). ‘Can we play the real sport?’ Co-creating a student-centered after-school sports club. Physical Education and Sport Pedagogy, 27(3), 231–246. https://doi.org/10.1080/17408989.2020.1867716
26.
26. Kraft, E., Culver, D., & Cayer, I. (2020). Communities of practice. A how-to model for building social learning spaces. Coaching Association of Canada. 26 p. https://coach.ca/sites/default/files/2020-10/CoP%20FINAL-EN.pdf
27.
27. Слободчиков, В. И. (2010). Со-бытийная образовательная общность — источник развития и субъект образования. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 3(2), 3–8. https://cyberleninka.ru/article/n/so-bytiynaya-obrazovatelnaya-obschnost-istochnikrazvitiya-i-subekt-obrazovaniya/viewer
28.
28. Никитина, А. Б. (2023). Опыт деятельностного и событийного подхода в обучении школьных учителей основам театральной педагогики или drama in education. В: Тренер-технолог — новая педагогическая позиция. Сборник материалов V съезда тренеров-технологов деятельностных образовательных практик (с. 183–190). Москва: Авторский Клуб. https://elibrary.ru/item.asp?id=53928332&pff=1